Сенатор Джозеф Либерман, независимый представитель штата Коннектикут, председатель комитета Сената США по делам национальной безопасности и делам государственного управления, руководитель комиссий по военным делам, безопасности в интернете, активный сторонник демократии в Беларуси, дал интервью «Радыё Свабода».

- Сенатор, вы заняли место на Капитолийском холме в 1989 году, когда происходили радикальные перемены в Советском Союзе. Демократизация шла по-разному в разных постсоветских странах - в этом месяце, например, Александр Лукашенко побил рекорд Леонида Брежнева - 18 лет у власти. О чем этот процесс свидетельствует - об ограниченных возможностях демократии на постсоветском пространстве или о слабости Запада в расширении демократических ценностей и верховенства закона?

- Это очень важный и одновременно трудный вопрос. У нас были большие надежды, когда я смотрю в прошлое со своих 24 лет в Сенате США. Я начинал свою карьеру сенатора в эпоху, когда разрушили Берлинскую стену и наступил конец Советского Союза. Это были важные события, свидетелем и участником которых мне выпала честь быть. Некоторым странам удалось воплотить в жизнь мечты о свободе, независимости и состоятельности. В этой связи можно назвать Польшу, Чехию, балтийские страны.

Что касается России, то она разочаровала. Эта страна ограничивает права человека и демократию для своих граждан.

Но наихудшая ситуация с Лукашенко в Беларуси. К сожалению, эта ситуация определяет границы нашего влияния. Мы пытаемся влиять на этот режим и бороться за права человека и демократию для белорусского народа, но реальность такова, что такому диктатору, как Лукашенко, - который держится за власть и почти все время, хотя не всегда, имеет поддержку из Москвы - удается выживать. Это как будто музей диктатуры и тоталитаризма, выживание в худшем смысле слова.

Мы - Америка и Евросоюз - пытались влиять через санкции на высокопоставленных официальных лиц, ограничивая свободу их перемещения в мире, мы выступили с множеством заявлений и осуждений, но они до сих пор не сработали. Я понимаю, что люди, которые стремятся к свободе или находятся в тюрьме в Беларуси, могли потерять надежду, но история новейшего времени, особенно история Советского Союза, показывает, сколько нужно было усилий и сколько отваги, которые не давали людям надежду на протяжении многих лет, чтобы осуществить свои мечты в странах, о которых я упоминал.

Я лично за то, чтобы мы и остальной мир продолжали давление на Лукашенко и делали все возможное, чтобы поддерживать оппозицию - я их называю борцами за свободу - до того дня, который несомненно рано или поздно настанет, когда народ Беларуси будет иметь те возможности и свободы , на которые он имеет право.

- В начале этого года президент Обама одобрил экономические и политические санкции против белорусского режима. Конгресс одобрил «Акт о демократии в Беларуси». Съезд Республиканской партии на этой неделе критиковал Россию за поддержку «сталинистского режима в Беларуси». Какие изменения, по-вашему, в отношениях с Россией и Беларусью могут произойти в политике США после президентских выборов?

- В целом, оппозиционные силы в Беларуси могут быть уверены, что независимо от результата выборов - или переизберем президента Обаму, или выберут губернатора Ромни - Вашингтон будет поддерживать оппозицию и борцов за свободу в Беларуси. В одном из своих выступлений на тему внешней политики губернатор Ромни говорил о вызове России и обязался сделать расширение прав человека в мире своим приоритетом. Поддержка этого дела в Америке останется сильной, несмотря на результат выборов в ноябре, и хорошо, что мы можем об этом сказать.

- В прошлом году вы представляли в Сенате Акт в поддержку демократии в Беларуси. Одним из его пунктов был призыв перенести из Минска чемпионат мира по хоккею в 2014 году. В мае Международная федерация хоккея на льду подтвердила, что чемпионат состоится в Минске. Приедет ли в Беларусь команда США?

- Я разочарован тем, что Международная хоккейная федерация не изменила своего решения. Я знаю, что они это аргументировали тем, что спорт должен оставаться вне политики. Но реальность такова, что если они проведут этот чемпионат в Минске, они дадут действующему белорусскому режиму не только финансовую поддержку, но также выразят ему что-то вроде международного доверия, которого режим не заслуживает. Я надеюсь, что мы сможем сосредоточить наши усилия на американской хоккейной команде. Я знаю, что это довольно противоречивый вопрос, так как решение президента Картера не посылать американскую команду на Олимпиаду в Москве в свое время вызвало смешанные чувства. Но последствием выезда американской хоккейной команды в Минск в 2014 году на эти международные соревнования будет уступка в борьбе за свободу белорусского народа, которая не стоит этого.

- Существует разница в подходах Евросоюза и США - ЕС не присоединился к санкциям в области торговли нефтепродуктами. Германия обучала белорусских милиционеров борьбе с демонстрантами с 2008 года и, как стало известно, вплоть до весны 2012. Каков ваш взгляд на эффективность и разницу между втягиванием режима во взаимодействие и его легитимизацией, санкциями и диалогом?

- Я думаю, что такого рода сотрудничество с режимом вредное, так как оно явно дает понять режиму, что он может продолжать наступление на права своих граждан. Я был очень разочарован, когда услышал об этом немецком контракте. Если бы он закончился в 2010 году перед президентскими выборами, то еще можно было бы его как-то оправдать. Но поскольку он продолжался до этого года, он заслуживает осуждения.

- Бывшие президенты Вацлав Гавел и Джордж Буш в прошлом году по нашей просьбе обратились с рождественскими поздравлениями к белорусским политзаключенным. Полтора года назад вы читали имена арестованных в Минске после президентских выборов. Что бы вы могли сказать им сегодня?

- Прошу вас, не теряйте надежды. Мы с вами! Я чувствовал большую честь, читая в эфире «Радыё Свабода» имена людей, которых несправедливо лишили свободы в 2010 году. Я чувствовал большую честь и хотел сказать им, что мы знаем их имена.

Наша неприятие нынешних белорусских властей опирается на основные американские принципы, универсальные права человека и принципы правового государства и демократии. Это не только общие принципы, но также и люди, которые за ними стоят. Изменения наступают только тогда, когда люди не будут бояться делать то, что сделали те, кто сейчас находится в заключении.

Мартин Лютер Кинг сказал когда-то, что моральная сфера вселенной расширяется медленно, но она все время расширяется в сторону справедливости. Я хочу, чтобы те, кого сейчас несправедливо держат в тюрьмах, знали, что мы знаем их имена. И я хочу, чтобы Лукашенко знал, что мы знаем их имена. Мы не перестанем произносить эти имена, пока эти люди не станут свободными. И пока все люди в Беларуси не станут свободными, а в стране не установится демократически избранная власть.