ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ

Объявление

ПЕРЕХОД НА САЙТ Fair Lawn Russian Club


Чтобы открывать новые темы и размещать сообщения, вам нужно зарегистрироваться! Это не отнимет у вас много времени, мы не требуем подтверждения по e-mail.
Но краткие комментарии можно оставлять и без регистрации! You are welcome!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » Литва и другие страны » Политическая ситуация нового типа в Казахстане


Политическая ситуация нового типа в Казахстане

Сообщений 1 страница 3 из 3

1


Михаил Пак: Назначение Масимова сформирует политическую ситуацию нового типа в Казахстане


Череда рокировок в Казахстане, вопреки политическим традициям последних лет, растянутая на несколько дней, включая выходные, все-таки не даст окончательного ответа на самые актуальные политические и социально-экономические вопросы последних месяцев. Бывший глава администрации президента Аслан Мусин "ушел" руководить Счетным комитетом, а экс-премьер министр Карим Масимов занял кресло начальника самого политического ведомства в Казахстане. Однако при всей кажущееся простоте решения, оно рискует вытолкнуть на поверхность самые неожиданные по своей сути последствия, поскольку назначение Карима Масимова - это формирование политической ситуации нового типа.

****

Однако же, рассуждения о природе перестановок были бы неполными без небольшого разбора: что же такое в Казахстане администрация президента и в чем ее отличие от постсоветских аналогов. С одной стороны, уже много лет ведомство, подчиняющееся напрямую президенту Нурсултану Назарбаеву, несет политическую ношу, мало чем отличающуюся от работы любых президентских администраций на пространстве бывшего СССР. В ее, администрации, функции входит весь комплекс вопросов внутренней политики. Глава ведомства традиционно влияет на многие процессы, которые происходят в стране: ключевые назначения региональных руководителей, мониторинг ситуации на местах и доведение президентских поручений до конкретных исполнителей.

Администрация президента во всех смыслах является наместником главы государства на местах и зачастую выполняет куда более важные функции, нежели любой из членов кабинета министров.

К этому списку можно приплюсовать еще и "теневой" функционал. Как это принято на пространстве СНГ, именно на администрацию президента зачастую возложена роль теневого проводника и созидателя ключевых политических технологий, влияющих на происходящие в стране процессы. Кроме того, согласно положению о работе администрации президента, этот орган управления курирует и работу главной спецслужбы страны - Комитета национальной безопасности. Хотя, справедливости ради, глава этого силового ведомства подчиняется напрямую президенту страны. В принципе, и в этом ничего необычного нет. Однако помимо основных функций, характерных для администрации президента любой из 15 бывших советских республик, это ведомство при президенте Казахстана является еще и типично среднеазиатским органом центральной власти. Это автоматически налагает на него ряд дополнительных функций, характерных только для этого региона. Например, одна из самых главных функций АП в условиях Казахстана - это неформальное отслеживание так называемого родоплеменного и жузового баланса. И если второй уже растворился благодаря созданию такого проекта, как Астана, в огромном количестве выходцев из самых разных городов и весей республики, то родоплеменной код все еще имеет немалое значение при формировании региональной политики. И в этом, кстати, нет ничего плохого или странного - это объективная данность, с которой необходимо считаться. Но как это выглядит на практике в Казахстане?

****

В публикациях ИА REGNUM ранее так или иначе затрагивалась эта проблематика. Например, когда речь заходит о представительстве родоплеменной элиты запада Казахстана среди центральных чиновников в Астане, подавляющее большинство исследователей призывает с большим вниманием отнестись к представленности во власти родовой знати именно этого региона. Почему?

Как, например,отмечал в своей статье казахстанский эксперт Марат Шибутов, хотя бы по одной причине - западные регионы страны формируют немалую часть выручки, являясь едва ли не основными донорами республиканского бюджета. При этом родоплеменные авторитеты в номенклатурной табели о рангах являются классическими "технарями", выдвигаясь в центральную элиту по нефтяной линии - из них получаются прекрасные министры нефти и газа, управляющие нефтяными компаниями и технологи. Среди управленцев высшего звена, хозяйственников и экономистов, можно выделить, пожалуй, только нынешнего мэра Астаны Имангали Тасмагамбетова.

