ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ

Объявление

ПЕРЕХОД НА САЙТ Fair Lawn Russian Club


Чтобы открывать новые темы и размещать сообщения, вам нужно зарегистрироваться! Это не отнимет у вас много времени, мы не требуем подтверждения по e-mail.
Но краткие комментарии можно оставлять и без регистрации! You are welcome!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В Беларуси » За ошибки президента ответит правительство


За ошибки президента ответит правительство

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Алексей ЗОЛОТНИЦКИЙ 22.11.2012

Многие ключевые прогнозные показатели белорусской экономики, установленные на 2012 год, выполнены не будут. Это очевидно не только для независимых экспертов, но и даже для демонстрирующих оптимизм на краю пропасти правительственных чиновников. Понимает это и глава государства. Но делить ответственность — не в его правилах. Вся вина — целиком и полностью — ляжет на плечи правительства, хотя неподъемные экономические задачи оно было вынуждено взять отнюдь не по своей инициативе.

Горит синим пламенем прогноз по росту валового внутреннего продукта — основного показателя, которым власти бравируют перед критиками белорусской экономической модели. При прогнозе в 5-5,5% итоговый показатель роста ВВП будет неимоверно далек даже от нижней планки. За январь-октябрь ВВП вырос всего на 2,2%, и ресурсов интенсивного роста в оставшееся до конца года время просто нет. Кроме, естественно, административного.

В прошлые годы высокие темпы роста ВВП достигались во многом за счет искусственного стимулирования промышленного производства и внутреннего спроса путем эмиссионного финансирования экономики. Но такой метод имел плачевные последствия, и в конце прошлого года правительство и Нацбанк настояли на необходимости резко сократить эмиссию.

По словам главы Нацбанка Надежды Ермаковой, новой эмиссии для наращивания темпов ВВП до запланированных показателей не будет. «Мы не имеем права делать эмиссию, и не будем ее делать», — заявила Ермакова, отвечая 21 ноября на вопросы журналистов.

А вот глава государства, похоже, готов положить на алтарь ВВП даже священную корову антикризисной экономической модели — положительное сальдо внешней торговли.

Наращивание темпов экспорта и их превалирование над темпами импорта было одной из основных задач на 2012 год. И не случайно: стране нужны средства, чтобы нарастить ЗВР и спокойно подойти к пику выплат по внешнему долгу, который приходится на 2013-2014 годы.

Но с политической точки зрения рост ВВП, судя по всему, важнее, так как это позитивный показатель, тогда как необходимостью возвращать долги обычно не хвастаются.

«Говорят, что главное это экспорт, а ВВП — это не важно. Я понимаю, что экспорт для нас — это жизненно важный показатель. Но без ВВП не будет и большого объема экспорта. Понятно, что наша экономика такова, что если экспорт побольше и ВВП побольше, то и импорт вырастает. Так у нас есть добавленная стоимость. Давайте товары с большей добавленной стоимостью производить. Не страшно, что импорт вырастет. Но и экспорт вырастет. Чтобы мы не только компенсировали затраты по импорту, но и получили хорошую добавленную стоимость», — учил правительство основам экономики по-белорусски Александр Лукашенко во время рабочей встречи 20 ноября.

Тогда же Лукашенко в своем излюбленном стиле — жестко — потребовал выполнить все прогнозные показатели 2012 года, особенно — по ВВП.

Требования главы государства объяснимы. Если в 2011-м можно было сослаться на кризис, то в этом году свалить все беды на алчное население, скупившее валюту, сахар и автомобили, не получится. Таким образом, прогнозные показатели не выполняются уже второй год подряд. Из чего можно сделать простой вывод — нынешняя модель белорусской экономики не способна решать серьезные задачи. Однако признание этого факта будет означать и неспособность нынешней политической системы к эффективному управлению государством.

«ВВП для Лукашенко сродни священной корове для индуса. Вроде бы все понимает — и недостаток инвестиций, и необходимость жесткой монетарной политики, и сокращение вкладов населения, а все равно — подавай ему рост ВВП», — отметил в комментарии сайту ucpb.org экономист Лев Марголин.

