ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ

Объявление

ПЕРЕХОД НА САЙТ Fair Lawn Russian Club


Чтобы открывать новые темы и размещать сообщения, вам нужно зарегистрироваться! Это не отнимет у вас много времени, мы не требуем подтверждения по e-mail.
Но краткие комментарии можно оставлять и без регистрации! You are welcome!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В Беларуси » Запад меняет тактику в отношении смены власти в Беларуси


Запад меняет тактику в отношении смены власти в Беларуси

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

24.08.2011

"Сдача Западом некоторых видных оппозиционеров говорит о том, что в США и Европе принято решение о кардинальной переформатировании тактики в вопросе смены власти в стране".

Так прокомментировал ИА REGNUM белорусский эксперт Юрий Баранчик ситуацию с получением белорусскими компетентными органами личных счетов ряда белорусских оппозиционеров.

По его мнению, Запад разочарован в белорусской оппозиции и отныне будет делать ставку не на нее (она будет использоваться только как инструмент грубого давления), а на чиновников высокого ранга из нынешней номенклатуры.

"Западу нужны управляемые люди. Поэтому желательно, чтобы они прошли как бы определенную стажировку на Западе прежде, чем стали управлять событиями в Беларуси. Для этих целей больше всего подходит должность посла в одной из стран Запада или главы МИД.
Вспомним, многие нынешние главы государств Прибалтики или Восточной Европы, как и многие претенденты на власть в странах Арабского Магриба долгие годы или жили в США, или работали во внешнеполитических ведомствах своих стран. К тому же, если не поможет Россия или, если белорусское руководство не согласится с необходимостью введения российского рубля, то предстоящие несколько лет в Беларуси будут годами тяжелейшего финансово-экономического кризиса. А человек нужен чистый, не замазанный внутренними проблемами. Он должен прийти как одобренный Западом Мессия и начать новую эру белорусской государственности" - отметил эксперт.

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM о том, как может работать такая схема, белорусский эксперт как один из возможных привел следующий пример: "Например, возможен такой вариант рокировки с нынешним министром культуры республики Павлом Латушко. Латушко - один из немногих государственных чиновников, кто последовательно и подчеркнуто пользуется белорусским языком. До назначения в июне 2009 года министром культуры он шесть лет работал послом Беларуси в Польше, что также является достаточно знаковым назначением, а до этого - пресс-секретарем МИД РБ. С целью его последующего вывода в 2015 году или позже на орбиту одного из возможных прозападных претендентов на пост президента Беларуси, его сейчас необходимо на время вывести из игры. Идеальным способом для этого является назначение его послом в одну из западных стран, находящихся под плотным контролем США. Соответственно, это будет не более-менее самостоятельная Германия, а, скорее всего, Франция или Англия. Там с ним плотно поработают местные "элиты", обкатают его, и по возвращении "весь в белом" на Родину кандидат будет готов к исполнению своих дальнейших обязанностей".

По словам эксперта, он привел только один из возможных примеров того, как сейчас Запад начнет работать с нынешней элитой республики, теми людьми, кто входит в высшие эшелоны власти с целью подбора перспективных политиков для прихода к власти после ухода Александра Лукашенко.

"Понятно, что Лукашенко рано или поздно уйдет. Время еще никому остановить не удавалось. То, что власть перейдет к кому-то из представителей силовой части клана, или преемнику - весьма сомнительно. Только если на время. Притом на очень короткий промежуток времени, поскольку ни один силовик не имеет присутствующей у Лукашенко харизмы. Кроме того, нет и того стечения обстоятельств на мировой арене, которые были в первые годы после распада Советского Союза. Сейчас вокруг Беларуси нет вакуума силы. Наоборот - Беларусь зажата весьма основательно между молотом России и наковальней Европы. К этому времени, по задумке определенных сил на Западе, им необходимо иметь в распоряжении целый ряд фигур, одну из которых можно было бы раскручивать на президентских выборах.
Поэтому Запад начал работу с чиновничеством на предмет выкупа их у нынешней власти, которая ничего больше не может предложить номенклатуре страны, кроме нищеты. В этой связи можно отметить, что после многих лет использования лобовой тактики Запад перешел к использованию более завуалированных методов работы. Прозападная же оппозиция, работающая на улицах, ее лидеры и рекрутируемая молодежь, используются исключительно как таран для раскачивания ситуации, после чего к власти должны будут прийти "белые воротнички". Запад сбрасывает ненужный "балласт", демонстрируя якобы позитивный настрой в отношении официального Минска. На самом деле за этим скрывается очередная комбинация по смене власти в стране" - подчеркнул Юрий Баранчик.

0

2

Лукашенко смеется последним важная новость 41

13:12, Павол Демеш, Дэвид Марплз, «The Moscow Times»

Лукашенко смеется последним

Работает ли Евросоюз для демократии в Беларуси или помогает диктатору?

Недавний скандал, когда чиновники Литвы и Польши передали банковскую информацию правозащитников и демократических активистов белорусским властям – серьезная и беспрецедентная ошибка двух стран-членов ЕС, которые годами пытались помочь Беларуси преодолеть авторитарное правление Лукашенко. Она произошла в особенно неблагоприятный момент, и вызвала несколько крайне важных вопросов.

Структура белорусского режима основывается на том, что Лукашенко обладает единоличной властью. За последние 17 лет этот ловкий деспот переигрывал внутренних и международных оппонентов, нарушая многие правила и сведя парламент к формальному, покладистому органу. Протесты в декабре после президентских выборов помогли Лукашенко узнать о сетях его противников и создать стратегию по их использованию. Лукашенко и его аппарат понимают, что в период углубляющегося экономического и социального кризиса им придется использовать новые инструменты и подходы, чтобы держать протесты под контролем. Вследствие этого вырабатывается новая идея для спасения Беларуси от внутренних и внешних врагов.

В этот период Лукашенко был вынужден отойти от имиджа батьки, защищающего и кормящего свой народ, и вместо этого усиливал страх у населения. То, как он преследовал и заключал в тюрьмы своих политических противников, как жестоко подавлял даже безобидные протестные действия, наводит на мысль, что, несмотря на международные санкции, он, скорее всего, продолжит этот бесчеловечный образ действий.