В свою очередь, отсутствие региональных и родовых авторитетов в центральных органах власти приводит к другому перекосу - бюджетному, когда подавляющее большинство денежных потоков, официальных и не очень, уходит представителям других родов и регионов, что само по себе является основанием для латентного сепаратизма. И он уже проявляется - в разных формах: например, довольно часто недовольство региональной элиты можно отследить по выступлениям рабочих. Одно из таких, по версии многих исследователей, завершилось беспорядками в Жанаозене 16 декабря 2011 года. Первоначально, напомним, нефтяники вышли под требованиями, которые больше напоминали ультиматум местной элиты. К слову, если бы администрация Аслана Мусина отреагировала в самом начале, кровопролития можно было бы избежать. Однако, по некоторым данным, тогдашний губернатор области Крымбек Кушербаев не сумел пробиться с соответствующим докладом к главе государства, поскольку считался очень вероятным преемником на место руководителя администрации президента. Понятно, что доступ такого человека к президенту был резко ограничен.

Хотелось бы оговориться - мы привели этот пример именно для наглядности: любому главе администрации президента приходится решать вопросы, которые могут вовсе не касаться напрямую социально-экономического положения в стране. И умение договориться с региональными лидерами и родоплеменными авторитетами зачастую в обход губернатора - это особое, чисто казахское искусство и обладает им далеко не каждый представитель высшего дивизиона власти в Казахстане.

****

Доподлинно неизвестно, есть ли такие качества у нового главы администрации президента Карима Масимова, но справедливости ради заметим: в Астане не очень много управленцев, про которых точно известно, что они знают самые потаенные глубины родовых взаимоотношений.

Кроме того, в силу определенных причин Карим Масимов не сможет говорить со значимыми казахскими авторитетами с позиции силы - а к этому его обязывает должность. Почему? Согласно многочисленным свидетельствам, он по ряду причин попросту не вхож в большинство внутриказахских раскладов, поскольку является классическим, да простят меня читатели, "ирландским consigliere", если пользоваться терминологией Марио Пьюзо - и с этим тоже придется что-то делать и как-то на это реагировать. Для того, чтобы понять характер бюрократической интриги в Казахстане, надо обратиться к новейшей истории. Самыми эффективными в контексте работы администрации президента являются целые команды, которые глава государства формировал для решения текущих политических задач. Например, такой командой была сформированная для борьбы с бунтом молодых чиновников в 2001 году связка Нуртай Абыкаев - Сарыбай Калмурзаев (оба - выходцы из южных регионов страны). Только работая в связке, эти два великолепных переговорщика и знатока казахской действительности сумели найти грамотные выходы из ряда кризисных политических ситуаций. С тех пор прошло больше десяти лет. За это время успели уйти из жизни многие ключевые переговорщики - тот же Сарыбай Калмурзаев, скончавшийся в июле нынешнего года. Да и нынешний председатель Комитета национальной безопасности Нуртай Абыкаев, рассказывают, уже не столь энергичен, и есть сомнения в том, потянет ли он борьбу с новым витком политического кризиса в стране в одиночку.

****

Зато нет сомнений в том, что республика находится на пороге неслабого политического кризиса. И речь здесь идет не только о возросшей в разы террористической активности на западе страны, где, судя по всему, ситуация уже начинает выходить из-под контроля. Слишком часто за последнее время в информационном поле проявлялась информация о том, что силовики не только зачищают экстремистов, но и активно участвуют в местных родоплеменных разборках.

Речи не идет и о зачистке "мусинской команды" (Аслан Мусин - предыдущий глава АП - ИА REGNUM) по всему периметру политического поля страны.

Важнее всего, на наш взгляд, проговорить важный момент - на фоне социально-экономической нестабильности и террористической активности - в Астане, похоже, сформировался полноценный кризис государственного управления, когда любое бюрократическое движение может привести к масштабным коррупционным скандалам. Этот политический клинч между ключевыми представителями высшей элиты страны уже привел к дефициту важных государственных решений - а как иначе, если любая из крупных управленческих команд засветилась в отчетах Агентства по борьбе с коррупцией? И в условиях, когда любой шаг может спровоцировать начало новой "драки всех против всех", президент меняет ключевого переговорщика в стране.

Мы, конечно, уверены, что опыт переговоров у Карима Масимова очень разносторонний - в конце концов, он дольше всех премьеров в истории независимого Казахстана возглавлял правительство республики и имеет довольно неплохой имидж за рубежом. Но есть одна деталь, которая немного смущает: нынешний глава администрации президента никогда не был руководителем региона или города - а это автоматически означает, что опыта переговоров "на местах" у него нет. А ведь именно "на местах" его ожидают самые тяжелые переговоры. А это уже политическая ситуация нового типа.

****

Впрочем, и сложившаяся ситуация - тоже трактуется двояко. В частности, на этот счет есть мнение экспертов, хорошо разбирающихся в ситуации - по их мнению "не погруженный" в региональные реалии человек иногда лучше "погруженного". Хотя бы потому что не будет вспоминать обиды, бережно переданные родовой элитой по наследству.

