Война между Россией и Грузией может повлиять на то, кто станет следующим президентом США. Ведь именно в такой сложной международной обстановке и проверяется способность политика вовремя отреагировать на происходящее и выбрать правильный тон.

Надо сказать, что первоначальная реакция демократа Барака Обамы и республиканца Джона Маккейна заметно отличалась. Если Джон Маккейн, который всегда жестко критикует как внешнюю, так и внутреннюю политику России, сразу потребовал созвать Совет безопасности ООН, который должен потребовать от России изменить ее курс в отношении Грузии. «Россия должна немедленно и без всяких условий прекратить свои военные операции и вывести свои войска с территории суверенной Грузии», – 8 августа заявил сенатор Маккейн. То Барак Обама не был так категоричен. Сенатор из Иллинойса призвал Россию не нарушать территориальную целостность Грузии и проявить сдержанность, чтобы избежать полномасштабной войны. Он также не исключил вины Грузии в развязывании конфликта.

После этих заявлений американские политологи заговорили о том, что слова Обама гораздо больше походили на реакцию ответственного лидера и звучали в унисон с выступлениями глав других западных стран. А вот Маккейн порол горячку, и его слова, будь он президентом США, могли бы привести к большей международной напряженности.

Однако по мере продвижения российских войск вглубь грузинской территории общественное мнение в США по поводу конфликта между Россией и Грузией стало меняться. И по телевидению уже заговорили о том, что прав был ястреб Маккейн. Все сразу вспомнили слова Джона Маккейна, как, заглянув в глаза Путина, он увидел три буквы: «КГБ». Произошла удивительная вещь: впервые за время предвыборной гонки непопулярного президента Джорджа Буша стали сравнивать не с его однопартийцем Джоном Маккейном, а с демократом Бараком Обамой. И не только потому, что Обама и Буш одинаково сдержанно отреагировали на то, что сейчас в США называют не иначе как «нападением огромной России на маленькую свободолюбивую Грузию». А потому что оба они не посчитали нужным вернуться в Вашингтон в момент, когда разгорался международный политический кризис: Обама проводил отпуск с семьей на Гавайях, а Джордж Буш с женой Лорой и дочерью Барбарой продолжали наблюдать за соревнованиями атлетов в Пекине. На телеэкранах это выглядело примерно так: Джон Маккейн в пиджаке и галстуке ездит по разным штатам и призывает цивилизованный мир принудить Россию к миру; президент Джордж Буш хлопает по голой спине американскую спортсменку из команды пляжного волейбола; а Барак Обама играет в гольф на Гавайях, время от времени появляясь на пресс-конференциях в легкой ветровке.

В глазах американцев Джон Маккейн стал выглядеть опытным и мудрым стариком. «Почему мы должны беспокоиться из-за конфликта между Грузией и российской армией? Это же маленькое, далекое и мало кому известное место… Но зачастую история творится как раз в маленьких, отдаленных и неизвестных местах», – говорил Джон Маккейн своим сторонникам в Пенсильвании. – Я знаю из разговора с президентом Грузии Мишей Саакашвили, с которым я знаком уже много лет, что он знает, что мысли, молитвы и поддержка американцев сейчас с этой маленькой храброй страной, которая сражается за свою свободу и независимость… Мы все сегодня грузины. После чего уже в штате Мичиган кандидат в президенты от республиканской партии призвал лишить Россию членства в большой восьмерке.

В этих обстоятельствах Обама также ужесточил свои высказывания в адрес России. При этом он старался сохранять баланс. В частности, он сказал, что Америка ищет сотрудничества с Россией и дружбы с российским народом. «Мы хотим, чтобы Россия играла принадлежащую ей по праву роль великой державы. Но с этой ролью приходит и ответственность вести себя как сила, которая ведет к прогрессу в новом веке, а не возвращается к конфликтам прошлого». В качестве наказания России за нарушение международно признанных границ Грузии Барак Обама предложил США пересмотреть двусторонние и многосторонние договоренности с Россией, включая вступление России в ВТО. Что касается Абхазии и Южной Осетии, то, по мнению Обамы, возвращение к статус-кво неприемлемо. Российские миротворцы должны покинуть зону конфликта, и заменены на международный миротворческий контингент. В свою очередь, Грузия должна воздерживаться от применения оружия в Южной Осетии и Абхазии, статус которых должен быть определен.

Впрочем, взвешенный подход Барака Обамы в глазах многих американцев выглядел, как его нерешительность. Многие вспомнили ролик Хиллари Клинтон, как в три часа ночи в Белом доме раздается звонок и президент обязан на этот звонок ответить. Президент всегда должен быть начеку. Прошел ли этот тест Обама? Так или иначе, война между Россией и Грузией заставила американцев крепко задуматься, могут ли они доверить свое будущее человеку, у которого нет опыта в международной политике и в военных вопросах.