Понятно, что власть не будет пилить сук, на котором устроилась, потому в свете наступающего конца года актуальным становится поиск и определение виновных. Не будет ничего удивительного, если крайними назначат правительство. Оно, в принципе, и должно отвечать за проблемы в экономике. Но в нашем случае ответственно должно быть, как минимум, и еще одно лицо.

«Опять нас критикуют, что мы не выполняем собственные обязательства, мы не выполняем решения президента, которые утверждены с вашей подачи», — заявил Лукашенко главе правительства Михаилу Мясниковичу во время рабочей встречи 20 ноября.

Официальный лидер не просто так подчеркнул, что решения президента (в данном случае, прогноз социально-экономического развития на 2012 год) приняты по предложению правительства. Раз правительство представило эти цифры, то оно же и виновато в их ошибочности. А президент, получается, чист, как лист бумаги.

Хотя это, конечно же, совсем не так. Лукашенко должен, как минимум, разделить с правительством ответственность, а если уж быть честными до конца, то и взять всю вину на себя. Ведь именно по его требованию правительство в конце прошлого года вынуждено было пересмотреть осторожный посткризисный прогноз на очевидно популистский.

В начале ноября прошлого года правительство отстаивало перед Администрацией президента (которая в вопросах экономической политики имеет больший, чем у правительства вес) необходимость осторожного пути развития — с существенным ограничением эмиссионного финансирования госпрограмм и без конкретных обязательств по ключевым показателям. В таком сценарии рост ВВП в 2012 году прогнозировался на уровне 1,5%.

Однако попытка команды Мясниковича перевести экономику с количественных показателей на качественные, отказаться от безусловного достижения целевых прогнозов, которые пудовыми гирями висели на реальном секторе, была пресечена на корню. Лукашенко потребовал от правительства «строить планы не на песке, а на реальной почве» и проводить прежнюю экономическую политику, которая «служила и будет служить людям».

Ровно год назад, 22 ноября 2011 года, на совещании у президента Александр Лукашенко поставил жирный крест на не очень смелых попытках правительства перевести плановую модель белорусской экономики на некое подобие рыночных рельсов. Именно тогда были окончательно названы цифры прогнозных показателей, под которыми в последствии и подписался глава государства.

«5-5,5% — из этого исходите. Премьер знает мои требования — считайте. Кто не согласен и не может — пожалуйста, мы найдем другую работу», — заявил тогда Лукашенко.

Несогласных с позицией президента, тех, кто на более низких этажах власти не боялся отстаивать свою точку зрения, в правительстве хватало, но желающих пойти на принцип или просто умыть руки не нашлось. И возможностей без фатальных потрясений для экономики выполнить указание президента уже тоже не осталось. Следовательно, прогноз по росту ВВП накрывается медным тазом.

Этим же тазом, не исключено, накроет и правительство, если глава государства посчитает, что древо белорусской экономики надо полить кровью нерадивых чиновников. Таким образом, отставка правительства по итогам работы экономики в 2012 году вполне возможна. Но если она случится, это будет абсолютно бессмысленное кадровое решение.

Учитывая, что последнее слово все равно остается за президентом, персональный состав правительства и фамилия премьер-министра существенного значения не имеют. Однако нынешняя правительственная команда, в отличие от тех, кто может прийти им на смену, имеет одно важное преимущество — опыт. И не просто опыт, а боевой опыт выживания в кризисной ситуации с учетом такого непредсказуемого фактора как наш глава государства. Это, как любит повторять все тот же Лукашенко, дорогого стоит!

Читать полностью: http://naviny.by/rubrics/economic/2012/ … 13_179977/

0

2

Готов ли Лукашенко отправить кабинет Мясниковича в отставку?
24 лістапада 2012 г

Александр Лукашенко вновь устроил разнос правительству: в пятницу в ходе посещения ОАО «Ивацевичдрев» он подверг жесткой критике темпы работ по модернизации деревообрабатывающих предприятий Беларуси. На кого на самом деле зол Лукашенко?