0

2


Казахская элита отвергает идею создания Евразийского парламента


Полемику о создании Евразийского парламента, начавшуюся в публичном поле Казахстана, можно охарактеризовать, как довольно занятную. Интересно в ней буквально все - от сроков "запуска" дискуссии, до исполнителей "высочайшей" воли. Попробуем разобраться.

Интересна скорость, с которой отреагировали казахстанские деятели на новость о заявлении спикера Государственной думы РФ Сергея Нарышкина по поводу обсуждения инициативы о создании законодательного органа на базе Евразийского союза (ЕАС). Соответствующее сообщение было опубликовано на страницах информационных агентств России 13 сентября - и что любопытно, никакого открытого противодействия казахстанских парламентариев не вызвало. В частности, цитировались слова бывшего заместителя главы администрации президента Казахстана, а ныне депутата Мажилиса (нижней палаты казахстанского парламента - ИА REGNUM) Маулена Ашимбаева, который призывал коллег обсудить инициативу с представителями законодательных органов Киргизии и Таджикистана. Однако, сколько-нибудь живой реакции казахстанского истеблишмента ни слова Нарышкина, ни слова Ашимбаева не вызвали.

Осмысленное движение началось только к 19 сентября, то есть спустя почти неделю после того, как вопрос был обсужден в "узком" кругу евразийских парламентариев. В этот день с громким заявлением выступил политолог, а по совместительству секретарь правящей партии "Нур Отан" Ерлан Карин, который, оказалось, присутствовал на встрече с Сергеем Нарышкиным и почти неделю после нее всеми силами сдерживал свое праведное возмущение. Назвав инициативу о создании Евразийского парламента "только лишь желанием российской стороны", он не только вызвал недоумение депутатов Госдумы, но самое главное - фактически выступил против инициативы президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, озвученной еще в конце 2011 года. Такие заявления в республике не позволяют себе даже чиновники более высокого ранга - и по этой причине, слова Ерлана Карина могут расцениваться в двух плоскостях: либо чиновник решил начать процедуру политического самоубийства (что маловероятно), либо - это заявление было санкционировано свыше.

О том, что события развиваются по второму сценарию, можно судить по компании, в которой оказался волею политического момента господин Карин. Почти сразу вслед за ним с аналогичными заявлениями выступили советник президента по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев и националист Айдос Сарым. Первый - по праву считается буквально "устами" "Ак Орды", обосновывая все инициативы высшей власти, второй - выходец из недр администрации президента, формулирующий националистическую и во многом русофобскую риторику. Нелишним будет заметить, что и Ерлан Карин довольно близок к определенной части так называемого "национал-патриотического" поля.

Но какие причины могли побудить Астану санкционировать резкие заявления группы казахстанских "комментаторов"? Ответ на поверхности - 19 сентября 2012 года (то есть, в день выступления Карина) в Казахстан с рабочим визитом прибыл президент России Владимир Путин "для участия в IX Форуме межрегионального сотрудничества". А негативный информационный фон к визиту российского лидера, на языке казахстанского истеблишмента всегда означает всего лишь приглашение к диалогу. И если это так, то собственно, сама тема полемики - создание Евразийского парламента - в этом контексте не имеет ровным счетом никакого значения.

"Создание наднациональной политической структуры нами не может обсуждаться"

Любопытная деталь: с интервью секретарь партии "Нур Отан" Ерлан Карин выступил на площадке одной из самых рейтинговых в республике газеты "Время", которая после ухода предыдущей команды менеджеров гораздо внимательнее стала относиться к политике, ретранслируя позицию администрации президента страны по тем или иным вопросам.

"Формирование Евразийского парламента - это только лишь желание российской стороны. Поэтому, несмотря на периодически вбрасываемые сообщения о неких договоренностях по поводу создания Евразийского парламента, говорить о том, что эти договоренности достигнуты, было бы неправдой. На самом деле эти и подобные идеи не отражают видения стратегических горизонтов сотрудничества другими участниками интеграционного процесса, в частности нашей страной. (...)Несмотря на все попытки форсировать создание наднациональных политических структур, в реальности же в общей повестке дня такой постановки вопроса нет и не будет. Скажу даже больше - создание наднациональной политической структуры нами не может обсуждаться в принципе, поскольку это напрямую затрагивает суверенитет нашей страны. А принцип суверенитета четко закреплен в Конституции, и, более того, согласно законам нашей страны такого рода вопросы даже не могут выноситься на общенациональный референдум!"