Литва и Польша, которые снабдили налоговые органы Беларуси списком банковских счетов ведущих оппозиционеров, оказали содействие Лукашенко. Самый известный правозащитник Беларуси, Алесь Беляцкий, уже за решеткой, а многие другие с трепетом ожидают, что будет дальше.

Извинения литовских, и особенно польских чиновников, которые сейчас занимают председательскую позицию в ЕС – этого недостаточно. Также непростительно для польских чиновников в других государственных инстанциях просто свалить вину на Министерство юстиции. Жизни людей и будущее Беларуси в опасности, вера в европейские ценности и солидарность находятся под угрозой.

Противники такой более жесткой стратегии по отношению к Беларуси утверждают, что она привяжет страну к российской орбите, подорвет программу Восточного партнерства и положит конец двум десятилетиям независимости. Если Беларусь окажется под контролем России, говорят нам, это может привести к пересмотру границ бывшего СССР, как произошло в Грузии после войны 2008 с Россией и объявлении независимости Абхазией и Осетией.

Но это нелогичный аргумент. Последние пять лет Лукашенко ловко натравливал Россию и ЕС друг против друга. В начале декабря Лукашенко провел европейских лидеров, позволив оппозиционным кандидатам свободно проводить кампанию и дав им возможность выступить на государственном телевидении. Многие европейские лидеры были обмануты этим спектаклем. В награду за якобы «демократическое» поведение Лукашенко, Гидо Вестервелле и Радослав Сикорский, министры иностранных дел Германии и Польши, пообещали Беларуси $4.5 миллиардов долларов кредитов от ЕС. Некоторые даже выступали за четвертый срок для Лукашенко. Затем, как мощная пощечина европейским лидерам, белорусские власти подделали результаты выборов, подарив Лукашенко невероятные 79.7% голосов. За этим последовало жестокое, деспотичное подавление протестов и репрессии против кандидатов.

Однако, белорусский режим никогда не отказывался от русской карты, несмотря на долгий поединок между Лукашенко и российскими лидерами. 9 декабря, после встречи с президентом Дмитрием Медведевым в Москве, Лукашенко возобновил свою старую промосковскую политику и отказался от мирных предложений Брюсселя. Но он также дал безрассудные обещания увеличить зарплаты и пенсии, что привело к нынешнему дефициту наличных денег, высокой инфляции и необходимости мер по выводу страны из кризиса. Он попросил у МВФ, сожалеющего о результатах выдачи предыдущего займа, так не приведшего к реформированию экономики, принадлежащей государству, $8 миллиардов.

Тем временем, Кремль занял главенствующее положение на политической сцене в Беларуси, согласившись на краткосрочные кредиты в обмен на то, что для приличия называют «приватизацией». Но на самом деле это захват прибыльных белорусских предприятий крупными российскими компаниями, включая предприятия нефтепереработки и производителей автотранспорта. Скоро Газпром станет владельцем Белтрансгаза, который контролирует поток российского газа в Европу. Уралкалий планирует купить Белкалий, хотя обе стороны пока не договорились об окончательной цене.

Запад не может игнорировать полное уничтожение прав человека в Беларуси за последние восемь месяцев. Три кандидата в президенты отбывают тюремные сроки, до 5 лет, Беляцкий может быть приговорен к сроку до 7 лет заключения.

Арабская весна показала, что первый шаг к демократии – устранение диктатора. То же относится и к Беларуси.

Павол Демеш – старший научный сотрудник американской организации «Немецкий фонд Маршалла», бывший министр иностранных дел Словакии.

Дэвид Марплз – профессор университета Альберты, президент Североамериканской Ассоциации Белорусских исследований.

0

3

МИД Болгарии: Министр Младенов встречался в Минске с Лукашенко
02.09.2011, 12:21 Новость дня

    Татьяна Коровенкова, БелаПАН

Министр иностранных дел Болгарии Николай Младенов встречался на прошлой неделе в Минске с Александром Лукашенко, сообщили БелаПАН в пресс-службе болгарского МИД.

Там также подтвердили, что по итогам встречи Младенов направил письмо Верховному представителю Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и главам внешнеполитических ведомств стран ЕС. Появившаяся в СМИ информация о содержании этого письма соответствуют действительности, заявили в пресс-службе.

О письме министра Младенова сообщило 1 сентября агентство "Рейтер". Сообщалось, в частности, что в ходе встречи Лукашенко пообещал освободить четверых политзаключенных до конца нынешней недели, а в отношении еще двоих — снять обвинения. Всех остальных политзаключенных белорусский президент пообещал освободить в начале октября.

Болгарский министр также проинформировал Эштон, что Лукашенко пообещал провести круглый стол с оппозицией для обсуждения будущего страны, на который будет приглашена "группа мудрецов" для наблюдения и содействия переговорам.

Ожидается, что министры иностранных дел стран ЕС обсудят ситуацию в Беларуси 3 сентября на встрече в Сопоте (Польша). В то же время, по информации источника в европейских дипломатических кругах, ЕС не будет обсуждать предложение Лукашенко о круглых столах с участием власти и оппозиции до освобождения всех политзаключенных. "Это окончательное предварительное условие, — заявил источник "Рейтер". — Беларусь пытается играть в ту же игру, что и всегда, но на сей раз это не сработает. Минск попытался действовать через традиционные каналы в Италии и Литве, но получил отказ, после чего согласилась Болгария".

Пресс-служба президента Беларуси не подтверждает и не опровергает информацию о встрече Лукашенко с Младеновым. "Все вопросы касательно этой информации следует обратить к источникам этой информации", — посоветовал БелаПАН руководитель пресс-службы Павел Легкий.

Следует отметить, что 1 сентября Лукашенко помиловал еще четырех осужденных участников событий 19 декабря 2010 года в Минске. Первые девять фигурантов уголовного дела о массовых беспорядках были помилованы президентом 11 августа.

29 августа, выступая на совещании педагогического актива, Лукашенко предложил "всем здравомыслящим и любящим свою страну людям, к какому бы политическому лагерю они ни принадлежали, сесть за круглый стол, посмотреть друг другу в глаза и реально оценить, кто чего стоит и что может сделать для эффективного улучшения ситуации в стране".

