Как Россия превратилась в мировое посмешище

Миролюбивая внешняя политика РФ, которая есть продолжение ее же (РФ) высокоэффективной внутренней политики, приносит все более достойные плоды. Как на постсоветском пространстве, так и за его пределами.

Намедни в Минске был арестован генеральный директор гигантской российской компании «Уралкалий» Владислав Баумгертнер. Этот эффективный менеджер приехал в Белоруссию по приглашению премьер-министра последней Михаила Мясниковича на переговоры о судьбе всеобщей торговли калием, в которой сестринские страны — учредители Союзного государства РФ и РБ — связаны тесно, как губы и зубы.

Как известно, дело в том, что «Уралкалий» еще в прежние времена хотел купить «Беларуськалий», вкупе с которым образовал бы крупнейшего производителя удобрений в мире. Но фактический владелец «Уралкалия», известный российско-дагестанский бизнесмен Сулейман Керимов, и президент РБ Александр Лукашенко типа не сошлись в цене. В результате началась долгая политико-корпоративная война. В ходе которой «Уралкалий» сначала нанес удар по «Беларуськалию», обвалив мировой рынок калийных удобрений. А в ответ дружественные/союзные власти отправили пресловутого г-на Баумгертнера в СИЗО КГБ Белоруссии. Причем там же, по некоторым данным, должны были оказаться еще сам г-н Керимов, а заодно и очень серьезная политическая фигура — председатель совета директоров «Уралкалия», экс-руководитель кремлевской администрации Александр Волошин. Но эти джентльмены благоразумно не прибыли на судьбоносные переговоры в Минск, дав возможность отдуваться своему безотказному топ-менеджеру.

В ответ первый зампред Правительства РФ Игорь Шувалов (по слухам, весьма близкий к Сулейману Керимову) заявил, что поведение официального Минска «не влезает ни в какие рамки». Г-н Волошин, счастливо избежавший узилища, дал понять, что экономические споры с помощью следствия и прокуратуры не решаются. А главврач РФ, шеф Роспотребнадзора Геннадий Онищенко в очередной раз поставил под сомнение качество белорусских молочных продуктов, поставляемых в Россию. Кроме того, с 1 сентября наша многонациональная держава сокращает поставки нефти РБ по нефтепроводу с говорящим названием «Дружба» (разумеется, из-за срочного ремонта трубы) и т.п.

Что хочется сказать по всему этому поводу?

Во-первых. Я, конечно, искренне сочувствую Владиславу Баумгертнеру как всякому физическому человеку, оказавшемуся в столь драматических обстоятельствах. Но все же не очень понятно, какие такие рамки, куда ничего не влезает, имеет в виду г-н Шувалов. Те, в которые уже влезли и «дело ЮКОСа», и «болотное дело», и пятилетний приговор Алексею Навальному из-за «Кировлеса»? И не кажется ли г-ну Волошину, что именно современная российская элита, в которой он со своими партнерами по «Уралкалию» играет не последнюю роль, сама и учредила систему разрешения коммерческих противоречий посредством тюремной камеры? Нужны многочисленные примеры или всем и так все известно? Так что выступать в роли морально-правового ментора России в сложившейся ситуации как-то совсем не пристало.

Во-вторых. Главврач Онищенко все больше воспринимается в окружающем Россию мире как глупый скабрезный анекдот. Ну, уже тормозили белорусские молочные продукты в 2009 году, и что? И запрещали грузинские вина, которые в результате нашли себе новые рынки сбыта. И минеральную воду «Боржоми», которая оказалась не ужасной и не опасной, а чудесной и прекрасной, как только (2012 год) заводы Боржомской долины перешли под контроль российской ФПГ «Альфа-консорциум». И украинские конфеты фабрики «Рошен» показались главврачу плохими, несмотря на то что его страхи не разделила больше ни одна постсоветская страна. Так что главный ущерб все эти псевдоврачебные телодвижения нанесли репутации России, и всё тут.

Главное, что мы точно узнали в последние дни, — Союзное государство РФ и РБ есть фикция и блеф. Говорить о нем как о реально имеющем место факте политики и геополитики больше нельзя. Хотя, разумеется, многие наблюдатели еще годами будут пытаться это делать. Изображая, что вот-вот отношения наладятся, а Лукашенко помирится с Владимиром Путиным. (Хе-хе.)