Не менее примечательно, что последний пассаж партийного политолога о референдуме - это тоже своего рода экивок, только уже в сторону казахстанской Общенациональной социал-демократической партии "Азат", которая муссирует эту тему на протяжении нескольких недель. Что интересно, этот диалог по своей сути больше напоминает внутренний, поскольку лишь имитирует межпартийную дискуссию: обе партии, что правящая, что оппозиционная, одинаково внимательно относятся к советам руководящих работников. Тем не менее, это не мешает оппозиционным лидерам - например, Булату Абилову заявлять на страницах портала "Гульжан" о своей непримиримой позиции.

"Вот что значит сила общественного мнения, сила общества. Еще раз мы хотим сказать, что когда мы - оппозиция - заявили, что намерены инициировать проведение общенационального референдума, что мы категорически против вступления Казахстана в Евразийский союз (в сущности, политический союз), что нам не нужен никакой совместный законодательный орган, а дальше, по затее Москвы, и общее правительство, общая валюта, то народ стал потихонечку понимать, к чему все идет. Так вот, когда мы заявили, что будем проводить референдум, власти сразу же "включили заднюю". То есть они перепугались, тут же пошла команда из "Ак Орды", очевидно, потому что до нее только дошло. И тут же встрепенулись депутаты, которые вдруг стали такими смелыми. Вчера я разговаривал с таким "смелым" депутатом, есть там один веселый депутат, так вот я его спросил: почему вы, почему ваш парламент полгода молчали. С прошлого года Кремль, Путин, его администрация вбрасывают в наше общество идеи создания единого парламента. Почему вы начали делать столь дерзкие заявления? В ответ я услышал что-то невнятное. А что касается интервью Карина, то отмечу, что он в первую очередь политолог - и говорит, как политолог. Мы же хотим услышать четкую позицию президента. Все! Больше никого нам не надо. Тот же самый Нигматулин (спикер парламента Казахстана) может в любой момент поменять свое мнение. А вопрос же не снят. Хорошо, пусть даже не будет единого парламента. А Евразийский союз как таковой - он же до сих пор актуален. Заявления Путина и Назарбаева никто же не дезавуирует? Оба, наоборот, заявляют, что Евразийский союз в 2015 году будет".

С не меньшим пафосом отзывается об инициативе и казахский националист Айдос Сарым. На страницах интернет-журнала "Власть" он публикует статью под названием "Нарышкин труд", подспудно критикуя идею Евразийского союза, широко используя политологические штампы.

"Надо честно признать, что при всей кажущейся комичности кавалерийская эпопея с созданием "Еврапарламента" не так уж безобидна и однозначна. Более того, она может иметь самые негативные последствия не только для всевозможных интеграционных процессов, но и внутреннего единства и целостности нашего государства. Более того, предпринимаемая российскими властями тактика выкручивания рук и вынуждения руководства Казахстана на более "решительные" интеграционные проекты Казахстана может не только сорвать все интеграционные проекты, но и самым отрицательным образом сказаться на межэтнических отношениях внутри страны.

Понятно, что Казахстан и Россия являются вечными соседями и всегда будут вынуждены выстраивать добрососедские отношения. Но понятно и то, что обе страны являются не только добрыми соседями и партнерами, но и конкурентами со своими собственными, иногда вступающими в противоречие, интересами. России уже сейчас надо выбирать, с кем она хочет соседствовать: с Казахстаном в виде "Канады" или с Казахстаном в виде "Мексики"? Если с "Канадой", то надо выстраивать с нами нормальные, уважительные отношения без попыток стать "старше" и "любимее". Поэтому и в Казахстане и в России следует, как минимум, ясно и совершенно определенно проговаривать все аспекты, связанные с любыми интеграционными проектами. Недостаток этой честности и гласности, на мой взгляд, делают возможным появление нелепых и абсурдных ситуаций вроде нарышкинского Еврапарламента.

По сути, если разобраться, сегодня речь идет о следующем: есть две конкурирующие модели "евразийской интеграции". Первая модель, российская, предполагает сборку бывшего советского пространства в любом виде и формате (и как видим, любыми средствами). Вторая модель, казахстанская, предполагает извлечение выгод из интеграционных проектов при сохранении своего суверенитета и независимости. И пересказанная выше эпопея - один из ярких эпизодов этой конкуренции несовместимых моделей.

