Специализированный международный журнал International Arts Manager в каждом своем выпуске презентует дневник одного из известных людей, работающих в сфере менеджмента искусств.

Условие одно – честно описывать свои профессиональные, и не только, действия на протяжении одной недели. В октябрьском номере журнала публикуется дневник арт-директора Белорусского Свободного театра Натальи Коляды.

Понедельник

Как правило, этот день недели не предполагает, что окажешься в месте, которое очень подходит под описание словосочетанием «райский уголок». Фалмос – небольшой городок, расположенный в Корнуолле, на юге Англии. Мы приехали туда с Николаем Халезиным и Юрием Колядой поздним воскресным поездом. Накануне вечером шел дождь, и наступившее солнечное утро мы встретили за чашкой горячего кофе в Merchants Manor, где к нам присоединился профессор Ларри Линч – вдохновитель и глава Академии исполнительских искусств при университете Falmouth, по приглашению которого мы и прибыли в Фалмус.

Причин нашего приезда было две. Первая – обсуждение грядущего сотрудничества; вторая, незапланированная, но приятная: произнести напуственное слово перед выпускниками отделения исполнительных искусств. До начала церемонии – перечитывание тезисов речи и знакомство с неординарными личностями, входящими в попечительский и предоподавательский составы: легендарная Леди Джэннет Риттерман, профессора Энн Карлайл, Джэфф Смит, многие другие... Затем, надевание академических мантии и шляпы, кисточки от которой традиционно должны свисать слева. Выбрав для выступления тему «Вызовы и выбор», я понимала, что она достаточно провокативна для такого праздничного дня. Но, в то же время, вспоминала Гарольда Пинтера и Иосифа Бродского, которые не боялись обострить ощущения студентов, выходящих в новый для себя, жесткий мир.

После обеда мы вместе с Сюзан Булл, PR-директором университета, отправились прогуляться в порт. Узнали любопытную информацию – исторически Фалмос был информационными воротами Британии, – сюда приплывали корабли с гонцами, доставляющими информацию. Наверное этим можно объяснить тот факт, что Корнуолл владеет самой скоростной интернет-сетью в Европе.

Вечером – совещание с Гари Риченс, продюсером короткометражного фильма, который мы сняли совместно с театром Young Vic и газетой The Guardian. Сценарий к нему был написан Николаем Халезиным, моим мужем и со-основателем Белорусского Свободного театра, а снят Владимиром Щербанем, режиссером и нашим партнером, вместе с которым мы создали театр.

Владимир, вместе с нашим генеральным менеджером Фенеллой Доуни, уникальным человеком и редким театральным специалистом, приехали утром в Фалмос для знакомства с людьми и университетом, с которым мы готовим генеральное соглашение о сотрудничестве. По нему, университет возьмет на вооружение нашу педагогическую методику Total Immersion, и в сотрудничестве мы создадим более десятка спектаклей, как с участниками своей труппы, так и со студентами университета Falmouth.

Началась последняя неделя работы над нашим первым совместным фильмом. В нем снялся Джуд Лоу, составив компанию Николаю в исполнении главных ролей. Джуд давно стал для нас не только одним из попечителей театра, но и близким другом, и партнером.

Вечер завершался ужином с теми людьми, с которыми мы гарантированно будем работать следующие три года. Но уже сейчас есть ощущение, что жизнь свела нас на гораздо больший срок.

Мы говорили о наших детях, которые сегодня начали новый учебный год в школах и колледжах. Вечер близился к завершению, когда Клаус Крузе, один из ведущих лекторов университета Falmouth, заражающий всех вокруг своим позитивным взглядом на жизнь, отправился домой первым, – со дня на день у них с супругой должен на свет появиться малыш.

Вторник

7:30. Первое, что делаю, проснувшись и приведя себя в порядок – читаю соглашение с нашим новым бухгалтером. Хочется полной прозрачности во взаимоотношениях с новым обретенным домом.

8:00. Встреча с Фенеллой для обсуждения повестки дня Совета попечителей и нашего первого директорского отчета, в качестве театра, зарегистрированного в Великобритании. Главный вопрос повестки дня: сохранения природы и сути театра, который рожден при диктатуре и продолжающий играть там, но, в то же время, организация полноценной работы в Великобритании. Нежелание встраиваться в любую систему; финансовые потери после Эдинбурского фестиваля; фандрайзинговая стратегия; перспективы сотрудничества с университетом, – все эти темы мы обсуждаем с присоединившимися к нам Николаем, Владимиром и Юрием.