0

4

Источник: Лукашенко пообещал освободить всех политзаключенных к середине октября
01.09.2011, 21:48 Политика

    Lenta.ru

Президент Беларуси Александр Лукашенко пообещал освободить всех политзаключенных в стране к середине октября 2011 года. Об этом сообщает 1 сентября Reuters.

В распоряжение агентства попало письмо главы МИД Болгарии Николая Младенова руководителю внешней политики Евросоюза Кэтрин Эштон и министрам иностранных дел европейского блока. По словам Младенова, который в конце августа встречался с Лукашенко, белорусский президент пообещал освободить находящихся в заключении активистов оппозиции в течение полутора месяцев. Также он планирует организовать круглые столы с оппозицией по вопросам развития страны.

Младенов уточнил, что желание Лукашенко улучшить отношения с Евросоюзом, очевидно, связано с экономическими санкциями, введенными европейским блоком в ответ на политические репрессии после беспорядков в Минске 19 декабря 2010 года.

Источник Reuters в дипломатических кругах отметил, что Лукашенко решил воспользоваться услугами Болгарии как посредника на переговорах с ЕС после того, как эту функцию отказались выполнять Италия и Литва.

1 сентября президент Лукашенко уже помиловал четверых участников декабрьских волнений.

0

5


«Commentator»: Забудьте про Каддафи. Пора покончить с Лукашенко

У Александра Лукашенко последнего диктатора Беларуси, похоже, очень серьезные проблемы.

Придет ли арабская весна в Европу?

Когда человек типа Александра Лукашенко, жестокий диктатор из Беларуси, начинает просить «переговоров» с политическими игроками со всего спектра, шокируя при этом всех наблюдателей, из этого можно сделать только два вывода.

Первый: он потерял поддержку - самые популярные члены демократической оппозиции томятся в его тюрьмах или остаются под постоянным наблюдением организации, которая в Беларуси все еще называется КГБ. С кем собственно собирается разговаривать Лукашенко?

Или второй: ситуация в его стране в настоящее время настолько отчаянная, что бросив взгляд на судьбу своего друга Муаммара Каддафи в Ливии, он и его окружение пришли к выводу, что нет иного выбора, кроме как достичь какого-то компромисса с оппозицией (читать большинством белорусского народа), или столкнуться лицом к лицу с катастрофой.

Что касается его душевного состояния, то оно всегда вызывало некоторые серьезные вопросы. Но это относится к большинству диктаторов и всем, кто утверждает, что Лукашенко не параноик, и что подавляющее большинство населения его поддерживает.

Уровень жизни резко падает, цены растут. Профсоюзы волнуются и планируют общенациональные акции протеста в октябре. Несмотря на давние, попытки все замять, убийства политических оппонентов совершенные режимом, в настоящее время общеизвестны.

Как все уже давно знают, декабрьские выборы 2010 года были хуже, чем злая шутка. Лукашенко присвоил себе 80 процентов голосов.

Ситуация в стране напоминает фарс, широко распространены слухи в Минске про то что один из государственных прокуроров в процессе против Андрея Санникова – человека, который бы стал президентом, если бы выборы были свободными, - в разговоре признался в том, что голосовал за Санникова. При этом Санников был отправлен в тюрьму на пять лет по сфабрикованному обвинению того же прокурора.

На международном поприще Лукашенко почти в полной изоляции. С Владимиром Путиным, как известно, они презирают друг друга. (Хотя реальность такова, что Россия скорее стерпит Лукашенко у власти, чем демократа, который приведет Беларусь в НАТО). Европейский Союз и Соединенные Штаты ужесточают санкции.

Тем не менее, у него есть пара друзей: упомянутый полковник Каддафи, Уго Чавес (умирающий, как оказывается, от рака), и никто иной, как Махмуд Ахмадинежад, который успокоил Лукашенко в телефонном разговоре в июне сказав, что «Иран всегда будет стоять возле Беларуси».

Это мрачная картина, и режим явно нервничает. Отсюда его призыв к переговорам.

Ведущие оппозиционные группы, которые циркулируют вокруг чрезвычайно популярного сайта Хартия-97, по праву говорят, что не о чем говорить, до тех пор, пока все политические заключенные не будут освобождены, реабилитированы и будет прекращено наблюдение КГБ.

Что касается Запада, то важно не прекращать давления. Политические заключенные конечно должны быть освобождены без всяких условий. Если они не будут освобождены, то ЕС и Соединенные Штаты должны готовиться к массовому распространению санкций, возможно также по отношению к третьим лицам, которые продолжают делать бизнес с Беларусью.

Лукашенко показал, что умеет выживать. Поэтому никто не должен ожидать чудес. Но последняя диктатура в Европе находится в реальной беде. Возможно, пришло время, чтобы на континенте не было никаких диктатур вообще.

Робин Шепперд, «Commentator»

0

6

WikiLeaks: Лукашенко договорился с Вашингтоном "дружить" против России

06.09.2011

Между администрацией Александра Лукашенко и представителями США существуют гораздо более тесные контакты, чем может показаться на основе сообщений в открытых источниках.

Согласно новому откровению сайта WikiLeaks, в 2009 году Минск и Вашингтон заключили секретную договоренность о нормализации отношений, пишут "Белорусские новости".

Вероятно, в силу событий, последовавших в Беларуси после 19 декабря 2010 года, на тех договоренностях поставлен крест. Но в связи с новыми попытками Минска нормализовать отношения с Западом эти рассекреченные документы вновь становятся актуальными.

Специализирующийся на масштабных утечках информации сайт WikiLeaks опубликовал загадочную депешу, в которой рассказывается о встрече Владимира Макея, главы администрации Александра Лукашенко, с временным поверенным в делах США. Загадка депеши состоит в том, что, исходя из логики дипотношений и самого содержания опубликованного документа, в нем, вероятно, описывается встреча белорусского чиновника с временным поверенным в Минске. Но в качестве места создания донесения указан Киев, и оно подписано фамилией временного поверенного в делах США в украинской столице Джеймса Петтита. Лишь в самом конце документа содержится приписка: «Это сообщение согласовано с временным поверенным посольства в Минске Майклом Скэнланом».

Если донесение подлинное, то можно предположить, что оно создавалось в Минске, но по какой-то причине было отправлено в Вашингтон из Украины.

