Усов Павел: Треть белорусов готовы с лёгкостью отказаться от собственного государства
К такому печальному выводу пришел доктор политических наук Павел Усов, анализируя сентябрьский опрос общественного мнения НИСЭПИ.

Усов Павел:  Треть  белорусов готовы с лёгкостью отказаться от собственного государства
«За 20 лет государственное национальное сознание у белорусов не сформировалось»

- Если бы сегодня проходил референдум об объединении Беларуси и России, «за» проголосовали бы 27,6%, против — 46,9% респондентов (в июне было 31,2% против 46,5%). Количество противников объединения с Россией достигло максимальной отметки. Чем вызвана подобная метаморфоза?

- На мой взгляд, эти данные до конца не отражают реальных преференций белорусов, так как сам по себе вопрос: как бы вы проголосовали, если бы проводился референдум «об объединении России и Беларуси»? - не корректен. Во-первых, объединение предусматривает создание одного государства, то есть, объединение Беларуси с Россией, а значительная часть граждан, даже из тех, кто поддерживает Лукашенко, против такого формата объединения. Во-вторых, риторика Минска и Москвы не содержит в себе высказываний об объединении, формально речь ведется о создании равноправного союзного государства.

Понятно, что это манипуляции с формулировками, но именно они порою играют важную роль в практической сфере. Ведь в сознании простого обывателя фразы «объединение Беларуси и России» и «создание Беларусью вместе с Россией» будут иметь различную коннотацию. Поэтому, если бы вопрос звучал иначе: «поддерживаете ли вы интеграцию Беларуси, России и Казахстана»? - число сторонников было бы значительно выше, о чем и свидетельствуют другие цифры из опроса. Более чем уверен, что если бы и проводился референдум, то вопросы были бы сформулированы иначе и фразы «объединения России и Беларуси» даже не звучало бы. Хотя и так понятно, мнения народа по этому поводу никто спрашивать не будет.

- Белорусы видят в России угрозу независимости страны?

- Эти цифры также говорят о том, что антинациональный и антигосударственный тренд в Беларуси остается очень высоким, несмотря на 20 лет существования независимой Беларуси. Этот факт свидетельствует о том, что целостного государственного национального сознания у белорусов не сформировалось и что около 30% (а может, и больше) белорусов готовы с лёгкостью отказаться от собственного государства, при этом совершенно не понимая - ради чего.

Что же касается колебаний общественного мнения в связи с конфликтами на линии Минск-Москва, то они не являются определяющими в формировании государственного сознания и укрепления понимания важности национального суверенитета и не способствуют реальному «убеганию от России».

«Низкая зарплата – плохой Лукашенко, поднялась зарплата – хороший Лукашенко»

- Белорусы отмечают ухудшение экономического самочувствия, однако социологи фиксируют рост рейтинга Лукашенко. Если жизнь ухудшается, почему растет рейтинг белорусского правителя, который единолично правит страной?

- Изучать общественное мнение в условиях авторитаризма крайне сложно, ведь люди могут думать одно, а говорить совершенно другое. Многие западные исследователи общественного мнения утверждают, что в недемократических странах оно не существует, так как люди в таких странах, как Беларусь, не всегда хотят говорить о том, что думают. В свою очередь в авторитарных режимах власти мало беспокоятся относительно того, что люди думают, их больше волнует, то, что они говорят. Поэтому, основной задачей правителей является стремление заставить людей, если не говорить, то, что нужно властителям, то, по крайней мере, молчать. А узнать, о чем молчат люди, а в данном случае белорусы, не так просто.

Тем не менее, в сознании белорусского общества существует ряд шаблонов, культурных детерминантов, которые тяжело изменить, но которые могут определять и определяют политические предпочтения на протяжении долгого времени. Это касается и отношения белорусов к Лукашенко.