Мое личное мнение: обе модели ущербны и нереализуемы. Идея с Таможенным союзом в итоге задохнется, точно так же, как задохнулась идея СНГ вместе с его Парламентской Ассамблеей и тысячами принятых соглашений и договоров. Таможенный союз, который уже сегодня доказал свою неэффективность и невыгодность для Казахстана, схлопнется под давлением обстоятельств и общественного мнения. Лучше и выгоднее честных, пусть и меркантильных двусторонних отношений пока еще никто не выдумал. А чтобы выйти на формат "большой интеграции" по примеру Евросоюза, должно пройти слишком много времени, должна измениться сама Россия. Пока же, в силу обстоятельств, ТС, ЕЭП - это структуры мирного, но крайне затянувшегося "развода".

"Экстремистские и радикальные силы активно осваивают Казахстан"

В Казахстане назначен новый руководитель администрации президента (АП) страны (предыдущий, Аслан Мусин, был переведен на другую должность в пятницу, 21 сентября - ИА REGNUM): реальный второй человек в государстве по своим полномочиям и главный "разводящий" по своей сути. Именно он отвечает за все нюансы, детали и оттенки внутренней политики в стране. Новый глава администрации президента - бывший премьер Карим Масимов, будет нести ответственность буквально за все сугубо внутренние проблемы - разрастающуюся массу социального протеста, за возросшую террористическую активность и даже за дикие перекосы в родоплеменном балансе, сложившиеся в настоящий момент в высшей элите государства.

Да что и говорить, к настоящему моменту эта должность в Казахстане имеет огромный номенклатурный вес, и значимость ее продолжает расти. Связано это со многими параметрами. Один из них - сложившийся к настоящему моменту кризис государственного управления. Новому главе АП предстоит досконально разобрать кашу из конфликтов между чиновниками высшего звена, влиятельными номенклатурными и родовыми старейшинами (так называемыми "агашками") и силовиками - в противном случае, государственная машина не сдвинется с места. Топтание же на месте будет вести к новым социально-экономическим неурядицам и бедствиям. В этом контексте крайне важной становится фигура ключевого "управляющего" страной. Чрезвычайно слабая бюрократическая машина и неимоверное количество "скрытых пружин" управления зачастую делают человека, назначенного на эту должность, заложником схем, доставшихся в наследство от прежнего руководителя. Тем более, когда этим руководителем был Аслан Мусин, человек с довольно нестандартным мышлением и своим подходом к решению большинства проблем.

При этом, самый главный вопрос, который возник сразу после назначения Карима Масимова главой администрации президента Казахстана - это круг задач нового руководителя. Восточное бюро ИА REGNUM, ознакомившись с картиной недели, на примерах публикаций из СМИ приводит круг потенциальных задач нового руководителя ведомства, нашедших свое отражение в информационной картине недели.

Одна из самых важных задач будущего руководителя АП - борьба с террористической активностью в Казахстане. В этом смысле - у ведомства имеются все бюрократические козыри: формально Комитет национальной безопасности, согласно Положению о деятельности АП, подчиняется руководителю администрации - что автоматически означает, что спрашивать за провалы в этой сфере будут и с него. Сформировавшуюся тенденцию отмечает "Деловая неделя", и ранее отмечавшая рост экстремистских настроений.

"А реальность такова, что терроризм даже религиозный или национальный - он всегда, в первую очередь, имеет социальные корни, он растет из нищеты, возмущенной роскошью элиты, из несправедливости и тотальной коррупции, установленной чиновниками, которые умудряются становиться богаче бизнесменов, из отчаяния, порожденного крахом системы социальных лифтов, падением уровня жизни, безработицей, а также продолжающимися социальной неустроенностью и снижением уровня образования.

Сейчас руководство страны договаривается вместе с соседями бороться против терроризма. Будто бы Россия и Узбекистан успешно справились с ним. 18 лет продолжается конфликт на Кавказе, периодически выливающийся во взрывы в самой столице России, а перспективы его окончания не видны, только общество многократно ожесточилось. Да, Узбекистан загнал в дичайшие тюрьмы всех, кто хоть чуть-чуть симпатизировал исламистам, но добился этим только того, что за его границей стоит целая армия совершенно отмороженных головорезов, способная в любой момент вторгнуться обратно, а пока понемногу воюющая в Афганистане - смертник там, обстрел тут, война идет, моджахед не спит. Мы собираемся заимствовать эти примеры? (...)На этом фоне вдвойне, втройне обидно, что прошлогодние реформы законодательства в стране, фактически, подорвали те призрачные наметки на авторитет, которые начали складываться у официального Муфтията. Агентство по делам религий занимается исключительно бюрократической деятельностью по недопущению ни единого положительного отклика о религиозной литературе, поступающей для экспертизы и все. В мечетях царят неуверенность, подозрительность, случаются конфликты между разными джамагатами. Как в такой ситуации можно вести контрпропаганду тому, что широкой рекой льется из интернета и подтверждается социальным неравенством и несправедливостью каждый день?!".

