1 апреля 2013 в 8:28
Петр Кухта, Eurobelarus

Реальные парни / Stand Up Guys - Ссылка

Голливудская комедия со звездами первой величины - Аль Пачино и Аланом Аркиным белоруским зрителям любопытна еще и потому, что одним из ключевых персонажей выступает проститутка Оксана из Минска.

Сыграла девушку легкого поведения Кэтрин Винник. Оксана не очень хорошо говорит по-английски, скорее всего, работает нелегально и приводит в восторг (правда, с применением виагры героем Аль Пачино) престарелых американских бандитов.

Минск, Беларусь, беларусы иногда встречаются в эпизодах голливудской продукции, но это, скорее, ближе к курьезным каким-то случаям. В "Реальных парнях" Оксана - довольно заметный персонаж. Что это - случайность или следует ждать новых персонажей из Беларуси? Об этом в беседе со Службой информации "ЕвроБеларуси" рассуждает культуролог и киноаналитик Максим Жбанков.

- Для западного, прежде всего голливудского кино всегда существенной была некая персона иного, то есть чужого, непонятного, враждебного, экзотического, агрессивно-эротического и т.д. Можно легко заметить эволюцию, например, злодеев в сериале про Джеймса Бонда или в какой-то другой голливудской шпионско-экшн-криминальной истории, - говорит Максим Жбанков. - Они всегда любили таких вот диких русских - неких загадочных славянских маньяков, неких таких сексуальных красавиц или кого-то подобного. С одной стороны, эти персонажи олицетворяют вот ту самую потаенную славянскую душу, а с другой стороны, это всегда был политический противник, это были люди из враждебной страны, идеологически опасной страны. Штука в том, что для зрителя голливудского, зрителя американского, для зрителя западного вообще - человек с Востока, человек из России (а тогда мы все были русскими) воспринимался как некая опасно-соблазнительная личность. Ведь и тогда, и сейчас в какой-то степени Запад боялся коммунистической идеи. И воспринимал этих лиц, этих экранных героев как агентов определенной идеологической интервенции. Поэтому эти русские были более чем представители определенной нации или какого-то государства. Это были носители враждебного мировоззрения, агрессивной эротичности и вообще угрозы всем существующим ценностям. И вот такие злодеи - они выглядели чрезвычайно эффектно. Потому что сделать эффектного злодея - это половина или даже основная часть успеха триллера, криминала, полицейской истории и так далее.

Но, по мнению Максима Жбанкова, новое время потребовало новых "плохих парней".

- Что получилось после развала советской империи? Получилось, что вот этого единственного на всех опасного русского - его больше нет. Более того, получилось, что Россия в некотором смысле уже стратегический партнер, в определенном смысле даже как бы и коллега по ряду международных вопросов. То есть, в принципе, из русского стало очень трудно снова сделать злодея. И поэтому появились совсем другие персонажи - люди из стран - осколков этой вот империи. Вот, например, в сериале "Декстер" в последнем сезоне появился набор опасных преступников, которые олицетворяют собой украинскую мафию, появляются представители каких-то якобы белорусских криминальных структур. То есть кино голливудское, кино западное продолжает работать с этим образом злодея, используя то, что, например, как быть с Россией - им теперь уже понятно, а вот как быть с Беларусью - неизвестно, как быть с Украиной - тоже неочевидно. Вот этот характер опасной непредсказуемости - его сейчас сохранили вот эти, условно говоря, малые страны - бывшие сателлиты советской империи. И именно поэтому в этих странах ищут новых злодеев, именно поэтому там создатели кино их и находят. Ведь обычный обыватель голливудский - он не имеет точного представления о каких-то сложных моментах российской внешней политики. Но он точно знает, что с Россией, в принципе, договориться можно, а вот с Лукашенко - никак. Поэтому и появляются новые герои этого толка - и несущественно, чем занимаются эти белорусские персонажи. Или проституцией, или торговлей ракетами, или чем-то еще - главное, что это те самые опасные парни и девушки из удивительной и непонятной страны, роль которой сейчас, прежде всего, выполняет Беларусь.

Самые известные упоминания беларусов, Минска, Беларуси в сериалах и полнометражном голливудском кино:

В Голливуде думают, что герб Беларуси - "Пагоня"

Friends. "Друзья" - один из самых успешных американских комедийных сериалов. Ученый Дэвид, бойфренд одной из главных героинь Фиби, получает 3-летний грант на работу в Минске. Дэвид поясняет всем, что "Минск - это в России", там весной можно сходить на Сорочинскую ярмарку, там есть статуя Ленина, в Минске принято на прощание целоваться два раза в щеку и один раз в губы, там бывают забастовки на санэпидемстанции, самолеты из Минска в Штаты летают раз в полгода.

Gossip Girl. В молодежном сериале "Сплетница" швейцар Ваня представляется героине из высшего общества как "принц Алексей из Беларуси". Он сообщает, что скоро возвращается на родину, чтобы "отпраздновать открытие моего нового нефтепровода".

Mad About You. В комедийном сериале "Без ума от тебя" семейная пара нанимает для уборки квартиры горничную Машу. Она служила на российском флоте, а сама из Минска.

The West Wing. В "Западном крыле" директор по связям с общественностью Белого дома Тоби Циглер принимает делегацию из Беларуси, которая собирается написать конституцию для нового демократического правительства по образцу американской.

Mercy. В медицинской драме "Милосердие" погибает Елена, русская жена доктора Харриса. Последний хоронит ее в Минске, привозит коллегам мед и осетра, с горя распивает вместе с медсестрой Вероникой бутылку минской водки.

South Park. 13-серия 16-го сезона касается проблемы "фермеров в Беларуси". На экране появляются якобы кадры с YouTube: два бульдозера стоят напротив кучки людей, за спинами которых видны грядки с капустой. "Приятного аппетита", - говорит "белорусским фермерам" один из бульдозеристов, за спиной которого виден средневековый замок. На экране в это время появляются субтитры "This land is no longer yours!" ("Эта земля больше не ваша!"). В конце эпизода в Беларуси появляется Иисус, чтобы урегулировать конфликт. Однако после его слов, что ситуация разрешима, в эфире канала, которому он дает интервью, слышны автоматные очереди, а затем вперед идут бульдозеры.

В триллере "Приговоренные" Скотта Вайпера первый участник экстремального реалити-шоу на необитаемом острове - из Беларуси. Даже точный адрес указан на экране: "Беларусь, Дзержинск, Витебская колония". На форме охранников - кокарды и шевроны с "Пагоней".

В драме Стивена Спилберга "Терминал" герой Тома Хэнкса из восточноевропейской страны Кракозия предъявляет в аэропорту Нью-Йорка водительские права с текстом: "Вадзіцельскае пасведчанне", выданное в Гомеле на имя "Гуліна Гульнара Надыраўна".

В "Туристе" американец, которого играет Джонни Депп, вынужден вступить в схватку с бандой киллеров, которые отчетливо говорят по-белорусски.

Злодей из фильма "Пароль: рыба-меч" в исполнении Джона Траволты бравирует тем, что может "купить ядерные боеголовки в Минске за 40 миллионов штуку". "Черт! Да если я возьму дюжину, они мне даже скидку сделают!" - уверяет террорист.