ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ

Объявление

ПЕРЕХОД НА САЙТ Fair Lawn Russian Club


Чтобы открывать новые темы и размещать сообщения, вам нужно зарегистрироваться! Это не отнимет у вас много времени, мы не требуем подтверждения по e-mail.
Но краткие комментарии можно оставлять и без регистрации! You are welcome!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В Беларуси » Зависть сербского президента


Зависть сербского президента

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Светлана Калинкина, «Народная воля»

Самые разные чувства могут двигать политиками, но очень плохо, когда это чувство — зависть.

Дело в том, что диктаторам, пока они живы и при власти, действительно, можно завидовать. Где еще ради их проезда перекрывают центральные улицы города; оголив бюджет, закупают для них дорогие авилайнеры и лимузины; держат штат охраны, которая (в форме и без) наводняет город ради их безопасности?

Посмотрите, на каком самолете прилетел в Беларусь президент Сербии Томислав Николич? Крохотулечка, в которую не вместилась бы даже личная охрана Лукашенко. Не говоря уже обо всех тех, кто белорусского лидера сопровождает даже в поездках по белорусским деревням.

Совсем недавно Николич у себя, в Сербии, отчитывался, откуда у него появилась новая машина. Причем новая – это понятие относительное, она оказалась 2003 года выпуска. Просто ранее в декларации о доходах президент Сербии указывал только наличие допотопной «Нивы». А тут журналисты засняли, как президент лично открывает дверцу и садится в АudiА6. Разразился настоящий скандал. Николичу пришлось объясняться, он официально внес изменения в декларацию, указав, что машина – подарок. Общественность не успокоилась: как смеет глава государства принимать подобные подарки? В итоге выяснилось, что свою машину папе дал родной сын.

Представляете, как будешь любить порядки страны, в которой можно получить в подарок от анонимного бизнесмена «Бентли» и не париться по этому поводу, и ни с кем не объясняться? Конечно, если сам находишься у власти и такое право -- ни перед кем ни в чем не отчитываться - только твое.

Представляете, как будешь завидовать коллеге, у которого резиденций – на выбор в каждом заповеднике. А тебе, президенту, приходится собственными руками достраивать дом, потому что иначе не только вопросов не оберешься, но вылетишь со своего поста -- пробкой. И хорошо, если не на скамью подсудимых.

Представляете, какая зависть, какая ностальгия душит по порядкам, когда если ты уж пришел к власти, то это – навсегда, до гроба. И даже в старческом маразме можно оставаться «великим и незаменимым политическим деятелем». Не зря мелодией для своего телефона Николич выбрал гимн Советского Союза, где с первых постов уходили только на тот свет.

Во всем этом есть только одно «но»… Когда Томислав Николич приезжал на последнюю инаугурацию Александра Лукашенко в качестве рядового партийного функционера дружественной Сербии, и публично одобрял разгон белорусской Площади, он еще не знал, как придет к власти сам. А он стал президентом, имея перевес всего в 3% голосов. Тем не менее, на тот момент действующий президент Борис Тадич даже не пытался оспаривать эти несчастные 3% и просто поздравил соперника с победой.

В Советском Союзе, в Беларуси такого политического соперника просто сгноили бы в тюрьме. Он не только не увидел бы президентского кресла – он бы солнца не увидел. Такую политическую перспективу для себя лично господин Николич не хочет похвалить, ей он не хочет позавидовать?

Светлана Калинкина, «Народная воля»

0

2

13 марта 2013 в 1:21
Александр КЛАСКОВСКИЙ, Naviny.by

На фоне мартовской метели свалился как снег на голову с визитом в Минск сербский президент Томислав Николич. Это его приземление в "последней диктатуре Европы", похоже, стало сюрпризом не только для здешних аналитиков, но и для политиков стран ЕС.

Фишка в том, что де-факто гость нарушил режим европейских санкций против официального Минска, к которым присоединилась стремящаяся в ЕС Сербия и которые предусматривают запрет на контакты такого уровня.

С секретной миссией из Брюсселя?

Сразу же возникла версия, что таким образом хитрый Брюссель, нащупывая возможности разблокирования отношений, подослал к Александру Лукашенко посредника, способного размягчить душу "последнего диктатора Европы" лирикой славянского братства.

Интриги добавило то, что буквально накануне вечером Николич в Брюсселе вел переговоры с главой европейской дипломатии Кэтрин Эштон, которая выполняет миссию посредника в диалоге о нормализации отношений между Белградом и Приштиной. От прогресса в этом вопросе зависят перспективы вхождения Сербии в Евросоюз.