«Я крайне недоволен работой правительства по модернизации деревообрабатывающих предприятий и советую навести на старых предприятиях порядок», — сказал Лукашенко. Это уже не первый разнос правительству, который глава государства устраивает в последнее время. Однако лидер Белорусской партии левых «Справедливый мир» Сергей Калякин не видит причин, по которым Лукашенко должен отправить кабинет Мясниковича в отставку, и даже считает, что такой ход дел был бы вреден для Лукашенко.

— Девальвации нет, худо-бедно, но все пока работает. Разговоры об отставке и соответствующие процедуры было бы целесообразно начинать, когда произойдет обвал в финансово-экономической сфере, в жизненном уровне населения — вот тогда нужно было бы искать козла отпущения. Сегодня со стороны президента это просто демонстрация: я — хозяин, навожу порядок, а со всеми, кто делает плохо, быстро разберусь, — говорит Сергей Калякин. — Имидж единоличного хозяина всегда был присущ Александру Лукашенко. Он просто пытается укрепить этот имидж, притом, что его рейтинги падают.

Директор по исследованиям Либерального клуба Евгений Прейгерман полагает, что активизация деятельности, громкие разносы и заявления связаны как раз с непростой ситуацией с рейтингом самого Александра Лукашенко.

— Это вынуждает идти на особые меры. Если посмотреть на опросы НИСЭПИ, то впервые за всю историю наблюдений имеет место ситуация, когда при росте доходов населения (порядка 16%) рейтинг главы государства не растет. А ведь всегда было не так, — отмечает эксперт. — Второй год подряд — после событий на Площади в 2010 году и после прошлогоднего кризиса с рейтингом Лукашенко творится то, чего раньше не было: он не поднимается. После последних выборов это, видимо, стало наиболее заметно, поскольку наблюдается разрыв социального контракта народа с государством. Лукашенко теряет то, что имел всегда – лояльность и поддержку большинства населения.

Эксперт напоминает, что игры в «злого царя» раньше помогали белорусскому президенту установить доверительные отношения с электоратом, а в критические моменты Александр Лукашенко всегда возвращается к методам, которые ему когда-то приносили выгоду.

0

3

КРИЗИС. «Чудо» забродило и шатается
Ярослав РОМАНЧУК 21.11.2012

«Полный разброд и шатание» — диагностировал состояние собственной экономической политики и государственного управления А. Лукашенко. Горькое признание и справедливая оценка. Время распределения благ подходит к концу. Страна вступает в зону сложных, непопулярных решений.

Нужны мозги и профессионализм. Полная лояльность и голый энтузиазм не проходят. Администрация президента, Совмин и Нацбанк (АпСоНа) молятся на своего Шефа, но разбитые от усердного почитания лбы не дают результата. А. Лукашенко вымуштровал и построил Вертикаль. Он ею, безусловно, управляет, но она управлять активами, финансами, ресурсами и человеческим капиталом качественно не может. Управляет так, как бог на душу положит. Для распорядителей чужого это всё чаще связано с тем, кто в их карман больше положит.

Время разрушать воздушные замки

Конфликт между реальностью и желаемым тлел давно. Но всему есть предел, даже статистическим уверткам и уловкам. Рано или поздно, за все нужно платить вне зависимости от того, что написано в законе о бюджете, какие прогнозы навязывает Большой начальник, какова буква соглашения о создании Таможенного союза. Премьер-министр в присущей ему номенклатурной манере не хочет быть первым, приносящим дурные вести. Другие министры тоже не хотят подставляться. Поэтому они говорят витиевато, эзоповым языком, с множеством оговорок. Яркий пример такой чиновничьей изворотливости – разговор о судьбе валового внутреннего продукта Беларуси в 2012 году.

На первый взгляд, каждый профессионал в сфере экономики должен признать, что в этом году ВВП Беларуси не вырастет до 5,5%, если за 10 месяцев при активном использовании инструментов монетарной и фискальной политики, при беспрецедентном вкладе в валовой рост разбавителей/растворителей/смазочных материалов, при всей мощи административного ресурса Белстат зафиксировал рост всего на 2,2%. Варианты анаболической накачки экономики «стероидами» в виде денежной эмиссии Нацбанка в расчет принимать не будем, поскольку даже в условиях белорусской автократии это уже в первой половине 2013 г. обвалит нашу экономику.