Но самое удивительное в нем то, что там речь идет о неизвестной доселе договоренности между администрацией белорусского президента и американцами - о «Дорожной карте» по нормализации американо-белорусских двусторонних отношений». Стороны якобы согласовали этот документ в ходе визита помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филиппа Гордона в белорусскую столицу 14 августа 2009 года. Визит широко освещался в прессе, сообщалось, в частности, что американский дипломат «обсудил ситуацию в Беларуси с представителями политических партий и гражданского общества, а затем провел встречи в Администрации президента и внешнеполитическом ведомстве».

«С главой администрации Владимиром Макеем он подробно обсудил двусторонние отношения, а также многостороннее сотрудничество. Как сообщается, все, о чем они договорились, - так это поддерживать регулярные контакты. С главой МИД Сергеем Мартыновым гость говорил о путях расширения торгово-экономического сотрудничества», - писала тогда интернет-газета naviny.by.

Согласно опубликованному WikiLeaks документу, после визита Филиппа Гордона глава администрации Александра Лукашенко встречался с временным поверенным, чтобы, как выразился сам Владимир Макей, «подтвердить заинтересованность Беларуси» в развитии процесса по «Дорожной карте», назвав это «исторической возможностью для улучшения отношений между двумя странами». Сотрудник президентской администрации Валентин Рыбаков, представленный в депеше советником Владимира Макея по международным делам, предложил запустить процесс нормализации «встречей на высшем уровне для Макея в Вашингтоне». На это представитель США высказал предположение, что «Вашингтон будет склонен повысить уровень дискуссии после достижения реального прогресса в рамках «Дорожной карты».

Следует отметить, что, по информации сайта сторонников Объединенной Гражданской Партии (ОГП), визит господина Макея в столицу США действительно состоялся. «Заокеанское турне нигде не афишировалось и проходило в режиме не для прессы», - писал сайт ОГП в мае 2010 года.

Белорусский чиновник якобы встретился с представителями администрации американского президента Барака Обамы, пытаясь убедить американцев, что политику по отношению к Беларуси необходимо менять. В частности, упор делался на готовность Беларуси открыться для американского бизнеса, обсуждались проблемы белорусско-российских отношений. «У Макея репутация человека, который может понравиться западным политикам. Он в общем-то знает, что хотят слышать на Капитолийском холме и в Белом доме», - комментировал эту новость председатель ОГП Анатолий Лебедько.

В целом, из депеши следует вывод, что между Владимиром Макеем и представителями США существуют гораздо более тесные связи, чем принято считать. Текст послания настолько информативен, что мы считаем интересным привести далее его полный перевод, сделанный интернет-редакцией naviny.by.

Идентификационный номер 09KYIV1822
Дата создания                        2009-10-20 12:54
Дата публикации                    2011-07-11 00:00
Тип                                            КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ
Место создания                     Посольство в Киеве

ТЕМА: МИНСК ГОТОВ К ОБСУЖДЕНИЮ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ» С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ США, ЛИШЬ БЫ ОСЛАБИТЬ СВОЮ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ РОССИИ

Грифом «конфиденциально» пометил: советник по политическим вопросам Колин Клири, по причине 1.4 (b, d).

1. (C) Сводка: Глава президентской администрации Владимир Макей подтвердил временному поверенному 14 октября желание Беларуси разработать с правительством США «Дорожную карту» по нормализации американо-белорусских двусторонних отношений. Он сказал, что они приветствуют идею живой дискуссии, возглавляемой с белорусской стороны Администрацией президента. Макей подчеркнул, что Беларуси необходимо ослабить экономическую зависимость от России; он не видит никаких изменений в предпочтении правительства России диктовать условия своим «партнерам». Лично он считает, что признание Абхазии и Южной Осетии правительством Беларуси не изменит тяжелое отношение России к Беларуси, хотя кое-кто в правительстве Беларуси, по его словам, имеет иную точку зрения. Он считает, что президент стремится к экономическим реформам, в том числе - к приватизации. Он сказал, что правительство Беларуси будет добиваться поддержки правительства США в расширении кредитования Беларуси международными финансовыми институтами в 2010 году, и понимает, что это будет обставлено экономическими условиями. Казалось, он намекает, что это рассматривается как меньшее зло по сравнению с очередным обращением за помощью к России. С другой стороны, Администрации президента сложнее принять политическую либерализацию, но он сказал, что они открыты для обсуждения нашей иной точки зрения по данному вопросу в рамках «Дорожной карты». Конец сводки.

2. (C) 14 октября временный поверенный встретился с главой президентской администрации Владимиром Макеем по его просьбе. На совещании, длившемся час и двадцать минут, Макей извинился за отсутствие прогресса в развитии «Дорожной карты», согласованной с помощником госсекретаря Гордоном 14 августа. Он сказал, что вопрос остался без рассмотрения в связи с летними каникулами, а также неотложными делами, в том числе - рядом встреч на высоком уровне при участии России. Он сказал, что просил о встрече с временным поверенным, чтобы подтвердить заинтересованность Беларуси в развитии этого процесса, и на самом деле назвал это исторической возможностью для улучшения отношений между двумя странами.

3. (C) Запросив разъяснения о дальнейшем развитии «Дорожной карты», Макей сказал, что, вопреки комментариям министра иностранных дел Мартынова заместителю помощника госсекретаря Расселу, сделанным в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН, играть ведущую роль в обсуждении будет Администрация президента, подключая по мере необходимости МИД и другие министерства. Он также согласился с тем, что процесс не должен быть ограничен документом, напротив, он должен представлять собой живую двухстороннюю дискуссию. Он поручил Валентину Рыбакову, своему советнику по международным делам, как можно скорее начать переговоры с временным поверенным. Рыбаков внес предложение, что процесс, возможно, было бы лучше всего запустить встречей на высшем уровне для Макея в Вашингтоне. Временный поверенный ответил, что он передаст это предложение, но предположил, что Вашингтон будет склонен повысить уровень дискуссии после достижения реального прогресса в рамках «Дорожной карты». Макей и Гордон поставили цель, определили параметры и благословили процесс, но на сегодняшний день прогресс не достигнут. Макей согласился, и сказал, что был бы счастлив встречаться с временным поверенным раз в месяц или по мере необходимости, если возникнут проблемы.