И хоть со скрипом, но процесс, кажется, идет. После встречи с Эштон 11 марта Николич заявил, что Белград и Приштина уже в этом месяце могут подписать соглашение о создании сообщества сербских муниципалитетов в Косово.

Похоже, сербский президент прибыл в белорусскую столицу прямиком из Брюсселя, даже не залетая домой.

Лукашенко в Сербии: под бомбами и на лыжах

На встрече с Александром Лукашенко 12 марта Николич поблагодарил Беларусь за ее позицию в отношении Косово и Метохии и вручил хозяину резиденции одну из высших наград своей страны - орден Республики Сербия.

"Сегодня мы приветствуем близкого по духу человека, представителя той страны, к которой мы относились и относимся с большой любовью", - заявил в свою очередь белорусский президент.

Взаимный пафос в этом случае не выглядел особо наигранным. Николич известен как политик пророссийского толка (то есть Минск в фарватере по умолчанию). Ну а Лукашенко, вооружившись на заре своего президентства неким ремейком панславизма, еще в 1999 году демонстративно летал в Белград, когда началась военная операция НАТО против тогдашней Республики Югославия.

На нынешней встрече в Минске прозвучали традиционные для таких случаев заявления о готовности развивать отношения на всех уровнях и во всех сферах, выйти на реализацию крупных совместных проектов. При этом Лукашенко признал, что "в наших отношениях, к сожалению, был определенный перерыв".

Следует уточнить: сдержанность в отношениях между Минском и Белградом наступила после отстранения от власти авторитарного Слободана Милошевича, которого до конца поддерживало белорусское руководство.

Тот закончил свои дни в Гааге, рухнула экзотическая идея присоединения Югославии к союзному государству Беларуси и России, СРЮ распалась, Белград взял курс на ЕС. В общем, сербским политикам в этой катавасии было особо не до Беларуси.

Правда, Лукашенко побывал в Сербии еще и в 2009 году, в своей манере а-ля Сочи совместив рабочий визит с катанием на лыжах на горном курорте "Капаоник".

Показательно, что тогдашний сербский президент Борис Тадич с гостем встречаться не стал. Тамошняя же пресса смаковала роскошь этой поездки, живописала большую свиту и т.п., на что высокий гость дал своеобразный отлуп на пресс-конференции перед отлетом: мол, "для нашего бюджета это не стоило ничего".

Сербская пресса тогда утверждала, что высокий гость прибыл по личному приглашению местного крупного бизнесмена, владельца отеля "Гранд" Миодрага Костича.

Экономического прорыва ожидать не стоит

Тогда же, в 2009-м, Лукашенко, совмещая приятное с полезным, всячески рекламировал возможности сотрудничества с Беларусью для сербских бизнесменов.

На сегодня можно констатировать, что прорыва в экономических связях не произошло.

Объем торговли Беларуси с Сербией в 2012 году, по предварительным данным Белстата, составил 149 млн долларов (104,4% к уровню 2011 года). При этом экспорт упал, а импорт, напротив, вырос, так что в итоге сальдо сложилось отрицательным для Беларуси в размере более трех миллионов долларов. В общем, тренд для Минска негативный.

А каковы в этом плане перспективы, если отбросить пиаровскую риторику о духовном братстве?

Андрей Елисеев, аналитик Белорусского института стратегических исследований, в интервью для Naviny.by подчеркнул, что Сербия имеет соглашения о зоне свободной торговли с Россией и Беларусью, поэтому закупать некоторые виды технической продукции в этих странах ей действительно выгоднее.

Какие-то белорусские товары вполне могут найти сбыт в этой небогатой балканской стране, но головокружительного рывка в двусторонних экономических отношениях (Лукашенко 12 марта заявил о цели нарастить товарооборот до полумиллиарда долларов) ожидать не стоит. Такое мнение высказал в комментарии для Naviny.by минский обозреватель-международник Андрей Федоров.

Заявление Лукашенко о том, что "Сербия может использовать Беларусь как плацдарм в работе с Таможенным союзом", Федоров прокомментировал следующим образом: "У Белграда отношения с Москвой еще лучше, чем с Минском". Соответственно, все вопросы можно решать в Кремле напрямую, без посредников.

Может ли Сербия настолько рассориться с Брюсселем по косовской проблеме, что откажется от вступления в ЕС и выберет курс на восток? Экспертам такой вариант представляется фантастическим.

Андрей Елисеев напомнил слова еврокомиссара Штефана Фюле о том, что признание независимости Косова не будет условием вступления Сербии в ЕС.

Другое дело, что, ведя де-факто проевропейскую политику, Николич "думает о том, как сохранить симпатии своего консервативного, пророссийского электората", подчеркнул Елисеев.

