ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ

Объявление

ПЕРЕХОД НА САЙТ Fair Lawn Russian Club


Чтобы открывать новые темы и размещать сообщения, вам нужно зарегистрироваться! Это не отнимет у вас много времени, мы не требуем подтверждения по e-mail.
Но краткие комментарии можно оставлять и без регистрации! You are welcome!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » Новые русские фильмы » "ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ"


"ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ"

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Матвей Ганапольский
обозреватель
О ФИЛЬМЕ "ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ"
02 апреля 2013, 15:04

Этот фильм, вернее его почти законченный проект (без сведённого звука и музыки) был показан во время празднования 20-ления «Новой газеты», за что отдельное спасибо.
И сейчас некоторые высказывают удивление, что несмотря на присутствие на показе пишущего бомонда, отзывов о фильме почти нет. Однако рискну предположить, что это не потому, что «тусовка не хочет ругать своих» - просто в этой сдержанности есть две причины.

Первую когда-то обозначил Андрон Кончаловский: когда какая-то критикесса начала мочить его за фильм «Курочка-ряба», он ответил приблизительно так – мы делали этот фильм три года, поэтому сдержитесь в оценке – может фильм вам удастся осмыслить.

Я стараюсь следовать этому предупреждению.

Вторая причина: то, что я вчера увидел – это слишком сложная и многомерная конструкция, чтобы судить о ней в парадигме «хорошо-плохо».
Точно так как нельзя сказать, хороша или плоха пирамида Хеопса. Или Эйфелева башня.

Поэтому пишу здесь о том, что для меня очевидно.

Во-первых, этот фильм Алексей Герман делал 15! лет – то есть, он бесчисленное множество раз смотрен-пересмотрен.
Очевидно, что перед нами абсолютно осмысленное действо, за каждый кадр которого режиссёр отвечает.

Это очень важный фактор, ибо многие мне сказали после просмотра, что «это не Стругацкие».
Да, возможно, что это «не их Стругацкие», не мои, но это Стругацкие Германа. Как были Стругацкие Тарковского. Поэтому я не стал бы укорять Германа за то, что он что-то увидел не так, а отметил то, что, как кажется, понял.

Я не боюсь пересказать канву фильма, потому что это просто невозможно, но скажу так:
Герман в фильме нам показывает АД.

Именно АД в его окончательном и полном виде.

На этой планете в этом городе всегда идет дождь, на улице всегда грязь, общественные институты пали, смерть ежесекундно живёт рядом с каждым и мы всё это видим на экране без прикрас.

Это АД.

Второй этаж АДА – это люди.

Они по-брейгелевски уродливы, они сжились с окружающим их АДОМ, они стали его составной частью.

Уродливо как предательство, так и любовь; доброта невозможна без удара палкой, похвала без зуботычины.

Это «внизу».

А «на верхах» чудовищная власть, которая не руководит этим АДОМ, а просто имеет от него больший кусок.

И среди всего этого небольшая группа ЛЮДЕЙ, которые прилетели когда-то на эту планету и сейчас у каждого из них свой путь: кто-то превратился в часть АДА, кто-то имитирует согласие.

Но есть наш герой – он остаётся ЧЕЛОВЕКОМ.

Да, он ходит в той же грязи, что и все, он так же жесток и циничен.

И каждую секунду мы видим то, ради чего сделано это кино - Герман показывает нам, как тонка грань между человеком и АДОМ – эта грань почти незаметна, но!..
Герой не сливается с грязью, по которой весь фильм ходят остальные (буквально ходят, это не преувеличение), он умудряется в этом АДУ оставаться человеком.
Можно отметить еще несколько несомненных удач этого фильма.

Конечно же, это работа в кадре главного героя – Леонида Ярмольника.
Он снимался в этом фильме много лет, если я не ошибаюсь, в разных сценах заметен разный его возраст. Но подобной актёрской работы в отечественном кино я не видел давно – это станет еще отчётливей, когда сведут звук.

Вторая несомненная удача – это гениально придуманный принцип, как сделать так, чтобы зритель просто физически ощутил АД этой планеты.
И весь фильм не просто идет дождь, не просто все наполнено грязью, зловонием и насилием. Тут еще и человеческий ад: везде невообразимая теснота, никто не может оказаться наедине с собой, в кадре все время десятки людей, бессмысленно снующий вокруг героев. Что бы не показывала кинокамера, обязательно на переднем плане висит, лежит или ходит что-то отвратительное - просто не понимаешь, как могут при этом жить люди.