4. (C) В ответ на замечание временного поверенного о том, что - согласно постоянным представительствам международных финансовых институтов - несмотря на их прогресс в работе с коллегами из Центрального банка, Минфина и даже Минэкономики, все договоренности должны окончательно утверждаться в Администрации президента, и что лица, принимающие в администрации экономические решения, способны отвергать или искажать достигнутые соглашения. Макей заявил, что на самом деле все обстоит иначе, и что движущей силой экономических преобразований в Беларуси является Администрация президента. (Примечание: Постоянные представители как МВФ, так и Всемирного банка сочли его ответ озадачивающим. Конец примечания.) Администрация президента полностью поддерживает экономическую либерализацию и приватизацию, и часто ей приходится подталкивать правительство к более быстрым действиям, сказал Макей. Администрация президента выступает за масштабные прямые иностранные инвестиции с Запада. Он сказал, что они говорили о заводах с Польшей, и будут приветствовать и решительно поддержат американские компании, заинтересованные в приобретении нефтеперерабатывающих заводов, банков и фабрик в Беларуси, правда, не будут продавать эти предприятия по бросовым ценам. Крайне важно (он часто обращался к этой теме), чтобы Беларусь диверсифицировала экономические отношения. Зависимость от российского рынка и капитала только послужила подрыву независимости и суверенитета Беларуси. По его словам, они прекрасно понимают, что в 2010 году им будет недоставать финансовых средств, и он попросил правительство США поддержать финансирование для Беларуси через Международный валютный фонд и Мировой банк, чтобы им не пришлось полагаться на Россию.

5 (C) Он сообщил, что на саммите СНГ в Кишиневе, когда другие члены пытались вести серьезную дискуссии о том, как улучшить экономическую координацию между странами, «Медведев просто сидел и улыбался», прекрасно зная, что другие страны зависят от России. В отличие от западных организаций, в которых существуют подлинные дружеские и партнерские отношения, Россия предпочитает диктовать условия. Он сказал, что, по его мнению, которое услышим только мы трое (он использовал эту фразу несколько раз), даже если бы Беларусь признала Абхазию и Южную Осетию, Россия продолжила бы давить на Беларусь; она никогда не стала бы ее настоящим партнером. Тем не менее, он предупредил, что в Администрации президента и правительстве есть элементы, которые предрасположены к признанию регионов. Он сказал, что это замечание - не часть его переговорной тактики, а лишь факт, которым он хотел поделиться с нами.

6 (C) Временный поверенный отметил, что через Агентство международного развития США мы исследуем усилия, направленные на инициирование программы содействия развитию малого и среднего бизнеса в частном секторе, а также на работу с латышами по созданию англоязычной Рижской программы МБА в Минске. Он сказал, что Администрация президента приветствует и поддерживает обе программы. Рост частного сектора неизбежен, и важно, чтобы Беларусь была к нему готова. Он сказал, что Администрация президента заинтересована в непосредственном взаимодействии с временным поверенным по вопросу о программе МБА. Ответ был таков: несмотря на то, что правительство США является крупнейшим спонсором этих совместных с латышами усилий, латыши играют в них ведущую роль, а мы уважаем это и поддерживаем их роль. Макей ответил усмешкой, сказав, что в этом то и разница (имея в виду встречу СНГ в Кишиневе).

7. (C) В заключение временный поверенный выразил свою признательность за вмешательство Администрации президента, когда временный поверенный позвонил вечером 7 октября, чтобы пожаловаться на съемочную группу, появившуюся у порога временного поверенного, чтобы снимать, в том числе - в доме, прибытие представителей политических партий на ужин, устроенный временным поверенным по поводу визита координатора по вопросам помощи Европе и Евразии Дэна Розенблюма. Временный поверенный напомнил Макею, что в ходе их первой встречи Макей заверил временного поверенного, что посольство может встречаться с кем угодно из общественности, но просил, чтобы оно также встречалось с государственными деятелями. Временный поверенный сказал, что он выполнил свою часть договоренности о встречах, и действительно, господин Розенблюм встречался с председателем Центрального банка. Макей извинился и сказал, что когда он услышал об этом, то немедленно положил этому конец.

8. (C) Макей добавил, что выборы не за горами, что люди начинают нервничать, и что спецслужбам в любой стране приходится отслеживать людей, представляющих для страны угрозу. Он заявил, что деятели оппозиции играют на руку России, пытаясь изолировать Беларусь, что только увеличит зависимость от России. Временный поверенный выразил уверенность, что органы могут следить за людьми гораздо более изощренным способом, и что произошедшее было обычным домогательством. Макей согласился. Временный поверенный продолжил, что изоляция Беларуси не является политикой правительства США, она является побочным продуктом решений, которые правительство Беларуси приняло по вопросам прав человека, свободы прессы и выборов. Выбор был не между Востоком и Западом, так как больше не существует двух лагерей, а речь шла о внутренних решениях Беларуси по поводу того, какой тип экономической и политической системы она будет иметь для утверждения суверенитета и независимости Беларуси, которые правительство США поддерживает. Макей завершил встречу, сказав, что соответствующее понимание этих вопросов обеими сторонами будет разъяснено в «Дорожной карте».

9. (C) Комментарий: Тема встречи была параллельной теме разговора с помощником госсекретаря Гордоном, а именно: во время финансового кризиса Беларусь извлекла урок о тяжелых последствиях зависимости от России; во многом подобно тому, как это происходит на боксерском ринге, Россия просто ударила сильнее, когда Беларусь оказалась слабой. В большей степени, чем раньше, Макей, Администрация президента и правительство Беларуси демонстрируют понимание того, что теперь уже нет возврата к экономической модели, позволявшей им поддерживать общественный договор: полная занятость, экономическая предсказуемость, и последовательное, пусть даже постепенное улучшение экономического благосостояния людей взамен на подлинную популярность Лукашенко. Модель, основанная на дешевой нефти и газа из России, и российский рынок, покупавший большинство того, что производила Беларусь, что позволяло Беларуси продавать переработанные нефтепродукты на Запад, перестала существовать; и даже если бы Беларуси была предложена возможность вернуться к ней, полная зависимость от России больше не в интересах Беларуси.