Пиаровский урожай на двоих

И вот в этом, возможно, кроется главный мотив импульсивного, судя по всему, авиаброска Николича из Брюсселя в Минск.

Лукашенко на встрече с гостем обронил фразу: "Мы с белорусской стороны готовы идти в отношениях настолько далеко, насколько это приемлемо для вас".

Очевидно, он понимает, что прорывов в отношениях с Белградом не будет. Приоритет для Сербии - вступление в Евросоюз, и ставить под удар этот интерес даже Николич с его имиджем националиста и пророссийского деятеля не станет.

Другое дело, что этот визит (за который Брюссель не похвалит, но и особо ругать вряд ли станет) в плане пропагандистском как нельзя кстати обоим руководителям.

Белорусского президента зарубежные коллеги вообще такими вещами не балуют, каждый подобный гость - праздник для госСМИ. В свою очередь, у националиста Николича далеко не со всеми соседями хорошие отношения (некоторые даже проигнорировали инаугурацию).

А главное, поскольку сейчас под напором Брюсселя приходится идти на компромиссы с Приштиной, важно сохранить марку хотя бы за счет риторики. И Николич в Минске подчеркнул: "Может быть, до сих пор казалось, что Сербия готова сделать все для того, чтобы стать членом ЕС. И тогда у всех повысился аппетит. Сегодня я сказал, что существуют вещи, которые Сербия не готова сделать даже ценой вступления в ЕС".

Очень похоже, что гость произносил это не столько для индифферентного белорусского обывателя, сколько для патриотической публики на своей родине. Так что этот визит, по мнению Андрея Федорова, "может быть продиктован интересами пиара, желанием сербского президента показать своему электорату, что он просто так не сдает Косово и верен славянскому братству".

Ну и наконец, эта риторика, возможно, рассчитана и на выбивание некоторых бонусов у ЕС. Не только же Минску раскачивать геополитические качели!

И ракии на посошок?

Что же касается гипотетической миссии эмиссара Брюсселя, то маловероятно, что Эштон попутно нагрузила ей накануне трудного собеседника. Тут бы косовскую проблему как-то перемолоть.

Хотя в принципе Николич мог бы исполнить роль посредника даже без перевода: он хорошо говорит по-русски. Но и на "великом и могучем" славянский гость мог сказать Лукашенко лишь то же, что твердили другие эмиссары на английском: для разморозки отношений с ЕС надо выпустить политзаключенных.

Возможно также, что сербский президент, известный таким экзотическим хобби, как изготовление самопального алкоголя, привез в подарок бутылку собственноручно выгнанной ракии. Потому что в отношениях Минска с ЕС действительно столько дров наломано, что без бутылки не разберешься.

0

3

Какую игру ведет Лукашенко с Сербией?
Эта страна поддержала санкции, введенные в отношении высокопоставленных белорусских чиновников Евросоюзом. Что же сегодня сблизило лидеров Сербии и Беларуси?

В Беларуси с двухдневным официальным визитом находится президент Сербии Томислав Николич. Он даже вручил своему белорусскому коллеге высшую государственную награду — Орден Республики Сербия, пишет "Завтра твоей страны".

По словам директора по исследованиям Либерального клуба Евгения Прейгермана, до конца непонятно, какую игру ведет сам Николич.

— Многие спекулируют на сложных отношениях Сербии с Евросоюзом, поскольку одним из условий продвижения интеграционных переговоров является отказ от прав на Косово, — отмечает эксперт. — Беларусь — одна из стран, которая твердо придерживается позиции, что Косово не имеет права на независимость, что это сербская территория. Сам этот факт может сближать националиста Николича и белорусское руководство во главе с Лукашенко.

"В славянской теме Минск — это пешка"

Беларусь при всех амбициях — маленькая страна.

— Едва ли можно говорить об оси "Белград – Минск" или "Белград – Минск – Москва", — считает Евгений Прейгерман. — Явно для Сербии больший интерес представляет Москва, ибо в славянской теме Минск — это пешка.

С точки зрения коммерческого интереса, в последние годы товарооборот между странами невелик и здесь есть что улучшать.

— Но сложно представить, чтобы Сербия "взорвала" нашу внешнюю торговлю. Вот почему мне представляется, что в действиях обоих глав государств присутствует некий символизм, а все практические интересы выражены весьма несущественно, — подытоживает собеседник.

Сербия — мостик к ЕС

Старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS, Литва) Денис Мельянцов рассказывает, что известие о награждении Лукашенко упомянутым орденом появилось еще месяц назад и вызвало большой скандал в самой Сербии. Сербский президент решил дать эту награду лидерам всех постсоветских стран, в том числе и Лукашенко.

