Почему в Минске все еще не прижились показы авторского кино?25.01.2012, 16:48 Культура
Алексей Иванюшко, Минский курьер

По сведениям столичного "Киновидеопроката", окупаемость закрывшегося "Центра-видео" не превышала 20 процентов. Убыточен и кинотеатр "Ракета". Значит ли это, что в двухмиллионном городе нет горстки киноманов, которым интересно авторское кино?

— Проблема видеокомплекса заключалась в том, что самые кассовые вечерние фильмы, начинающиеся в 21.00, не могли быть там продемонстрированы, поскольку торговый центр "Столица" работает до 22.00. И "Центр-видео" при таком раскладе просто не мог себя окупить. Тем более Минск действительно сложно назвать киноманским городом, — поведал киноаналитик Игорь Сукманов. — Когда закрывают или переносят в менее удобные места привычные точки просмотра авторских лент, теряется самое главное — целевая аудитория. С артхаусом надо работать, его нужно изучать. Поддерживать это направление за счет одних только хозяйственников в лице "Киновидеопроката" неправильно. Помогать должен город. Если возьмете любую крупную культурную столицу Европы, то увидите, что все артхаусные залы там находятся в центре. Они не занимают много места, некоторые могут вмещать всего 20-30 человек. Но они работают на свою аудиторию. Понятно, что публика эта не массовая, а избранная. Тем не менее ее нужно постоянно воспитывать.

— И каким образом?
— Показывать авторские фильмы регулярно, а не время от времени. Не должно быть так, чтобы после отзвучавшего "Лістапада" последующие полгода все кинотеатры продолжали потчевать зрителя чисто голливудской продукцией. В таком случае у киноманов не вырабатывается никаких привычек, у них не возникает четкого представления о том, что в городе есть залы, работающие на их вкус и потребности. Да, арт­хаус в Минске показывают в "Победе", Доме кино, изредка в "Центральном". Но, опять-таки, это все спорадические акции, не имеющие постоянной основы. А зритель как раз должен четко знать, что в таком-то конкретном кинотеатре ВСЕГДА можно увидеть фильмы интересующего направления кинематографа. В этом случае, даже если человек не является специалистом, следящим за всеми событиями в мире кино, но устал от попкорновых картин и хочет приобщиться к чему-то необычному, выходящему за клишированные рамки, он приходит в кинозал, смотрит репертуарную афишу и что-то для себя выбирает. В Минске пока таких мест попросту нет.

— А как же кинотеатр "Ракета", где по вторникам показывают киноманские ретроспективы? Почему его нельзя назвать артхаусной площадкой?
— Потому что он находится в той части города, которая не является культурной. Согласитесь, если вы захотите хорошо провести время, то вряд ли отправитесь в рабочий квартал. Ведь чтобы обсудить кино, имеет смысл сходить после просмотра в кафе. Причем в такое, где тебя будет окружать нормальная атмосфера, трезвые люди, где не станут крутить русский шансон. А теперь посмотрим на "Ракету": до метро от нее нужно пройти, причем далеко не по самым освещенным и безопасным улицам. Заведений, где можно было бы потолковать об искусстве, поблизости тоже нет. И что делать зрителю? Сразу после сеанса бежать домой, думая лишь о том, как поскорее сесть в транспорт? Многие так и поступают. Но это неправильно. Смазывается послевкусие от просмотра. Культурную среду необходимо формировать, прививать. Во многих европейских городах в час ночи все сияет и жизнь бьет ключом. Мы приезжаем туда и думаем: живут же люди! А ведь тут нет ничего удивительного. Где есть постоянный спрос, будет и постоянное предложение. Мы пока не можем это создать.