10. (C) Продолжение комментария: Администрация президента и правительство Беларуси, являющееся подсистемой Администрации президента, все больше, пусть и неохотно, рассматривают критерий экономических реформ для доступа к финансированию международных финансовых институтов как меньшее из двух зол. Вероятно, что сильная программа структурных реформ с последующим соглашением о резервном кредите в апреле 2010 года, как это было бы предусмотрено Статьей 4, в краткосрочной перспективе может быть лучшим способом содействия изменению экономической системы в Беларуси. До сих пор поддержание государственной экономики было одним из важнейших инструментов контроля над населением со стороны режима Лукашенко. Более расслабленный подход к правам человека, независимым СМИ и политическому плюрализму является чем-то, по крайней мере - сейчас, на что Администрация президента по-прежнему смотрит с большим страхом. Таким образом, постоянное присутствие санкций в их нынешнем виде, скорее всего, является необходимым требованием, чтобы напоминать Администрации президента о ценности, которую Запад придает этим принципам, и таким образом добиваться продолжающегося пошагового прогресса в этой сфере. Такое сочетание кнута и пряника может быть лучшим подходом к помощи Беларуси в достижении того, чем, она, по ее заявлениям, хочет являться - независимым и суверенным государством.

11. (U) Это сообщение согласовано с временным поверенным посольства в Минске Майклом Скэнланом.

0

7

Новое сближение Белоруссии с Западом и перспективы эволюции режима Лукашенко
5 сентября 2011, Александр Шпаковский

Белорусское правительство испытывает крайнюю нужду во внешних заимствованиях для стабилизации ситуации в экономике страны. Оно разыскивает их с тем большим усердием, сколь более проблемы экономические становятся социальными и даже социально-политическими. Александр Лукашенко отложил все дела - даже поездку на юбилейный самит СНГ в Душанбе, чтобы лично руководить стабилизацией белорусской финансовой системы.

Первоначально официальный Минск предполагал задействовать кредитные ресурсы Российской Федерации, либо подконтрольных ей международных структур. Однако условия, на которых российская сторона готова оказать кредитную поддержку белорусской экономике, не устраивают белорусское руководство, так как предполагают коренную перестройку белорусской экономической модели и приватизацию в пользу российского бизнеса наиболее прибыльных государственных субъектов хозяйствования. Принятие российских правил, с которыми увязывается получение вожделенных кредитов, грозит команде Александра Лукашенко последующей потерей контроля над процессами, происходящими в Республике и, в конечном итоге, приведет к утрате власти. Согласившись на российские условия, Лукашенко рискует превратиться из единоличного лидера в "свадебного генерала".

Исходя из этого, белорусская дипломатия получила указание в срочном порядке восстановить отношения со странами Запада. В качестве дипломатической затравки вновь прозвучали обещания "либерализации", которые уже успешно продавались на Запад под соусом "новой белорусской государственной политики" в 2008-2010 гг., что дает определенную надежду на повторную реализацию подобного сценария в настоящее время. Однако, несмотря на схожесть ситуации, в расстановке сил в 2008 и 2011 существуют определенные отличия. В то время белорусская экономика развивалась относительно стабильно, и в качестве просящей и уговаривающей стороны выступал Запад. Не допустить признания Беларусью государственного суверенитета Южной Осетии и Абхазии было на тот момент гораздо важнее неприятия западными элитами "недемократичных" управленческих методов Лукашенко. В 2008-2010 гг. западные политики зачастили в Беларусь, страна была принята в программу "Восточное партнерство", белорусам сулили миллиардные европейские кредиты. На Западе всерьез обсуждался вопрос о "политической амнистии" Лукашенко и принятии белорусского лидера в ряды европейского политического истеблишмента. В качестве адвокатов белорусского режима успели засветиться такие влиятельные особы, как Сильвио Берлускони, Радослав Сикорски, Гидо Вестервелле. И лишь жесткое подавление белорусскими властями акции протеста оппозиции против итогов президентских выборов вечером 19 декабря 2010 года и последующие репрессии в отношении организаторов и участников протеста на некоторое время приостановили набравший серьезные обороты диалог.

В настоящее время ситуация принципиально иная: в сложном положении уже белорусская власть, для спасения национальной экономики нужны кредиты. Поэтому шаги навстречу западному миру делает теперь Александр Лукашенко: освобождены 13 "политтических заключенных", государственное назначение на должность помощника президента получила "архитектор" политики прошлого диалога с Западом Наталья Петкевич, попавшая в опалу после последних президентских выборов, предложен вариант проведения "круглого стола" с участием представителей белорусской оппозиции и международного сообщества, выписана "дипломатическая пощечина" России в виде отказа белорусского лидера от посещения юбилейного саммита глав государств СНГ.

Белорусская власть вновь предлагает Западу диалог, на кону - "пропуск" в белорусский парламент "проевропейских" оппозиционных политиков по итогам грядущих выборов 2012 года. После анализа белорусских политических событий последнего времени напрашивается вывод, что Запад "проглотил наживку", принял предложенные правила игры и размеры ставок: негласно подконтрольные польскому МИДу движения "За свободу" Александра Милинкевича и "Говори правду" Владимира Некляева заявили о желании преобразоваться в политические партии для участия в выборах 2012 года, о начале подготовки к избирательной кампании заявил и зампред партии БНФ Григорий Костусев. Из риторики оппозиции фактически исчезла тематика освобождения находящихся в местах лишения свободы экс-кандидатов на пост президента РБ Андрея Санникова, Дмитрия Усса, Николая Статкевича. Это означает, что либо их судьба не интересует бывших соратников, либо она будет решаться на более высоком уровне. Правильность второй мысли подтвердил руководитель МИД Болгарии Младенов, заявивший, что Лукашенко обещал ему "освободить" всех политзаключенных к середине октября 2011 года.

Тем не менее сложно понять как стороны собираются реализовать намечающиеся договоренности, ведь недавний эксперимент по "игре в демократию" весьма неудачно закончился как для самого Лукашенко, так и для его политических оппонентов. Очевидно, что сохранение действующей системы управления и внедрение западных демократических норм практически невозможны, данные факторы являются взаимоисключающими. Выскажу предположение, что даже "подконтрольная оппозиция" в белорусском парламенте может привести к разбалансировке белорусской государственной модели, так как внесет явный диссонанс в работу "вечно стабильного" государственного аппарата. Уверен, что данное понимание есть и в команде действующего президента.

