Ренальд Симонян, доктор социологических наук, директор Российско-Балтийского центра Института социологии РАН

Нынешний этап модернизации определяется как развитие четырех базовых институтов современного общества: состязательная демократия, рыночная экономика, социальное государство, массовое потребление. Перед руководителями стран Балтии в 1990-х стояла цель путем реформ и инноваций сравняться с западными странами в состоянии этих базовых институтов, которые здесь, в отличие от России, не периодически, а всегда рассматривались как ориентиры.

Но на основе общей парадигмы и сформированного за короткий период правового поля действовали разные механизмы достижения цели. Различным было соотношение государственных и рыночных регуляторов переходного процесса, что диктовалось производственными, демографическими и этнокультурными особенностями республик. Если в Латвии, и особенно в Эстонии, доминирующая роль была отведена рынку, то в Литве государство оказывало активное влияние на процесс капитализации. Прошедшее десятилетие показало, что последовательное применение общих методик с учетом местной специфики помогло прибалтийским реформаторам избежать больших социальных и временных затрат. Это особенно наглядно проявилось в процессах приватизации.

Эстония добилась быстрых успехов в передаче государственной собственности в частные руки. Здесь с самого начала была обеспечена наиболее последовательная в Балтии государственная политика приватизации. Нормативная база банкротств предприятий здесь была очень жесткой и бескомпромиссной, а законы о банкротстве неукоснительно соблюдались. Практически не было случаев государственной помощи предприятиям, оказавшимся на грани банкротства, путем выкупа неликвидного имущества, списания долгов или предоставления кредита, как это было в Латвии, и особенно в Литве, где разработана специальная программа поддержки предприятий, работающих на экспорт. Это ускорило процесс разгосударствления, так как предприятия были поставлены в условия жесткого выбора между приватизацией и ликвидацией. Перспектива ликвидации, в свою очередь, заставляла привлекать стратегических, как правило, иностранных партнеров.

В Эстонии раньше, чем у соседей, распространилась практика создания при больших производствах малых предприятий с высокой степенью организационной и финансовой самостоятельности. Нередко малые предприятия превращались в полностью контролируемые руководителем исходного холдинга частные фирмы. Многие удачливые эстонские предприниматели сперва учредили свой бизнес именно в форме «малого государственного предприятия».
Первоначально преимущество при покупке предприятий с численностью до 450 человек (80 процентов всех предприятий республики) отдавалось его коллективу. Но после создания в 1992 году Эстонского приватизационного агентства (аналог российского Госкомимущества) преференции на тендерах получили иностранные покупатели, которые смогли привлечь наибольшие средства для реконструкции и развития предприятий, обеспечить эффективное управление. При этом ими строго выполнялись условия по социальной защите персонала (в том числе финансирование переквалификации кадров, соблюдение достаточно высоких нормативов выходных пособий при увольнении и пр.).
Собственного капитала в Эстонии было немного. Даже крайне выгодная перепродажа российских цветных металлов в начале 1990-х не позволила деловому миру Эстонии заработать столько денег, чтобы выкупить продаваемое государством имущество. Цены на основную массу объектов были не слишком высокими, но в их модернизацию нужно было вложить огромные средства. Поэтому был привлечен иностранный капитал. В общей сумме иностранные инвестиции в экономику Эстонии за годы независимости составили 7,6 миллиарда долларов. Основными странами-инвесторами стали Финляндия, Швеция, США, Германия. Больше всего иностранцы вкладывали денег в финансы, затем в торговлю и промышленность.
В настоящее время иностранцам принадлежит полностью или частично большинство крупных и средних фирм Эстонии. Сегодня у зарубежных собственников более 85 процентов акций эстонских банков; ведущие из них («Хансабанк», «Юхисбанк», «Сампо») стали частью гигантских финансовых объединений Скандинавии. Через владельцев этих фирм, предприятий и банков, основная масса которых рекрутировалась из стран Европейского союза, Эстония в значительной степени интегрировалась в европейскую экономику еще до ожидаемого вступления в ЕС. Эстония оказалась единственной республикой бывшего СССР, в которой во время разгосударствления собственности (около 1200 крупных и средних промышленных объектов) подавляющая ее часть (около 70 процентов) была продана иностранным владельцам. При этом низкорентабельные предприятия были реализованы по сравнительно невысоким ценам, но с жестким условием быстрых последующих инвестиций на модернизацию и реконструкцию производства. Выполнение этого условия строго контролировалось.
Крупнейшие продажи состоялись в 1996—1997 годах, когда американская компания «Baltic Rail Service» купила две трети акций государственных железных дорог «Ээсти раудтее» (это был первый случай разгосударствления железнодорожного транспорта на постсоветском пространстве), датчане приобрели такую же часть акций эстонской авиакомпании «Эстониан эйр», а международный консорциум «Esco Holding» — 70 процентов акций государственной судоходной компании «Эстониан шипинг».
К началу 1998-го в Эстонии было приватизировано 483 крупных предприятия с 57 тысячами работающих. Масштаб денежных средств, поступивших от иностранных покупателей, позволил первым правительствам Эстонии обеспечить финансирование различных социальных программ. Это ослабило социальное напряжение, вызванное экономическим кризисом 1990—1993 годов и жесткими процедурами банкротства в промышленности, особенно предприятий союзного подчинения, так как спрос на продукцию большинства из них полностью прекратился. В то же время последовательная политика ликвидации нерентабельных предприятий обеспечила госбюджету высокий уровень поступлений от промышленности. Так, в 1998 году 82 процента предприятий страны были прибыльными.
В настоящее время готовится приватизация  телекоммуникационного холдинга «Ээсти телеком», а также всех портовых сооружений Таллина, включающих четыре морских порта.