Как в 2009 году, у белорусских властей есть много факторов, которыми можно объяснить снижение темпов роста ВВП. Еврозона – в рецессии. США стоит у фискального обрыва. Россия вступила в ВТО и не учла наши национальные интересы. Партнеры по ЕЭПу требуют открыть рынок и подчиниться общим условиям торговли. Китай и Индия закупились калийными удобрениями. Транснациональные корпорации зализывают раны от старого кризиса и собирают деньги для встречи нового – поэтому жадничают и не вкладывают свои инвестиции в нашу страну. МВФ мог бы помочь деньгами, но политики ЕС и США мешают. Наконец, банки и глобальные финансовые организации зажимают кредиты, не желая повторения Греции, Португалии или Испании. Все это только внешние факторы. При желании можно найти и внутренние «объективные» причины снижения темпов роста ВВП.

Министр экономики Николай Снопков
на встрече с Петром Прокоповичем у главы страны, вероятно, обосновывал реальную ситуацию в экономике именно этими факторами. Во избежание искушения искусственного стимулирования экономики имело смысл напомнить бывшему главе Нацбанка и А. Лукашенко о болезненном опыте 2011 года. Тем более, что многие кризисные тенденции сегодня уже воспроизведены.

Темпы роста кредитования на 10 месяцев существенно превысили годовые. Денежная масса увеличилась гораздо больше запланированных лимитов. Зарплата и реальные доходы опять росли быстрее, чем производительность труда. Складские запасы за январь – октябрь 2012 г. увеличились более чем на $1,1 млрд., а внешняя дебиторская задолженность (вывезенные за рубеж товары, за которые не поступила оплата) — более $5 млрд. Это значит, что около 10% ВВП, который был произведен и учтен по номинальным ценам, попросту «заморожен». Это лишь небольшая часть проблем, которые обострились в белорусской экономике в 2012 году.


Мясникович на разрыв

Н. Снопков понимает, что механическое увеличение ВВП без проведения структурных реформ чревато попаданием в рецессию. Лучше сегодня недобрать, чем завтра глубокого упасть под грузом собственных ошибок. Петр Прокопович, который прошляпил острейший в истории Беларуси инфляционно-девальвационный кризис 2011 года, продолжает настаивать на использовании старых методов управления экономикой. Эта особа является типичным примером кризиса кадровой политики А. Лукашенко в сфере экономической политики. Безоговорочная лояльность при очевидной профессиональной слабости и догматизме мышления позволяет П. Прокоповичу, несмотря на все провалы и очевидный ущерб стране от его оценок и управленческих решений, оставаться в ближнем кругу поставщиков информации для А. Лукашенко. Его опасность заключается в том, что он продолжает игнорировать реальность, а сохраняет веру главы страны в социалистическую утопию.

Премьер Михаил Мясникович встал перед очень тяжелым выбором. Аргументы Н. Снопкова, финансовые выкладки министра финансов А. Харковца убеждают в том, что ВВП в 2012 году не может вырасти на 5,5%. Глава Совмина наверняка знает, что в III квартале ВВП по сравнению с предыдущим кварталом снизился на 7,4%. Он хорошо осведомлен о том, что разбавителей/растворителей больше не будет, что старые локомотивы роста выдохлись. Именно об этом он заявил после VII Белорусского инвестиционного форума. В типичном номенклатурном стиле премьер-министр попытался снизить важность цели – т. е. роста ВВП. Пошли разговоры о приоритете экспорта, выполнении социальных обязательств и т. д. Все это продолжалось до очной ставки представителей экономического блока АпСоНы у главы государства 20 ноября. Посадив всех за один стол, А. Лукашенко попытался ликвидировать «разброд и шатания» в экономической политике и госуправлении.

Разумеется, шефу никто перечить не стал. После очередного публичного нагоняя М. Мясникович заявил, что приказ главы государства по обеспечению темпов роста ВВП в 5,5% будет выполнен.
Сказал по инерции, по выработанной десятилетиями номенклатурной привычке не перечить начальству. Сказал – и продолжил делать своё, т. е. балансировать между жесткой реальностью и воздушными замками президента.