В то же время и Запад вряд ли предоставит необходимые белорусам деньги в обмен на декларации, обещания и широкие дипломатические жесты.

Сложившаяся ситуация требует анализа, системного взвешеного подхода и ответственных управленческих решений. Республика Беларусь должна пройти эволюционный путь от авторитарной государственной модели, которой противостоит имеющая внешнее управление политическая оппозиция, к подлинно демократическому государству с многопартийной системой и развитым гражданским обществом, рознящимся в методах и подходах, однако единым в базовых ценностях, направленных на всестороннее развитие страны.

Очевидно, что диалог власти, политических сил, гражданского общества давно назрел в Беларуси, и в настоящее время просто необходим. Авторитарная, завязанная на личность одного лидера, действующая модель управления имеет очевидные минусы и не является оптимальной моделью государственного развития Республики Беларусь. В тоже время допустить скатывание страны в хаос демократической шизофрении образца РФ начала 90-х годов 20-го белорусская интеллектуальная, гражданская, управленческая элита просто не вправе.

Эволюционный путь является для Беларуси оптимальным, так как не предполагает коренную ломку существующего строя и системы общественно- политических отношений, а, наоборот, дает возможность исчерпавшей себя политической элите перодиться за счет новых импульсов, кадров и подходов к управлению страной.

Для дальнейшего развития Республики Беларусь жизненно важно, чтобы сегодняшние устремления власти к диалогу с инакомыслящими оказались не пустой декларацией, а явились следствием взвешенного государственного решения и приобрели реальное воплощение.



REGNUM-Беларусь

http://belarus.regnum.ru/news/1441888.html

0

8

Новое сближение Белоруссии с Западом и перспективы эволюции режима Лукашенко
5 сентября 2011, Александр Шпаковский

Белорусское правительство испытывает крайнюю нужду во внешних заимствованиях для стабилизации ситуации в экономике страны. Оно разыскивает их с тем большим усердием, сколь более проблемы экономические становятся социальными и даже социально-политическими. Александр Лукашенко отложил все дела - даже поездку на юбилейный самит СНГ в Душанбе, чтобы лично руководить стабилизацией белорусской финансовой системы.

Первоначально официальный Минск предполагал задействовать кредитные ресурсы Российской Федерации, либо подконтрольных ей международных структур. Однако условия, на которых российская сторона готова оказать кредитную поддержку белорусской экономике, не устраивают белорусское руководство, так как предполагают коренную перестройку белорусской экономической модели и приватизацию в пользу российского бизнеса наиболее прибыльных государственных субъектов хозяйствования. Принятие российских правил, с которыми увязывается получение вожделенных кредитов, грозит команде Александра Лукашенко последующей потерей контроля над процессами, происходящими в Республике и, в конечном итоге, приведет к утрате власти. Согласившись на российские условия, Лукашенко рискует превратиться из единоличного лидера в "свадебного генерала".

Исходя из этого, белорусская дипломатия получила указание в срочном порядке восстановить отношения со странами Запада. В качестве дипломатической затравки вновь прозвучали обещания "либерализации", которые уже успешно продавались на Запад под соусом "новой белорусской государственной политики" в 2008-2010 гг., что дает определенную надежду на повторную реализацию подобного сценария в настоящее время. Однако, несмотря на схожесть ситуации, в расстановке сил в 2008 и 2011 существуют определенные отличия. В то время белорусская экономика развивалась относительно стабильно, и в качестве просящей и уговаривающей стороны выступал Запад. Не допустить признания Беларусью государственного суверенитета Южной Осетии и Абхазии было на тот момент гораздо важнее неприятия западными элитами "недемократичных" управленческих методов Лукашенко. В 2008-2010 гг. западные политики зачастили в Беларусь, страна была принята в программу "Восточное партнерство", белорусам сулили миллиардные европейские кредиты. На Западе всерьез обсуждался вопрос о "политической амнистии" Лукашенко и принятии белорусского лидера в ряды европейского политического истеблишмента. В качестве адвокатов белорусского режима успели засветиться такие влиятельные особы, как Сильвио Берлускони, Радослав Сикорски, Гидо Вестервелле. И лишь жесткое подавление белорусскими властями акции протеста оппозиции против итогов президентских выборов вечером 19 декабря 2010 года и последующие репрессии в отношении организаторов и участников протеста на некоторое время приостановили набравший серьезные обороты диалог.

В настоящее время ситуация принципиально иная: в сложном положении уже белорусская власть, для спасения национальной экономики нужны кредиты. Поэтому шаги навстречу западному миру делает теперь Александр Лукашенко: освобождены 13 "политтических заключенных", государственное назначение на должность помощника президента получила "архитектор" политики прошлого диалога с Западом Наталья Петкевич, попавшая в опалу после последних президентских выборов, предложен вариант проведения "круглого стола" с участием представителей белорусской оппозиции и международного сообщества, выписана "дипломатическая пощечина" России в виде отказа белорусского лидера от посещения юбилейного саммита глав государств СНГ.

Белорусская власть вновь предлагает Западу диалог, на кону - "пропуск" в белорусский парламент "проевропейских" оппозиционных политиков по итогам грядущих выборов 2012 года. После анализа белорусских политических событий последнего времени напрашивается вывод, что Запад "проглотил наживку", принял предложенные правила игры и размеры ставок: негласно подконтрольные польскому МИДу движения "За свободу" Александра Милинкевича и "Говори правду" Владимира Некляева заявили о желании преобразоваться в политические партии для участия в выборах 2012 года, о начале подготовки к избирательной кампании заявил и зампред партии БНФ Григорий Костусев. Из риторики оппозиции фактически исчезла тематика освобождения находящихся в местах лишения свободы экс-кандидатов на пост президента РБ Андрея Санникова, Дмитрия Усса, Николая Статкевича. Это означает, что либо их судьба не интересует бывших соратников, либо она будет решаться на более высоком уровне. Правильность второй мысли подтвердил руководитель МИД Болгарии Младенов, заявивший, что Лукашенко обещал ему "освободить" всех политзаключенных к середине октября 2011 года.