О религиозном поле, с которым в том числе придется работать новому главе администрации, пишет и портал "Гульжан", констатирующий резкий рост количества религиозных течений и сект.

"Экстремистские и радикальные силы активно осваивают Казахстан, который оптимально подходит в силу своего географического расположения и слабой системы органов безопасности для осуществления своей деятельности во всей Центральной Азии. А народ, разочаровавшись в правящей власти и окончательно отказавшись считать ее гарантом стабильности и социальной справедливости, все глубже погружается в пучину религиозных течений и сект. То есть налицо факт "религиозного прозелитизма" - процесса активного обращения населения в иные вероисповедания, "принесенные" в Казахстан за счет огромных финансовых вливаний извне. В результате унаследованная из культурно-этических традиций казахов терпимость в духовной сфере постепенно заменяется ненавистью к "чужим", представителям других религий и конфессий, а пути свободного выражения своего мнения - радикальными методами доведения своих идей до конкретного адресата. По официальным данным, за 2011 - 2012 годы в Казахстане произошло свыше ста преступлений, связанных с терроризмом и религиозным экстремизмом, жертвами которых стали десятки граждан и сотрудников правоохранительных органов. Таким образом, напрашивается очевидный вывод: государство должно навести порядок в религиозно-конфессиональной сфере, а также предпринять срочные и комплексные меры по предотвращению обострения ситуации. В противном случае недалек тот день, когда в Казахстане политические силы будут представлять собой рвущиеся к власти религиозные и конфессиональные группировки".

Еще одна проблема, которая теоретически может попасть в сферу ответственности АП, была актуализирована на страницах радиостанции "Свобода", которая констатирует рост протестного потенциала в казахстанских тюрьмах.

"Женщина, представившаяся Дарьей Янчевой, родственницей одного из заключенных тюрьмы АК-159/18 в Карабасе, сообщила по телефону корреспонденту Азаттыка ("Свобода" - каз.), что она и несколько других женщин 20 сентября видели избиение осужденных. По ее словам, им удалось взобраться на высокое сооружение, которое строится рядом с тюрьмой.

- Здесь оставлена наклонная плита, по ней мы забрались высоко - так что нам был виден внутренний двор. Мы увидели, что заключенные лежат на плацу в одних футболках и их избивают дубинками и ногами, - говорит Дарья Янчева.

Сауле Жакенова, мать заключенного этой тюрьмы 25-летнего Данияра Жакенова, говорит, что видела, как в этот день утром к территории тюрьмы приехали машины с военнослужащими.

- Около 9 часов утра заехали три КамАЗа с военнослужащими и один автобус, в котором находились омоновцы, "маски-шоу", - утверждает Сауле Жакенова. По ее словам, военнослужащие вышли из машины и прошли на территорию тюрьмы, женщины попытались было воспрепятствовать этому, но безуспешно.

- Они грубо оттеснили нас. Одна бабушка упала, так они ее чуть не затоптали: шли не останавливаясь, перешагивали через нее, - говорит она.

Ранее в этот день гражданский активист Вадим Курамшин разместил на своем блоге сообщение под названием "Новая кровь в застенках. Маски шоу затоптали старушку!", в которой описывает зверства, якобы учиненные войсками МВД в тюрьме над заключенными и попутно "затоптавшими" старушку".

В свою очередь, портал "Номад" актуализирует еще одну проблему - отсутствие базы для социальной модернизации страны. Дело в том, что тезис именно о модернизации был высказан президентом страны Нурсултаном Назарбаевым дважды в нынешнем году - и любой сбой в этой части будет расценен, как недееспособность именно органа, транслирующего волю главы государства на региональный уровень.

"Сложившаяся на сегодняшний день во всех регионах Казахстана практика обеспечения социальной стабильности путем предотвращения массовых увольнений ведет к тому, что рынок труда фактически отсутствует вообще, а отказ от связанной с увольнениями оптимизации компаний ведет к искусственной занятости.

Один из вызовов, с которыми уже сегодня сталкивается Казахстан - массовые высвобождения работников, связанные с завершением строительных проектов.

Попросту говоря, массовые увольнения. Как ни парадоксально, с этими увольнениями сталкиваются регионы с динамично развивающейся промышленностью. Однако на этапе строительства инфраструктуры для крупных промышленных объектов потребности в рабочей силе сравнительно велики, а на этапе эксплуатации она существенно снижается, да и работники нужны с иными профессиональными навыками.