Президент Сербии был зампредом Сербской радикальной партии, которая выступает против европейской интеграции Сербии и за пансербизм, за великую Сербию, за более тесные контакты с Россией и постсоветским пространством вообще. Потом он возглавил собственную – Прогрессистскую партию, которая стоит на столь же консервативных позициях и является евроскептической.

— Взгляды партий, в которые входил Томислав Николич, очень сильно совпадают с теми взглядами, которые подтолкнули Лукашенко прилететь в Сербию во время бомбардировок. Так что Сербия в лице Николича весьма благодарна Лукашенко за непризнание независимости Косово и Митохии, — считает политолог.

Немаловажную роль играет и то, что Сербия хотела быть посредником между Беларусью и ЕС. И с белорусской стороны очевидно, что этот мотив достаточно серьезен. Несмотря на то, что Сербия поддержала санкции, введенные Евросоюзом в отношении Беларуси, она может быть мостиков для Беларуси в деле улучшения отношений с ЕС.

— И тут Лукашенко как большой мастер международной игры хотел бы использовать новые политические пристрастия сербского президента, — считает Денис Мельянцов.

Лукашенко также предложил Сербии воспользоваться возможностями для вхождения на рынок Таможенного союза. Насколько это интересно для Белграда?

— Это скорее политический реверанс, — оценивает политолог. — Поскольку Беларусь входит в ТС, она всячески поддерживает его и завлекает туда другие страны. Это можно поставить в один ряд с заявлениями Лукашенко о том, что нужно вернуть Грузию в состав СНГ. Вряд ли это серьезный посыл, поскольку в Сербии существует консенсус касательно европейской интеграции. И естественно, что Сербия сейчас не будет разрывать эти отношения, чтобы вступить в Таможенный союз, который только формируется.

0

4

Встреча политических аутсайдеров 

Лукашенко и Николич - политические аутсайдеры, способные лишь надувать щеки.

Так охарактеризовал белорусского правителя и сербского президента российский политолог Николай Радов, пишет агентство «Регнум».

«Ситуация в белорусско-сербских отношениях за прошедшие годы, с момента бомбардировки Белграда в 1999 году практически не изменилась: вялотекущая дипломатическая мышиная возня, никого ни к чему не обязывающая», - заявил он, комментируя итоги визита в Беларусь Томислава Николича.

«Сегодня и Беларусь, и Сербия - политические аутсайдеры и на постсоветском пространстве, и на пространстве Европы. От их двухстороннего сотрудничества не зависит ровным счетом ничего - ни для самих стран, ни для Евросоюза», - констатировал эксперт.

«Официальный Белград сегодня выглядит весьма жалко - как в своей внутренней политике (вопрос Косово и Метохии), так и внешней (взаимоотношения с ЕС и Россией), - сказал Радов. - Томислав Николич так и не смог представить мировому сообществу свою четкую позицию по ключевым вопросам. И нынешний приезд в Минск - яркое тому подтверждение».

По мнению Радова, заявления Николича во время визита в Минск ориентированы на неширокую аудиторию. Политолог считает, что слова сербского руководителя в Минске следует соотносить с реальными действиями официального Белграда.

По его мнению, Сербия не сможет отказаться от курса на членство в Евросоюзе. «ЕС - это центр, вокруг которого вертится вся европейская политика, торговля и т.д. В настоящее время у сербов просто нет другого выхода, кроме как интегрироваться в рамках ЕС», - сказал Николай Радов.

Оценивая выгоды от визита сербской делегации для официального Минска, политолог подчеркнул: «Для Лукашенко визит Николича - еще одна возможность продемонстрировать и себе, и народу свое «стремление» наладить отношения с Европой. Думается, что это более важно даже не ему самому, а МИД РБ, который сегодня делает всё, чтобы показать свою внешнеполитическую активность перед Лукашенко».

Радов считает, что Николич от данного визита как политик получил больше выгод, нежели Лукашенко, сможет использовать итоги визита в диалоге с Брюсселем и Москвой, а также во время предстоящей президентской кампании в самой Сербии. По мнению эксперта, официальному Минску не стоит надеяться на помощь Николича во время председательства Сербии в ОБСЕ (в 2015 году), т.к. он «не та фигура».

Напомним, 12-13 марта состоялся двухдневный визит президента Сербии Томислава Николича в Беларусь. Он встретился с Лукашенко, обсудив вопросы экономического и политического сотрудничества, а также с представителями деловых кругов Беларуси.

0


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В Беларуси » Зависть сербского президента