Но все живут и считают это нормальным.

Лишь наш герой… нет, он не революционер и не «бог» хотя многие его так буквально и называют, он просто хоть как-то пытается сопротивляться этому полнейшему развалу всего. Иногда кажется, что он уже коснулся "дна", но все равно мы видим этот зазор, ощущаем этот стержень внутреннего человеческого сопротивления. И тут не стоит искать прямые аналогии с нашей страной и с нашим временем, что многие попытаются сделать. Фильм Германа шире - это гимн всем, кто сопротивлялся нечеловеческим обстоятельствам во все времена.

Моё первое ощущение последней работы Алексея Германа, что этот фильм – уже классика.

Да, видимо у него будет незавидная прокатная судьба, да и возрастное ограничение я поставил бы на нём 35+, однако не потому, что там излишек насилия – оно умело декоративное.
Просто чтобы понять этот фильм, нужно прожить какую-то немалую жизнь, прочитать ряд важных книг. Нужно ощутить в жизни какие-то потери. Научиться чему-то сопротивляться, кого-то отстаивать и быть битым за это.

Но, главное, нужно иметь какое-то внутренний камертон, ощущать в себе человечность и порядочность.

Только в этом случае, все шокирующие части этого грандиозного полотна становятся на свои места.

Я считаю этот фильм великим кино.

Я обязательно пойду посмотреть его еще раз, когда оно будет полностью закончено.

Спасибо всем, кто его делал.

0

2


Интервью — Алексей Герман-младший, кинорежиссер

Кинорежиссер о завершении работы над фильмом отца и о том, как совмещать высокое искусство с мейнстримом

Антон Долин
Ведомости.Пятница
19.07.2013

После ухода из жизни Алексея Германа в минувшем феврале его последний фильм по повести братьев Стругацких «Трудно быть богом» так и не оказался на экранах. Избранные зрители видели неоконченную версию на закрытом показе в Москве, остальные продолжают ждать. Сейчас работу над завершением фильма ведет сын великого режиссера Алексей Герман-младший. В преддверии юбилея отца, которому 20 июля исполнилось бы 75 лет, сын рассказал о том, какой будет долгожданная картина.

— На каком этапе сейчас работа над фильмом «Трудно быть богом»?

Вычищены и готовы исходники изображения, сделана компьютерная графика. Меньше чем через две недели будет готов целиком звук, сейчас началась цветокоррекция — то есть завершается работа над изображением. Все идет по плану, за исключением того, что негатив фильма слишком долго лежал и от долгого хранения появились побитости и царапины: много времени ушло на то, чтобы с помощью специальных программ их убрать. Еще были какие-то небольшие коррекции компьютерной графики, которой в картине много, — хотя это не педалируется.

— Какова твоя роль на этом этапе работы над фильмом?

— Я координирую какие-то вещи, в том числе технические. Но конкретизировать свою роль в этом деле я не хочу: все-таки достаточно большой коллектив работает над фильмом, и это коллективное творчество. У нас обычно боятся этого определения, но я бы его не боялся. Действия команды единомышленников могут быть эффективными, а я тут — один из многих.

— Но Алексей Юрьевич был известен как человек, чья воля доминировала над всем происходившим. Сейчас его нет, нет и этой доминирующей воли. Это не мешает завершению фильма?

— Нет, не мешает. Я сам режиссер и понимаю, как необходимо единоначалие, без которого начинается размывание, но у нас — не тот случай.

— Была ли необходимость принимать какие-то важные решения, которые автор просто не успел принять?

— Очень многое из того, что делается сейчас, было решено отцом заранее. Картина двигается именно в том направлении, в котором он хотел. По его записям, указаниям, желаниям и воле. Это — самое важное. Да, кое-что делалось с нарушением технологий, сейчас это иногда исправляется. Но когда меня спрашивают про мое вмешательство в произведение отца, я отвечаю: оно минимально. Ничего в картине не порезано, ни один кадрик не сокращен, монтаж остался прежним.

— А как же название? На неоконченной версии без звука есть титр «Хроника арканарской резни», а теперь фильм будет называться «Трудно быть богом».

— Задолго до смерти он принял это решение. Это решение автора.

«Трудно быть богом» многие уже поторопились обвинить — традиционно для Германа — в невнятности и герметичности. Сам Алексей Юрьевич уверял меня, что появится звук, и фильм станет предельно прозрачным и понятным.