Проблема массового высвобождения работников, с которой столкнулась Атырауская область, стала проверкой способности региональной и общенациональной системы хозяйствования обеспечить экономические и социальные условия воспроизводства тружеников в соответствии с критериями образа жизни и целями социально-экономического развития.

По данным акимата (администрации - ИА REGNUM) Атырауской области, до конца 2012 года количество уволенных с нефтегазовых проектов области вырастет до 16-18 тысяч человек.

Предложения областной администрации по управлению трудовыми ресурсами основаны на том, что место завершенного проекта должен занять новый проект, лучше даже несколько проектов, которые позволят трудоустроить всех уволенных.

Такой подход предполагает наращивание инвестиций в экономику области. В целом предложения местных властей логически обоснованы и сфокусированы на развитии сервисно - логистической инфраструктуры для нефтегазового комплекса. Однако без достаточной проработки такие предложения выглядят попыткой решить проблему занятости населения за счет массированных инвестиций в проекты, которые не имеют никаких иных достоинств, кроме создания новых рабочих мест".

"Они мечтают об интеграции с Европой, Америкой, Сингапуром - с кем угодно, только не с надоевшей Россией"

Что любопытно, в канун смены главы администрации президента казахстанские СМИ вновь заговорили о вопросах идеологии. И совершенно неожиданно, дискуссия получилась довольно бодрой и занимательной. По всей видимости, легкость обсуждения связана с полным отсутствием в этой части информационного поля знаковых лиц казахстанской идеологии.

В контексте дискуссии в первую очередь хотелось бы отметить интервью известного политолога Николая Кузьмина газете Central Asia Monitor. Это редкий для Казахстана случай, когда автор умеет говорить о проблеме легко и ненавязчиво.

"Критики союза России и Казахстана - это интеллектуалы маниловского типа, мечтатели, решившие примкнуть к модному в этом сезоне националистическому тренду. На заре независимости они мечтали о том, что Казахстан станет вторым Кувейтом, а у каждого казаха будет пара слуг-узбеков. Сегодня они мечтают о союзе центральноазиатских стран с мощной экономикой и огромным рынком, об интеграции с Европой, Америкой, Сингапуром - с кем угодно, только не с надоевшей Россией и ее ужасным автопромом. То, что с Казахстаном сегодня никто, кроме России (ни Европа, ни Америка, ни даже братский Узбекистан), в союз вступать не собирается, их мало волнует. Точно так же "пикейные жилеты" из романа "Золотой теленок" рассуждали о том, стоит ли класть палец в рот английским политикам. Мечтать, конечно, не вредно, но когда почти все отечественные интеллектуалы начинают плакать по неизбежной утрате суверенитета, имея при этом весьма смутное представление о том, что же это такое - суверенитет, а пресса эти рыдания подхватывает, то государству приходится принимать решения в не слишком комфортной атмосфере. Именно поэтому, хочется верить, государство озаботится-таки разработкой и внедрением государственной идеологии".

Чуть с большим пафосом о проблеме пытаются рассуждать на страницах журнала "Власть", где высказались сразу несколько специалистов, среди которых прагматичнее всего рассуждает казахстанский представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов.

"Следует перестать называть это идеей, поскольку подобный термин довольно расплывчат и более применим к большим странам. Казахстану стоит ограничиться рядом целей, первая из которых - достижение лидерства по высокому уровню доходов населения в Центральной Азии. Цель должна помочь обществу стать сильным, чтобы оно прекратило довольствоваться малым, а начало делать все возможное, в пределах своих желаний".

В свою очередь, газета "Время" побывала на заседании дискуссионного клуба BATTLER, где состоялось тематическое обсуждение книги политолога Каната Нурова "Казахстан: национальная идея и традиции". Издание иронично отзывается о теме заседания и его идеологическом наполнении.

"По утверждению автора книги, он протянул красной нитью через весь свой труд этноним "казак". Сам Канат Ильич интерпретировал его "как имя вольного человека, гордое самоназвание сообщества выходцев из различных народов". То есть нация, по мысли автора, в данном случае определяется не кровно-родовой связью, а набором определенных человеческих качеств, сформированных под влиянием историко-географических обстоятельств.

 
"Нация и есть то гражданское сообщество, которое имеет государство и которое может иметь или не иметь титульную нацию. И в этом смысле национальность - это этнос. Как ни странно, нация - тоже этнос, просто у них разные основы, - мудрено пояснил Канат Нуров свою концепцию. - К примеру, есть казахи в России, есть казахи в Китае, но общаются ли они между собой? Я не думаю, что их можно назвать неким сообществом, и мы не можем отрицать этого факта".

Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1574094 … z27Ti5Kt3V
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM

0

3

Журналист Аркадий Дубнов: «Западноказахстанский политический клан теряет влияние в Астане»

Опубликовано 24.09.2012 16:02

Важные изменения произошли в руководстве Казахстана. Новым главой администрации президента страны стал Карим Масимов, в течение пяти лет возглавлявший ушедшее сегодня в отставку правительство республики. Он назначен на место влиятельного политика Аслана Мусина, отставку которого независимые обозреватели рассматривают как поражение клана политического влияния из Западного Казахстана. Эти перестановки, полагают эксперты, вызваны, в частности, драматическими событиями конца минувшего года в городе Жанаозен, где произошли кровопролитные массовые беспорядки.

О смысле перестановок в окружении Нурсултана говорит эксперт по центральноазиатской проблематике, международный обозреватель газеты "Московские новости" Аркадий Дубнов.

- Безусловно, перемещение Карима Масимова с должности премьера на пост руководителя администрации - абсолютно не техническое решение. Это очень серьезное, давно ожидавшееся событие. Это усиление позиций Масимова, который теперь становится уже и по должности вторым по влиянию человеком в Казахстане. Раньше многие его воспринимали как не слишком серьезную фигуру, но теперь ситуация иная. Пост главы администрации президента потерял влиятельный прежде Аслан Мусин, который сегодня «понижен» до позиции руководителя счетного комитета. Можно ожидать, что через некоторое время он потеряет и этот пост. Аслан Мусин представляет западный регион страны, в «клановом измерении» Казахстана это называется Младшим Жузом. Аслану Мусину приписывают поддержку опальных региональных лидеров, в частности, недавно отставленного от власти и даже посаженного под домашний арест губернатора Атырауской области (это бывшая Гурьевская области) Бердея Рыскалиева, которому было инкриминировано участие в крупных коррупционных махинациях, и, как подозревают, причастность к событиям в Жанаозене.

- Верно я понимаю, что речь идет о клановой борьбе внутри казахского руководства?

- Верно. Кадровые перестановки - вышедший на поверхность результат столкновения разных элит в окружении президента Казахстана, и это столкновение неизбежно должно были окончиться такими административными решениями. На мой взгляд, это серьезное поражение западноказахстанской группы влияния, которая имела влиятельного и могущественного патрона в лице Аслана Мусина. С другой стороны, надо понимать, что и Карим Масимов - человек, которого тоже обвиняли во многих грехах, скажем, в стремлении усилить свое положение во власти в надежде на то, что он сможет когда-то оказаться преемником Назарбаева.

Пост руководителя администрации в той системе политических координат, которая принята в Казахстане - гораздо важнее, чем пост премьер-министра, кто бы ни занял эту должность. Правительство возглавит бывший первый вице-премьер Серик Ахметов. Это надежный, лично преданный Назарбаеву человек, кстати, выходец из той же, что и президент, Карагандинской области. Новое правительство Казахстана наверняка будет техническим.

Самое главное во всей этой ситуации - сам тот факт, что Назарбаев наконец принял решение переформатировать свою команду. Слухи о переформатировании начали ходить сразу же после событий в Жанаозене в декабре прошлого года. На постсоветском пространстве не принято делать оргвыводы сразу после того, как тот или иной руководитель дискредитировал себя. Казахстан, как и Россия - это не Грузия, где после скандала уходит в добровольную отставку министр внутренних дел. Здесь нужен долгий временной лаг с тем, чтобы продемонстрировать: система сохраняет устойчивость, лидер знает, что нужно делать и вовремя принимает необходимые решения.

- Карим Масимов имеет какие-то родственные связи с Назарбаевым?

- Ничего не известно о его каких-то родственных связях с Назарбаевым. Мне здесь кажется важным еще один аспект. Масимов считается очень лояльным Москве, у него хорошие позиции и связи в кремлевской элите. С этой точки зрения принятое решение сегодня, мне кажется, будет удовлетворять Москву.

- Следует ожидать перестановок в силовых структурах Казахстана?

- Много критики звучало в адрес председателя Комитета национальной безопасности Нуртая Абыкаева, одного из самых приближенных к президенту Назарбаеву людей. Тем не менее, его позиции не поколебались даже после целого ряда громких и трагических происшествий, за которые отчасти несет ответственность и его спецслужба. Тем не менее, Абыкаев, как и тот же Мусин, не будут устранены резко. Назарбаев - прекрасный аппаратчик советской школы. Далеко отпускать от себя людей, которые могут представлять для него либо опасность, либо ценность как верные союзники и партнеры, он не будет.

0


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » Литва и другие страны » Политическая ситуация нового типа в Казахстане