В нашей стране существует немалая группа людей, порядка 25% населения, которая готова поддерживать своего лидера независимо от экономических факторов и собственного положения. Эта иррациональная привязанность (подростковая любовь), обусловленная патриархальными, консервативными традициями, которые достаточно сильны в сознании белорусов.

Мнения же и предпочтения основной массы населения обусловлены не идеологией, не политическими ценностями или эмоциональными предпочтениями к лидерам, а сиюминутными экономическими скачками. Их отношения к власти в целом, и Лукашенко в частности определяется уровнем зарплаты: «низкая зарплата – плохой Лукашенко, поднялась зарплата – хороший Лукашенко». Поэтому властям и приходится регулярно (особенно в преддверии выборов) повышать доходы населения и, таким образом, гасить раздражимость и покупать лояльность массы. Заработки за последнее полугодие в Беларуси подросли, соответственно, подрос рейтинг.

«Сильная рука» пытается решить  проблемы, которые сама  и создает

- 54% опрошенных нуждаются в «сильной руке». Неужели за 19 лет еще не наелись?

- Кроме упомянутых аспектов в формировании рейтинга Лукашенко, есть еще и фактор неуверенность части белорусов в том, что без Лукашенко будет лучше. Сила Лукашенко в неверии белорусов в перспективность перемен. Здесь также следует учитывать негативные тенденции в странах, где были свергнуты недемократические режимы: Украина, Грузия, Египет, Ливия.

Мне кажется, что перемены в сознании белорусов начинают ассоциироваться с серьезными гражданскими беспорядками. Формированию такого убеждения в немалой степени способствует и государственная пропаганда. Отсюда, вероятно, такая приверженность к «сильной руке», как желание сохранить гражданское спокойствие.

С другой стороны, это результат извращенного представления белорусов об обществе и государстве. За годы существования СССР и нынешнего политического режима сложилось убежденность в том, что общество и государство не могут функционировать без взяток, блата и произвола чиновников. Соответственно, при ослаблении центральной власти все эти негативные тенденции приобретают чудовищные размеры, как, например, в России. Поэтому сильная личная власть создает видимость социальной справедливости, сдерживая вседозволенность бюрократии. В реальности, «сильная рука» пытается решить те проблемы, которые сама же и создает. Непрозрачность административно-командной системы, подотчетность чиновников не гражданам, а вышестоящим руководителям создает условия для всякого рода злоупотреблений, сдерживать которые приходится другой рукой «железной». Со стороны, это может напоминать, армреслинг с самим собой. Тем не менее, имитация борьбы, со скандалами и наказаниями чиновников укрепляют у населения миф о значимости сильного правителя.

«Скрытое устранение оппонентов»

- Политолог Валерий Карбалевич сделал вывод: Беларусь превращается в страну мигрантов. За рубежом работает 25,8% населения, и  около 40% хотели бы выехать за границу на постоянное место жительства. И делает прогноз: чем больше будет трудовая эмиграция, тем выше окажется рейтинг Лукашенко. Вы согласны?

- Проблема белорусской эмиграции и миграции заключается в том, что из страны выезжает главным образом образованная, экономические и социально активная часть населения, которая в массе своей недовольна, существующим порядком вещей в стране. Этот процесс снимает внутренне напряжение в системе, так как те, кто остается, либо довольны, либо свыклись со своим положением. Поэтому, отток населения из Беларуси отражается на общественных настроениях в целом. Кроме этого, политическая оппозиция остается без своего социального ресурса и поддержки.

Этот процесс можно назвать «скрытым устранением оппонентов». Во времена Российской Империи, после восстаний 1831 и 1863 годов, тех, кто участвовал в бунтах и выказывал недовольство властями, массово переселяли вглубь России или вынуждали покинуть свою родину. В сталинские времена недовольных сажали или расстреливали. Таким образом решался вопрос оппозиции и сопротивления. В сегодняшней Беларуси граждане в большинстве своем, по своей воле вынуждены покидать страну в поисках лучшей жизни, увозя с собой протест и недовольство.