— Потому что некому?
— Полагаться надо только на себя: кто, если не мы? Возьмите "Лістапад": чтобы доказать, что Дом кино не может быть главной фестивальной площадкой в силу своей удаленности от центра, дирекции форума нужно было потратить немало времени и сил. Доказали. Перенесли основные конкурсные показы в "Центральный". И результат, считаю, получился именно тот, на который рассчитывали: на фильмах не было полупустых залов (по данным "Киновидеопроката", заполняемость кинотеатра в дни фестиваля составила более 92 процентов. — Прим. авт.). Это должно культивироваться. Чтобы возникла традиция, привычка. Ведь на "Лістападзе" демонстрировалось именно то кино, которое противостоит традиции развлекательного, бездумного. Оно бросает вызов всей системе потребительских ценностей. Еще пример: фильмы Ларса фон Триера ("Меланхолия") и Вуди Аллена ("Полночь в Париже"), которые шли при полных залах в "Центральном" несколько недель подряд. Эти факты говорят: система культурного центра работает. Создайте зрителю необходимые условия, и он будет ходить на артхаус. Но для того чтобы у нас появлялись кинотеат­ры некоммерческого кино, необходима поддержка. Такие площадки не смогут приносить бешеной прибыли. И здесь необходимо четко расставить акценты: голливудские блокбастеры — для зарабатывания денег, артхаус — для души. Много ли вы вспомните беллетристики XVIII-XIX веков? Литературных произведений, пользовавшихся в те времена высоким спросом? Думаю, нет. Более того, если начнете их читать, они покажутся вам маловразумительными, устаревшими, неинтересными. И это отличает их от классики, которая на тот момент, возможно, и не имела больших тиражей, но за счет своей высокой художественной ценности пережила и своих авторов, и свое время.

— Если проследить тенденцию в динамике, на ваш взгляд, в Минске за последние лет 10 увеличилось или уменьшилось число тех, кому интересно некоммерческое кино?
— В процентном соотношении это число небольшое и всегда колеблется примерно на одном уровне. Другое дело, что сегодня белорусский прокат все больше зависит от российских настроений. Из-за чего в Минске прекратился "Киноформат 4х4"? С точки зрения конъюнктуры, нельзя было сказать, будто публика от него устала. Но количество артхаусных картин, закупаемых российскими дистрибьюторами, резко уменьшилось, потому что в России наступил кризис. Это как раз тот самый случай, когда свертывание какого-то благого начинания не вытекает из реальной ситуации и обусловлено лишь внутренними проблемами нашего восточного соседа. Кроме того, у нас нет меценатов. Не только в сфере кино, но и в культуре в целом. Если у представителей бизнеса возникнет потребность и возможность поддерживать искусство, к ним не надо будет идти с протянутой рукой. Они сами придут и предложат свои услуги. Когда же такой инициативы нет, она должна исходить со стороны государства. Можно привести в качестве примера Литву, Эстонию, Польшу. Тоже маленькие страны, во многом зависимые от своих более крупных и влиятельных соседей. Но культурная жизнь там богаче, разнообразнее. За одним событием там сразу же приходит другое, третье. Жизнь кипит! Все, что касается культуры, не может существовать в прямой зависимости от финансовых показателей: у этого фильма большой зрительский потенциал, мы его покажем, а у этого нет — значит, показывать не станем. Здесь другие правила игры. Поддержка со стороны очень важна и необходима.

Мнение
— Артхаусное кино мы покупаем и показываем меньше потому, что эти фильмы, за редким исключением, не могут собрать у нас полные залы. Хотим мы этого или нет, но "Киновидеопрокат" постепенно становится бизнес-структурой. А значит, экономические интересы мы обязаны ставить выше интересов отдельных зрителей. Доля авторских картин в широком прокате невелика не только у нас, но и во всем мире. Их показывают в основном на кинофестивалях. Тем не менее в 2012 году мы по-прежнему будем в Доме кино, "Победе", "Ракете" демонстрировать наиболее заметные артхаусные ленты со всего мира. В Минск приедут фильмы, заявившие о себе на крупнейших кинофестивалях, завоевавшие там награды.