А еще в тот самый день, когда гендиректор Баумгертнер был задержан в минском аэропорту, окончательно и бесповоротно выяснилось, что Украина не войдет в Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Об этом премьеры Дмитрий Медведев (РФ) и Николай Азаров (Украина) договорились-таки на переговорах в Москве. А то мы раньше не знали!

Украина будет создавать зону свободной торговли с Евросоюзом — соглашение об этом планируется подписать в ноябре 2013 года в Вильнюсе, на саммите так называемого Восточного партнерства (объединения 6 стран бывшего СССР, желающих больше дружить с ЕС, чем с РФ). И никакие российские угрозы на донельзя братскую Украину уже не действуют. Несмотря на то что премьер Азаров свободно не владеет ни одним языком, кроме русского. Наши экономические власти попытались в запальчивости и раздражении устроить юго-западному соседу даже «фарфоровую войну» — ограничить поставки в РФ украинского фарфора и фаянса. Результат — сдержанный соседский смех в крепко сжатый кулачок.

Вывод таков. Постсоветский мир в его международно-политическом значении приказал долго жить. Россия осталась одна. Из региональной державы, которой РФ оказалась сразу после краха СССР, она превратилась просто в большой обломок, огрызок и обмылок нашей же собственной империи. Чахлая любовная лодка СНГ разбилась о твердь неодолимой современности.

О том, что так и будет, автор этих строк предупреждал еще в 2004–2005 гг. На что большинство так называемых аналитиков, постсоветских и зарубежных, со сладкой пеной у перекошенных ртов отвечали, что влияние России усиливается, скоро Путин воссоздаст (в той или иной форме) СССР, «наши «МиГи» сядут в Риге» и проч. Уважаемые дамы и господа, ваши извинения я готов принять через редакцию «МК», а также по электронной почте или в «Фейсбуке».

Но главным международным триумфом официальной России за последнее время стало, конечно, дело Эдварда Сноудена.

Все достаточно очевидно. Никакой он, конечно, не носитель страшных секретов. Ну, рассказал он нам, что спецслужбы США прослушивают, просматривают и простукивают весь мир. А то кто-то из заинтересованных лиц этого не знал! На то и сверхдержава, чтобы все знать с применением новейших супертехнологий. А когда некий журналист из Guardian, приятель Сноудена, заявил, что «аналитик ЦРУ» в случае чего готов буквально обрушить Америку, стало окончательно ясно, что шереметьевский беглец — просто мелкий аферист. Ибо если ты действительно можешь в одиночку нанести сверхдержаве критический ущерб — сделай это, и станешь властелином мира. А не можешь — не надо трындеть не по делу.

Судя по всему, Эдвард Сноуден некогда от скуки завербовался в китайскую разведку. Когда США об этом узнали, а китайцы поняли, что реальной пользы от агента никакой, Сноудена технично сплавили из КНР. После чего ни одна страна мира, включая страшно дружественную Соединенным Штатам Кубу, принять спалившегося аналитика не согласилась. Ни одна, кроме России. Которая создала себе тем самым на ровном месте кучу проблем и никакой выгоды — ни политической, ни моральной, ни тем паче экономической.

Америка преследует Сноудена вовсе не потому, что он важен, а из принципа: предателей нельзя прощать. Тем более таких, у которых крыша едет от доступа к первому же секретному документу. Пытающихся путем измены стяжать всемирную славу. Путешествие из транзитной зоны аэропорта «Шереметьево» в девятый круг ада могло состояться, но Россия решила испить ядовитую чашу своими устами.

Больше того. Сноуден-шоу, не исключено, ускорило военную развязку сирийского кризиса. Ведь именно после получения славным аналитиком российского убежища риторика США и их союзников в отношении Дамаска стала гораздо жестче. И сразу вскрылся факт химической атаки войск президента Башара Асада на повстанцев.

Бараку Обаме, критикуемому с разных сторон за унизительную неудачу со Сноуденом, надо было показать звериный оскал американского империализма. Так что за ускоренную атаку объединенных войск США, Британии и Турции на Сирию г-н Асад, возможно, тоже может благодарить Кремль. На этом блеяние нашего МИДа, что атака эта есть вызов Уставу ООН, вызывает лишь скорбное умиление.

Отчего все это?

От некомпетентности нашего госаппарата, который долгие годы не нуждался в людях стратегически мыслящих, а нуждался в серых, сервильных и вороватых функционерах. Но еще больше — от безответственности элит. Которые считают, что на их век России все равно хватит и беспокоиться не о чем.

Хватит ли России на наш длящийся багровым закатом век? Вот в чем вопрос.

материал: Станислав Белковский