Беларусь на заклание лоялистам

Беларусь в очередной раз проиграла. Кризисные процессы нарастают очень быстро. Каждый день промедления увеличивает боль антикризисных мер в будущем. Нерешительность А. Лукашенко подкрепляется догматизмом лояльного Прокоповича и верой в академика Мясниковича. С другой стороны, у него нет оснований сомневаться в лояльности Снопкова и Харковца. Премьер-министр будет прокрастинировать (заниматься всякой ерундой, чтобы имитировать бурную, «очень важную» для страны деятельность) или саботировать решения сверху, прикрываясь приказами того же главы государства о необходимости снижения инфляции и требованиями внешних кредиторов обеспечить макроэкономическую стабильность. Разброд и шатания продолжатся и даже усилятся, потому что добиться одновременного выполнения всех целей, провозглашенных А. Лукашенко, невозможно. Они исключают друг друга.

Кризис системы управления уже нельзя скрыть. У А. Лукашенко нет команды. Вокруг него образовался порочный круг пафосно-лояльных, но безграмотных и некомпетентных управленцев. Именно они являются источником разброда и шатания. Именно они, а не Россия, МВФ или Запад являются источниками надвигающегося кризиса в экономике. Наступает время профессионалов и технократов, но перед этим с высокой степенью вероятности будет номенклатурная жратва госимущества/активов лоялистами. Если, конечно, А. Лукашенко, радикально не изменит свой подход к кадровой политике и стратегии развития страны.

Читать полностью: http://naviny.by/rubrics/opinion/2012/1 … 10_179970/

0

4


Мясниковича отправят на пенсию?

28 декабря исполнится два года с тех пор, как Михаил Мясникович возглавил правительство.

В последние месяцы Лукашенко жестко критиковал правительство за невыполнение поручений и утвержденных показателей. Кто по итогам года будет признан виновным в этом?

До конца декабря госкомиссия должна представить предложения по реформированию госорганов. Наблюдатели полагают, что существенные кадровые перестановки в Совмине неизбежны, пишут "Белорусские новости".

"Вы, Михаил Владимирович, засиделись!"

Мясникович возглавил правительство зимой 2010-го, когда в стране было много дисбалансов: экономика кредитовалась за счет печатного станка, объемы импорта намного превышали показатели экспорта, а Нацбанк, поддерживая курс рубля, продавал много валюты и практически ничего не покупал.

Правительству Мясниковича удалось переломить многие негативные процессы. Ценой трехкратной девальвации получилось остановить эмиссионное кредитование экономики. В торговом балансе появился профицит, а Нацбанк, чего не было в былые годы, стал чистым покупателем валюты. Стабилизировать ситуацию в экономике удалось за счет жесткой денежно-кредитной политики и валютным поступлениям, которые принес стране растворительный бизнес.

Однако, спустя два года после назначения Мясниковича выясняется, что хронические проблемы белорусской экономики не решены. И Лукашенко, глядя на то, что экономическая модель не приносит ожидаемых плодов, постоянно упрекает в этом правительство.

Как белорусский правитель критиковал правительство

"Решения, принятые президентом, никто не имеет права не выполнять. Вопрос в том, что я сознательно утверждал показатели на этот год на таком невысоком уровне – 105,5%. Но, оказывается, и они сложны для реализации. Вы их предлагали мне точно так в этом кругу, вы клялись и обещали, что они будут выполнены", А. Лукашенко, 11 сентября, совещание с правительством.

"Вы, Михаил Владимирович (Мясникович), засиделись в кабинетах. Засиделись! Я просто вам напоминаю, по итогам года будем делать выводы", А. Лукашенко, 2 ноября.

"Вам (обращаясь к вице-премьеру Семашко) с Мясниковичем — это последний звонок.
Мне ваши оправдания не нужны! Я сюда не за оправданиями приехал. Я хорошо знаю, что происходит на "Камволе". Поэтому рассказывать о том, какие вы хорошие, мне не надо", А.Лукашенко, 17 декабря.

Еще во второй половине ноября четко обозначились противоречия во взглядах между правительством и правителем на возможности экономического роста.

Пресс-служба диктатора 20 ноября передавала, что Лукашенко, принимая с докладом Мясниковича, "жестко потребовал выполнить все показатели 2012 года, особенно по валовому внутреннему продукту". В то же время Михаил Мясникович, комментируя за четыре дня до этого существенное замедление темпов роста ВВП, заявил: "мал золотник, да дорог: мы должны иметь реальный экономический рост".

Таким образом, очевидно, что ориентиры правительства противоречит амбициозным показателям, которые доводятся правителем. Александр Лукашенко явно не удовлетворен такой позицией правительства. Поэтому наблюдатели прогнозируют, что в первом квартале 2012-го страну ждут серьезные кадровые перестановки.

"Ожидаемых темпов экономического роста нет, во внешней торговле проблемы, инфляция остается на высоком уровне. Нужно найти виновников всех этих бед. И очевидно, что крайними будут правительственные чиновники", — говорит эксперт в финансовых кругах.

Кроме этого, для кадровых перестановок есть хороший повод. К концу декабря госкомиссия, созданная для выработки предложений по оптимизации структуры, численности и функций госорганов, должна внести свои предложения президенту. Наблюдатели ожидают, что в январе в ходе совещания у главы государства будут рассмотрены предложения госкомиссии и в первом квартале произойдут существенные перестановки на уровне президиума и аппарата Совмина.

По мнению экспертов, период глубоких кадровых перестановок практически парализует инициативность чиновников – многие будут думать, как уцелеть на высоких должностях, и поэтому не станут генерировать идеи по реформированию экономики, которые были в период деятельности Мясниковича-Румаса.

Правительство саботирует движение в неправильном направлении

Экономист Белорусского экономического исследовательского центра (BEROC) Дмитрий Крук считает, что кадровые перестановки, даже если они будут, существенно не повлияют на экономический курс.

"Важен не персональный состав правительства, а направления деятельности, которыми оно будет заниматься. В направлении структурных реформ заметного прогресса не видно. Соответственно, кадровые перестановки вряд ли могут повлиять на экономический курс", — говорит Дмитрий Крук.

В банковских кругах также отмечают, что за два года деятельности правительства Мясниковича заметного движения в направлении структурных реформ не произошло.

"За последние два года в этом плане ничего не изменилось. Мы по-прежнему живем надеждами, что наша модель самая правильная. Как не было приватизации, нацеленной на увеличение доли частного сектора в экономике, так ее и нет. Этот период, который мы переживали последние два года, можно оценить как время упущенных возможностей", — говорит директор департамента коммерческого банка.

Однако, угроза отставки, которая нависла сегодня над кабинетом Мясниковича, — это не результат отказа правительства от структурных реформ. Главная претензия, которую Лукашенко предъявляет, — невыполнение утвержденного показателя по росту ВВП. Вместо 5-5,5% страна на 1 декабря достигла символических темпов экономического роста — 2%.

Темпы экономического роста оказались ниже запланированным по объективным факторам, говорит Дмитрий Крук.

"Источников финансирования инвестиций в основной капитал, которые бы не вели к инфляции и росту импорта, немного. Соответственно, пришлось выбирать между двумя вариантами. Первый — удешевлять кредиты путем снижения процентных ставок, что в условиях сохраняющихся инфляционных ожиданий могло быть чревато проблемами на денежном рынке, второй — сохранять ставки высокими, но тогда нет возможности стимулировать экономику, чтобы она показывала высокие темпы роста", — говорит Дмитрий Крук.

В итоге, правительство де-факто решило пожертвовать целевыми показателями по экономическому росту и сохранило процентные ставки на высоком уровне. Планировалось, что к концу года ставка рефинансирования опустится до 20-23%, но власти уже объявили, что в 2012-м учетная ставка останется на отметке 30%.

Фактически, правительство, поставив во главу угла макростабильность, проигнорировало поручения Лукашенко по выполнению целевых показателей экономического роста.

"Правительство саботирует движение в неправильном направлении. Если мы вернемся к искусственному стимулированию экономического роста, мы опять наступим на грабли, за которыми последует очередная девальвация", — полагает руководитель департамента коммерческого банка.

В общем, главная интрига состоит в том, будет ли членам правительства стоить портфелей их готовность жертвовать целевыми показателями с целью сохранения макроэкономической стабильности…

0

5

Прокопович заменит Мясниковича?   

Назначение Петра Прокоповича вице-премьером похоже на завуалированную смену правительства.

У Сергея Румаса, который ранее занимал эту должность, были гораздо менее широкие полномочия, пишет «Завтра твоей страны».

На Петра Прокоповича возложена ответственность за обеспечение выполнения важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Беларуси, исполнения республиканского бюджета и осуществления мероприятий по модернизации белорусской экономики. В 70 лет трудно отвечать за такой широкий фронт работ.

— Сергей Румас в этой должности руководил экономическим блоком в правительстве, а Петру Прокоповичу поручили практически все: и выполнение прогнозных показателей, и модернизацию. И вот возникает вопрос: чем будет заниматься премьер Михаил Мясникович? Или первый вице-премьер Владимир Семашко? — оценивает разделение обязанностей в правительстве после очередного назначения экономист Лев Марголин.

У эксперта закралось подозрение: не является ли нестандартный ход в духе Александра Лукашенко подготовкой к смене руководства правительства

На пресс-конференции 15 января Александр Лукашенко дал понять, что пока никакой смены правительства не будет.

— Я нигде не говорил, что грядет отставка правительства… Если нам надо кого-то заменить, то за нами не заржавеет — заменим в течение суток, — пообещал президент.

Однако ранее Лукашенко, по его же словам, «частенько наклонял» правительство: «Вы, Михаил Владимирович, засиделись в кабинетах. Засиделись! Я просто вам напоминаю, по итогам года будем делать выводы (2 ноября 2012 г.) или во время посещения ОАО «Камволь» 17 декабря: «Вам (обращаясь к вице-премьеру Семашко) с Мясниковичем — это последний звонок».

— Впрочем, смена руководства может быть и завуалированной, когда Михаил Мясникович останется свадебным генералом, а руководить поручат Петру Петровичу, — не исключает Лев Марголин.

Эксперт обращает внимание на то, что место, которое освободил предшественник Петра Прокоповича на посту вице-премьера, было свободно почти полгода.

— То есть, скамейка запасных у Лукашенко все скудеет и скудеет. Может быть, назначением Петра Прокоповича было решено если не менять, то хотя бы «подпереть» правительство? — предполагает Лев Марголин.

Но почему Прокопович?

В Петра Петровича Лукашенко, видимо, верит мистически, хотя после того, что произошло в 2011 году, к экс-главе Нацбанка можно было бы относиться и покритичнее. Но не исключено, что Петр Петрович тогда о чем-то предупреждал Лукашенко, а тот его не послушал, — подытоживает Лев Марголин.

Как говорит руководитель Аналитического центр «Стратегия» Леонид Заико, в Беларуси все прогнозы и планы готовятся министерствами и губернаторами, которые за это отвечают.

— Значит, у Петра Петровича простой механизм – вызывать губернаторов, министров и доводить их до состояния полного душевного опустошения, — иронизирует эксперт. —Вообще-то, судя по всему, Александр Григорьевич не доверяет молодежи, уж слишком они умные. А Петр Петрович человек верный, который ни разу не сдал Александра Григорьевича. Его жалко, он сердечник, но он как Герой Беларуси должен бороться до конца, как герои Брестской крепости. И он будет сражаться до последнего.

0

6

Кадровый голод Лукашенко 

Белорусский правитель собирает вокруг себя команду "стариков".

На днях он подписал указ о назначении 70-летнего экс-главы Национального банка Беларуси Петра Прокоповича вице-премьером, ответственным за экономику и финансы.

Белорусские эксперты убеждены, что радикальных реформ ждать едва ли стоит,  пишет "Независимая газета".

По сообщению пресс-службы правителя Беларуси, в новой должности вице-премьера Петр Прокопович будет отвечать за выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, исполнение республиканского бюджета и модернизацию экономики.

Сенсационным это назначение делает несколько факторов. Конечно, главное - что с его именем население связывает минувшую девальвацию, в одночасье сделавшую белорусов беднее в три раза. Напомним, что 23 мая 2011 года Национальный банк Беларуси объявил о девальвации официального курса белорусского рубля. Белорусская валюта за один день упала на 56%. На черном рынке - практически в два раза. Именно Прокопович возглавлял тогда Нацбанк, и именно он накануне уверял, что никакой девальвации не будет. Его именем был назван сайт, с помощью которого в период дефицита иностранной валюты, множественности ее курсов, отсутствия биржевых торгов рядовые обыватели совершали обменные операции и могли получить представление о том, сколько реально стоит белорусский рубль.

Свой пост Петр Прокопович тогда покинул по состоянию здоровья. Однако не прошло и года, как Александр Лукашенко назначил экс-главу Нацбанка, запятнавшего репутацию девальвацией, на должность своего помощника. Это назначение было воспринято как сенсация не только из-за репутации Прокоповича, но и потому, что помогать Лукашенко он должен был вместо Сергея Ткачева, известного коммунистическими взглядами.

Дело в том, что виновником девальвации Прокопович был лишь для обывателя. В кругу чиновников он слыл рыночником и антиподом коммуниста Ткачева. Ссылаясь на мнение экспертов, газета тогда писала об ожиданиях перемен в экономической политике. Что касается девальвации, то экономические эксперты склонны видеть в нем стрелочника, поскольку причиной девальвации была не денежно-кредитная политика, а экономические и президентские амбиции Лукашенко, накачивающего накануне выборов экономику пустыми деньгами.

Эксперты скептически относились к Прокоповичу еще из-за того, что он, строитель по образованию, 13 лет руководил Нацбанком. Однако многие из них признавали, что Прокопович смог сформировать сильную команду из крепких профессионалов и, лавируя в пределах проводимой Лукашенко экономической политики, придерживался рыночных методов. Например, банковская система практически единственная, куда шли иностранные инвестиции; не без его участия стало возможно сотрудничество Беларуси с МВФ, а Прокопович был единственным чиновником такого уровня, который регулярно встречался с журналистами.

Такое неоднозначное отношение к Прокоповичу вызвало различную реакцию на его вхождение в правительство. Одни сокрушаются, что назначение далеко не молодого Прокоповича - признак глубокого дефицита кадров и кризиса власти. Другие высказывают противоположную точку зрения, связывая с именем экс-главы Нацбанка возможные изменения в экономической политике.

"Прокопович вынужден был делать многие вещи вопреки своим взглядам и фактически взял на себя ответственность за девальвацию, но время доказало его правоту, поэтому теперь Лукашенко доверяет ему еще больше", - поделился своими соображениями источник в органах госуправления Беларуси. По его мнению, в ближайшей перспективе вполне реально внедрение некоторых рыночных механизмов в белорусскую экономическую модель.

Напомним, что ранее кресло вице-премьера, в которое сел Петр Прокопович, занимал молодой экс-банкир Сергей Румас, имевший репутацию рыночника. Именно тот факт, что еще летом его отправили обратно в банковский сектор, дает многим экспертам основания сомневаться в возможных изменениях. "Бывший вице-премьер Сергей Румас был более молодым, современным и толковым руководителем. Однако его убирают из правительства, назначая вместо него человека моего поколения, ничем не выдающегося, допустившего большие просчеты в банковской системе", - комментирует ситуацию экс-глава Нацбанка Станислав Богданкевич. В то же время, по словам источника "НГ", "Румас просто не имел чиновничьего опыта и такого вотума доверия".

Как сообщил Белстат, в минувшем году белорусская экономика показала рост лишь на 1,5%. При этом независимые эксперты и это считают слишком оптимистичным. Они склонны говорить о том, что созданная Лукашенко экономическая система, построенная на административно-командных методах, полностью исчерпала свой потенциал и без изменений выжать из нее еще что-то не удастся. Применительно к ситуации в стране все чаще произносится слово "застой". Однако и радикальных реформ, угрожающих единоличной власти Лукашенко, ждать едва ли стоит. Поэтому проводить мягкие реформы смогут только верные и проверенные кадры, которые "знают меру".

0


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В Беларуси » За ошибки президента ответит правительство