Едем в университетский кампус. Восторг от Центра исполнительских искусств, построенного три года назад, и оснащенного по последнему слову техники, с использованием новейших театральных технологий. Обойдя все студии, залы и мастерские, садимся прямо на пол в студии «А». Здесь и проводим финальную стадию переговоров о нашей совместной работе: проведение резиденций, спектакли на тему изменения климата и деньгах; параллельная работа со студентами; создание учебников и книг; фильм, фиксирующий изменения от спектакля к спектаклю...

Один из присутствующих – Крис, представитель Amnesty International. С ним обсуждаем технологию привлечения аудитории к общественным кампаниям, которые ведем самостоятельно, и в содружестве с Free Belarus Now, пытаясь привлечь максимальное внимание к массовым нарушениям прав человека в Беларусм. 16 лет жизни при диктатуре и три последних года в изгнании, усилили осознание того, как важно быть инициатором политических и общественных изменений, и четкое осознание тезиса «кто, если не ты».

Клаус снова уходит первым, и мы расстаемся в ожидании новостей от него. Улетаем в Лондон из крошечного аэропорта. Поговорить на отвлеченные темы не получается – весь маршрут до дома обсуждаем в деталях завершающую фазу работы над фильмом, логистику получения америкинских виз для наших актеров и подготовки к экспедиции в Западную Африку, Индию и Южную Америку для сбора материала для нового спектакля High Degree.

Странное ощущение затрудненного дыхания. Похоже, я заболеваю.

Среда

Поехала на встречу с Питером Базалгетт, руководителем Art Council England, и Дэвидом Лэном, артистическим директором театра Young Vic и председателем попечительского совета Белорусского Свободного театра. В последние три года, пока мы живем в Великобритании, Young Vic стал одной из немногих констант, которая сохранилась в нашей жизни. Встреча с Питером, чье расписание заполнено на несколько месяцев вперед, была подтверждена в начале августа. Именно Питер, в компании с Вернон Элис, председателем British Council, решили провести в доме одного из них мероприятие в поддержку Свободного театра, по просьбе Дэвида Лэна. Мы встретились, чтобы обсудить идею нашего нового дома – места для театра, где мы могли бы репетировать, играть новые спектакли, обучать студентов. Встреча была вынужденно короткой из-за состояния моего здоровья.

День продолжился встречей с врачами и вызывал у меня панику из-за произнесенного врачом сова «пневмония». Завтра, в четверг, должен состояться совет попечителей, где мы должны презентовать детально проработанную концепцию развития театра, и подготовиться к мероприятию, которое можно считать ключевым событием закладки нашего будущего, с опорой на «две ноги» – с базой в Лондоне и отлаженной работой в подполье в Минске.

Я прошла тесты, и врач сообщил, что результаты будут известны не ранее утра следующего дня. Вернувшись домой, вышла в скайп, чтобы пообщаться с родителями: с мамой – о детях; с папой, преподающем сценическую речь в нашей театральной лаборатории Fortinbras – снова о работе. Говорили о подготовке наших актеров к гастролям в Шекспировском театре «Глобус» со спектаклем «Король Лир». Гастроли сложные еще и отому, что Владимиру предстояло в кратчайшие сроки ввести в состав пятерых актеров, включая двоих британцев.

Четверг

Оказалось, что это пневмония, пусть и проявленная не в самой тяжелой форме. Это означает, что все встречи, переговоры, интервью надо перенести в он-лайн режим. За заседание Совета попечителей я не переживала, поскольку знала, что Николай и Владимир смогут справиться с ситуацией. Преимущество быть замужем за человеком, с которым занимаешься одним делом, в том, что он знает все то же, что и ты. Перед уходом супруга из дому, мы прошлись по всем пунктам, которые должны быть озвучены. Николай, будучи человеком мудрым и позитивным, озвучил программу развития возможно даже лучше, чем я.