— Предельно прозрачен и понятен «Человек-паук». А живописцы Ротко или Филонов тоже понятны, но это понятность в других категориях. На мой взгляд, Филонов прозрачен и внятен, но для дебила он сложен и даже неприятен. Многие озвученные претензии, конечно, были связаны с тем, что люди смотрели фильм, в котором почти ничего не было слышно. Услышат — и поймут.

— Премьера должна состояться на одном из крупных международных фестивалей в Европе осенью…

— Так и произойдет.

— Сможет ли это переломить ситуацию с непониманием творчества Германа мировой прессой и зрителем?

— Я не вижу никакого особого непонимания творчества Германа. У продюсеров фильма полно предложений от крупнейших мировых дистрибьюторов, в том числе тех, фильмы которых ежегодно побеждают в Каннах. Делается все возможное, чтобы обеспечить фильму хорошую судьбу. Естественно, это сложное произведение искусства — но вот во Франции ведь хорошо знают и ценят того же «Хрусталева». Я уверен, что картина будет современной. К тому же действительно большое произведение искусства всегда находится в особых отношениях со временем.

— Что происходит с твоим собственным фильмом «Под электрическими облаками», работу над которым ты остановил, чтобы закончить «Трудно быть богом»?

— У нас было отснято 30-40% материала. Потом сильно заболел отец, было много месяцев сплошных тяжелейших реанимаций, и совмещать эти обстоятельства со съемками моей картины было невозможно. После его смерти мы, естественно, свой фильм приостановили: надо заканчивать «Трудно быть богом», другой возможности не будет. Очень помог продюсер нашей картины Артем Васильев, который пошел на этот серьезный шаг и одобрил остановку. Помогло и Министерство культуры.

— А как для тебя прошел этот переход от исторических фильмов к современности, о которой ты снимаешь новую картину?

— Очень тяжело. У нас фактически отсутствуют специалисты, которые могут сделать хорошую современную декорацию или костюм. Очень плохо с художниками. Потерян ряд профессий, и теперь не добиться такого результата, как, скажем, в советском кино. Картина рукотворная, сложная, и нам с Еленой Окопной, которая отвечает за изобразительное решение, пришлось приглашать иностранных специалистов, которые на каком-то этапе оказались более квалифицированными.

— Что творится на «Ленфильме»? Там правда будут снимать только большое искусство?

— Об этом говорил только Александр Сокуров. Но надо понимать, что «Ленфильм» привлекает кредитные деньги — а их надо возвращать. Студия должна стать рентабельной. Требовать деньги и вместе с тем требовать, чтобы «Ленфильм» снимал только авторское кино, — это отложенная смерть студии. В советское время здесь снимали Авербах или Кира Муратова — но снимались и «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Задача студии — собирать таланты не только в Питере, но и по всей стране, а потом способствовать тому, чтобы они могли снимать и развиваться. И создавать разное, но хорошее кино. И авторское, и массовое. На самом деле, со временем на студии будет не только сниматься кино, но будет создано свое особое культурное и образовательное пространство. Пока в кино не придет новое поколение, у нас никакого прорыва в индустрии не будет.

— Так будут студию называть «Ленфильмом имени Алексея Германа?»

— Я не знаю. Мы этого сами не просили, и нам главное — доделать картину. Какие-то начальники говорят, что нет, а другие, что да. Там у них свои интриги. Мне это не интересно, и я в это влезать не хочу. Был бы я иным, уже выгрызал бы какой-нибудь мемориальный особняк, но у меня в жизни другие задачи. Папа был человеком достаточно неудобным и большим, и не случайно сейчас его имя часто замалчивают. Начальникам же на интеллигенцию наплевать, если нет выборов. Когда он умер, стало возможным мелко подгадить. К 75-летию в огромной Москве практически ничего не происходит, молчит Союз кинематографистов, были довольно странные истории и с Московским кинофестивалем, но у нас в стране так принято. Такие категории, как мораль или нравственность, у нас отменили за ненадобностью. Если бы с той же страстью, с которой у нас некоторые персонажи рассуждают о морали, они занялись бы чистотой своего духа, то хоть толк бы был. Не надо сто раз повторять, что ты за чистоту, надо хотя бы мыться каждый день.

Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/library/news/14 … z2ZsoZnKBa

0


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » Новые русские фильмы » "ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ"