Группа компаний ГАЗ без лишнего шума начала сборку грузовиков в Белоруссии

— 13.11.12 15:11 —

ТЕКСТ: Денис Лавникевич (Минск)

На фоне провала сделки по слиянию МАЗа и КамАЗа российская «Группа ГАЗ» Олега Дерипаски начала собирать среднетоннажные грузовики в Белоруссии. Объем выпуска невелик, но он растет – белорусское правительство гарантировало сбыт этих грузовиков.

В Белоруссии «Группа ГАЗ», подконтрольная российскому олигарху Олегу Дерипаске, представлена ЗАО «БелГАЗавтосервис» – официальным дистрибутором нижегородского производителя с 1992 года. Для этой компании организация местного производства «ГАЗов» – прежде всего способ увеличить продажи. За 2011 год «БелГАЗавтосервис» продал белорусским покупателям только 1200 коммерческих автомобилей, тогда как раньше за год продавали по 2600 грузовиков, а в лучшие времена продажи доходили до 4,5 тыс. единиц.

По информации источников «Газеты.Ru», «БелГАЗавтосервис» и белорусское правительство заключили негласную сделку: «Группа ГАЗ» организует производство своих машин в Белоруссии, задействуя местных производителей комплектующих, а взамен белорусские власти обеспечивают их сбыт.

Как рассказали «Газете.Ru» в «Группе ГАЗ», белорусский рынок восстанавливается быстрыми темпами после кризиса 2011 года. «Мы прогнозируем, что продажи автомобилей ГАЗ увеличатся в 2012 году на 34% – с 1860 до 2500 автомобилей и таким образом достигнут уровня докризисного 2010 года», – сказала глава пресс-службы компании Наталья Анисимова.

По ее словам, организация своего производства в Белоруссии – это прежде всего снижение логистических издержек. «Кроме того, сборочное производство обеспечивает высокую гибкость и скорость поставок белорусским контрагентам», – подчеркнула она.

В результате договоренности «Группа ГАЗ» и «БелГАЗавтосервис» в октябре организовали на площадях сервисного центра ГАЗ в промышленной зоне Колядичи (южный пригород Минска) крупноузловую сборку среднетоннажных грузовиков ГАЗ-3307 (с карбюраторным двигателем ЗМЗ-511 Евро-3) и ГАЗ-3309 (с дизелем ММЗ-245.7 Е-3 Евро-3). До конца ноября там же планируется начать сборку модели ГАЗ-33104 «Валдай». Он будет оснащаться двигателем Минского моторного завода (ММЗ-245.7 Е-3). Официально проект был запущен 22 октября.

В Колядичи из России поступают шасси на колесах – без двигателя, коробки передач, карданной передачи и передних амортизаторов. Отдельно поступает 179 наименований различных комплектующих. Интересно, что многие из них также белорусского производства, однако поступают в Колядичи из Нижнего Новгорода и официально считаются российскими.

В «Группе ГАЗ» заверили, что уже отказались от этой схемы. «Двигатели ММЗ, карданные валы, амортизаторы, ряд других деталей, а также специальные надстройки поставляются на сборочное предприятие непосредственно от белорусских поставщиков», – пояснила Наталья Анисимова.

Производство в определенной степени локализовано: на все модели устанавливаются карданные передачи и передние амортизаторы производства гродненского завода «Белкард». А на ГАЗ-3309 – целиком дизельные двигатели Минского моторного завода. В дальнейшем использование белорусских комплектующих будет расширяться – по мере того, как белорусские заводы будут осваивать выпуск соответствующей продукции.

По просьбе конкретного покупателя на собранный в Колядичах грузовик может быть установлено газовое оборудование: баллоны со сжатым газом и сжиженным газом. Гарантия на «ГАЗы», собранные в Белоруссии, – 30 тыс. км пробега или год эксплуатации. Обязательное условие – обслуживание на фирменных СТО, которых сегодня в стране 19.

Хотя перечисленные модели довольно популярны у белорусских потребителей, но ГАЗ-3307 уже больше двух лет серийно не выпускается на головном заводе, а ГАЗ-3309 снимут с производства в Нижнем Новгороде до конца нынешнего года. Однако и такому подходу нашлось оправдание. «Горьковский автозавод снял с производства 3307-ю модель. Она удобна для переоборудования на газовое топливо, что очень важно для ряда предприятий, – сказал агентству «Интерфакс-Запад» заместитель гендиректора «БелГАЗавтосервиса» Андрей Провоторов. – Потребители просили у нас этот автомобиль, и мы пошли им навстречу, организовав его производство в Беларуси».

Вопрос дальнейшего расширения ассортимента «ГАЗов», собираемых в Белоруссии, пока не рассматривается. Дело в том, что головному предприятию предстоит нелегкий переход со стандарта Евро-3 на Евро-4. И только после его завершения можно будет думать о новых моделях. Сегодня мощности предприятия в Колядичах позволяют собирать до 60 автомобилей в месяц, но эта цифра растет.

До конца нынешнего года «БелГАЗавтосервис» планирует выпустить около 300 автомобилей – все они будут поставлены на местный рынок.

Пока их цена аналогична отпускной цене «Группы ГАЗ», но ее планируется снижать по мере увеличения степени локализации производства.

Постоянным крупным покупателем грузовиков ГАЗ белорусской сборки станет «Белкоопсоюз» – сохранившаяся со времен СССР организация, обслуживающая сельское население. Белорусские «МАЗы» – это тяжелые грузовики, которые предприятиям «Белкоопсоюза» для их целей совершенно не подходят. Им нужны как раз средне- и малотоннажные коммерческие машины.

«Есть такое выражение – «тихой сапой». То есть без лишнего шума, не афишируя свои планы, едва ли не тайком. Именно так действовали «Группа ГАЗ» и «БелГАЗавтосервис», запуская под Минском сборочное производство машин «ГАЗ», – говорит «Газете.Ru» белорусский финансовый аналитик Антон Платов. – Пока Минск и Москва громко обсуждали слияние МАЗа и КамАЗа в холдинг «РосБелавто», пока со скандалами налаживали сборку в Белоруссии китайских легковушек Geely (и это производство еще не запущено), «БелГАЗавтосервис» просто начал собирать российские грузовики под Минском. Причём не на 100% из российских комплектующих, что тоже достижение».

«Обратите внимание, как странно совпали по времени два события: начало сборки «ГАЗов» в Белоруссии и фактический отказ Александра Лукашенко от альянса МАЗ–КамАЗ», – говорит эксперт «Газеты.Ru».

Кроме организации собственной сборки «ГАЗов» в Белоруссии, холдинг «БелГАЗавтосервис» реализует (с мая 2012 года) собственную программу утилизации автомобилей. В сентябре, чтобы сделать программу более массовой, ее модернезировали.

Суть программы утилизации в том, что отработавшие свое коммерческие автомобили любого производителя (преимущественно, конечно, «ГАЗы») принимаются в зачет стоимости новых грузовиков, выпускаемых «Группой ГАЗ». Скидка на каждый автомобиль, купленный в рамках этой программы, составляет 26 млн белорусских рублей – это $3040 по текущему курсу.

По итогам 2012 года в рамках программы предполагается утилизировать около 300 грузовиков. Всего же в Белоруссии имеется, по разным оценкам, 30–40 тыс. машин «ГАЗ» с предельными и истекшими сроками эксплуатации. Из них от 4 до 6 тыс. уже не используются. Тот, кто сдает грузовик на утилизацию, полностью освобождается от дальнейших забот, связанных с ним. На предприятиях «БелГАЗавтосервиса» сданные машины разбирают и подготавливают к сдаче на лом, отделяя металлические детали от неметаллических. Металлические детали далее отправляются на переработку в Жлобин, на Белорусский металлургический завод.

Усилить эффект от программы утилизации призвана программа Trade in – о ее запуске в Белоруссии было объявлено на пресс-конференции руководства «БелГАЗавтосервиса» 23 октября. Она предусматривает выкуп холдингом у клиента автомашины любой марки со встречной продажей ему нового автомобиля ГАЗ со скидкой 8 млн белорусских рублей ($936 по текущему курсу).

Для участия в программе Trade in на выкупаемом автомобиле должны присутствовать основные узлы и номерные агрегаты, а сама машина должна быть в исправном техническом состоянии. Продавец старого и покупатель нового автомобиля должны быть одним и тем же лицом, а машина должна находиться в собственности клиента. Срок действия данной программы – до 31 декабря 2012 года. За это время через Trade in планируется реализовать порядка 100 автомобилей «ГАЗ».

В «Группе ГАЗ» на момент сдачи материала ответить на вопросы «Газеты.Ru» не успели.

Читать полностью: http://www.gazeta.ru/auto/2012/11/13_a_4850473.shtml