После заседания мы обсудили с Владимиром проблемы с подготовкой «Короля Лира». Есть лишь неделя, при огромном объеме работы. Уникальность нашего партнера в том, что, даже находясь во временном цейтноте, он продолжает искать новые творческие откровения в материале.

Получила последнюю версию нашего фильма Connection. Володя, Николай и Юрий в столь же сложных временных условиях монтировали музыку финальной версии.

Пятница

Надежда на то, что можно поболеть, отвлекшись от работы, развеялась рано утром. День начался с интервью, которое я дала легендарной личности – австралийскому журналисту Крусэйдер Хиллс, который со своим партнером на протяжении 20 лет содержит уникальный книжный магазин «Зайцы и Гиены», расположенный в центре Фицроя. Разговор шел о том, как можно конвертировать жестокость в акт искусства, в разных его проявлениях. Проговорили около часа и договорились на встречу в Мелбурне в октябре, во время гастролей там Свободного театра.

Затем ответ на лавину писем на тему производства и проката постановок следущего года: High Degree, о войнах в зонах, страдающих от изменения климата, Merry Christmas, ms. Meadows, поднимающем тему сексуальной идентификации, и спектакля на тему денег.

Финал вечера – вычитка русских субтитров для фильма Connection.

Суббота

Я пообещала себе и детям, что буду болеть. Обещания ничего не делать хватило на полтора часа просмотра фильма о струнном квартете, который из-за болезни одного из участников разрывало на части. После просмотра фильма младшая дочь приготовила невероятно вкусные французские тосты с компотом из черники. Вернувшись в комнату, и нарушив обещания отдыха, мы с Николаем уткнулись в компьютеры. Поговорили с Владимиром об открытии нового театрального сезона в подполье в Минске постановкой «Родные и Близкие», которую он осуществил по скайпу в декабре прошлого года. Затем общение с Дэвидом Лэном и Майклом Аттенборо, людьми, нам бесконечно близкими. Затем, обсуждение с Фенеллой планов на понедельник.

Спокойная переписка о будущем прервалась фразой Николая: «Вот черт! Опять!». В Минске очередной рейд милиции на наш спектакль во время открытия нашего 9-го сезона в подполье в Беларуси. Мы получали только обрывки информации: снова милиция; переписка всех личных данных; актерам не выходить, с ними будут говорить отдельно; всем зрителям покинуть помещение...

В этом момент все сжимается внутри и не отпускает. Начиная с этой ночи, в течение суток наши актеры должны покинуть Беларусь и добраться до Лондона, чтобы начать репетиции «Короля Лира» и выйти на сцену легендарного «Глобуса» 23-го сентября.

Через несоколько часов получаем информацию, что всех отпустили. Остается ждать полдня, до тех пор, пока мы узнаем, что все члены труппы смогли выбраться из Беларуси.

Воскресенье

Глаза прикованы к компьютеру в ожидание новостей от нашей команды, которая выбирается из Беларуси. При этом, из головы не идут мысли о завтрашнем дне.

Завтра мы презентуем наш первый художественный фильм – Connection. Короткий метр, всего 10 минут, но он дал возможность поработать с потрясающими людьми: Гарри Риченсом, Аркашей Юшиным, Лешей Тереховым, Патриком Хьюзом, Ноа Пейном...

Завтра состоится мероприятие, на котором мне нужно будет говорить о доме для театра.

Пишу тезисы речи. Спорю сама с собой, но главное чего боюсь – самоцензуры. И неважно, чем она продиктована – боязнью финансовых потерь или давлением диктатуры. Важно сохранять свой голос чистым.

Завтра начнуться репетиции «Короля Лира», и мы снова, на короткий промежуток времени, будем пребывать в одной общей реальности с нашими актерами и менеджерами, которым удалось покинуть на время страну, где театру нет места.

Завтра – годовщина похищения и убийства Анатолия Красовского и Виктора Гончара, людей, с которыми мы работали, и которые, как и другие наши друзья, были арестованы, посажены в тюрьмы, убиты или похищены. Снова и снова задумываешься над тем, что с нами происходит. Мы живы, мы не в тюрьме, и у нас нет права «оставаться над схваткой», занимаясь «чистым искусством», – мы должны просто оставаться людьми.

P.S. А у Клауса, кстати, родилась дочь.