Тем не менее сложно понять как стороны собираются реализовать намечающиеся договоренности, ведь недавний эксперимент по "игре в демократию" весьма неудачно закончился как для самого Лукашенко, так и для его политических оппонентов. Очевидно, что сохранение действующей системы управления и внедрение западных демократических норм практически невозможны, данные факторы являются взаимоисключающими. Выскажу предположение, что даже "подконтрольная оппозиция" в белорусском парламенте может привести к разбалансировке белорусской государственной модели, так как внесет явный диссонанс в работу "вечно стабильного" государственного аппарата. Уверен, что данное понимание есть и в команде действующего президента.

В то же время и Запад вряд ли предоставит необходимые белорусам деньги в обмен на декларации, обещания и широкие дипломатические жесты.

Сложившаяся ситуация требует анализа, системного взвешеного подхода и ответственных управленческих решений. Республика Беларусь должна пройти эволюционный путь от авторитарной государственной модели, которой противостоит имеющая внешнее управление политическая оппозиция, к подлинно демократическому государству с многопартийной системой и развитым гражданским обществом, рознящимся в методах и подходах, однако единым в базовых ценностях, направленных на всестороннее развитие страны.

Очевидно, что диалог власти, политических сил, гражданского общества давно назрел в Беларуси, и в настоящее время просто необходим. Авторитарная, завязанная на личность одного лидера, действующая модель управления имеет очевидные минусы и не является оптимальной моделью государственного развития Республики Беларусь. В тоже время допустить скатывание страны в хаос демократической шизофрении образца РФ начала 90-х годов 20-го белорусская интеллектуальная, гражданская, управленческая элита просто не вправе.

Эволюционный путь является для Беларуси оптимальным, так как не предполагает коренную ломку существующего строя и системы общественно- политических отношений, а, наоборот, дает возможность исчерпавшей себя политической элите перодиться за счет новых импульсов, кадров и подходов к управлению страной.

Для дальнейшего развития Республики Беларусь жизненно важно, чтобы сегодняшние устремления власти к диалогу с инакомыслящими оказались не пустой декларацией, а явились следствием взвешенного государственного решения и приобрели реальное воплощение.



REGNUM-Беларусь

http://belarus.regnum.ru/news/1441888.html

0

9


Карл Бильдт: Лукашенко может сбежать из Беларуси

Министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт 15 сентября встретился в Стокгольме с представителя белорусской оппозиции.

На встречу с министром были приглашены редактор сайта charter97.org Наталья Радина, председатель Белорусской ассоциации журналистов Жанна Литвина, член Совета правозащитного центра «Вясна» Татьяна Ревяка, руководитель Комитета помощи репрессированным «Солидарность» Инна Кулей и активист кампании «Говори правду» Андрей Дмитриев.

В начале встречи Карл Бильдт отметил, что сегодня всем очевидно, что Беларусь испытывает огромные экономические проблемы, и в связи с этим, отметил министр, «мы видим маневры со стороны Лукашенко».

«Из-за наличия политзаключенных в тюрьмах мы находимся с властями в состоянии тупика», - сказал Карл Бильдт, и подчеркнул, что Европа ожидает освобождения из тюрем всех узников совести. После освобождения вчера 11 политзаключенных в тюрьмах продолжают находиться кандидаты в президенты Андрей Санников, Николай Статкевич, Дмитрий Усс, координатор гражданской кампании «Европейская Беларусь» Дмитрий Бондаренко, руководитель правозащитного центра «Вясна» Алесь Беляцкий, молодежные активисты Дмитрий Дашкевич, Эдуард Лобов, предприниматель Николай Автухович.

Карл Бильдт также подчеркнул, что необходимы не только освобождение, но и реабилитация политических заключенных.

Министр выслушал мнения членов белорусской делегации по поводу ситуации в стране и дальнейшего развития отношений Беларуси с Европой.

Редактор сайта charter97.org Наталья Радина во встречи отметила, что освобождение части политзаключенных стало возможно только благодаря санкциям, введенным Евросоюзом и США, и их принципиальной позиции относительно необходимости освобождения из тюрем узников совести.

«У Европы уже был неоднократный опыт ведения диалога с властями Беларуси. Все это приводило только к усилению репрессий в Беларуси против оппозиции. Диктатор понимает только язык силы и никаким иным образом повлиять на него невозможно. Поэтому после освобождения политических заключенных, необходимо продолжать политику давления на режим. Необходимо добиваться проведения новых свободных президентских выборов, и ни в коем случае не забывать, что Лукашенко узурпировал власть», - отметила журналистка.

Руководитель Белорусской ассоциации журналистов Жанна Литвина, рассказав о массовых репрессиях, которым подверглись белорусские независимые журналисты после президентских выборов 19 декабря, прокомментировала последнюю инициативу Лукашенко о проведении «круглого стола» с оппозицией.

«Эта инициатива направлена больше на Евросоюз и на Россию, но никак не на саму оппозицию. В связи с этим уже сочинили анекдот: «Все пришли на «круглый стол», а там только один стул», - сказала председатель БАЖ.

Правозащитник Татьяна Ревяка отметила, что «процесс взятия политических заложников продолжается, и арест Белякого стал подтверждением этому».

Татьяна Ревяка напомнила главе МИД Швеции, что встречалась с ним уже 2 года назад и во время той встречи обсуждались те же темы. «Не хотелось бы через 2 года снова говорить с вами о том же. Не следует давать белорусским властям авансы, как это было ранее», - сказала Ревяка.

Глава МИД Швеции отметил, что «у Европы не такие большие возможности давления на режим Лукашенко, но сегодня очень изменилась экономическая ситуация в стране. Лукашенко потратил огромные деньги на президентские выборы 19 декабря, поскольку не был уверен, что победит. Экономический спад в Беларуси будет продолжаться. Россия больше не может выделять безграничные средства, а Лукашенко необходимы 8 миллиардов долларов для стабилизации текущей ситуации. Но у МВФ очень жесткие экономические условия выдачи кредитов. Сегодня Беларусь находится на грани развала. Не исключено, что Лукашенко захочет сбежать. Такие люди, как он, всегда бросают тонущий корабль».

Глава МИД также отметил, что пока ЕС предпочитает не говорить, что будет, если Лукашенко освободит политзаключенных и что будет, если он их не освободит.

«Если он освободит всех политзаключенных, мы вернемся к ситуации 18 декабря 2010 года. Но она же не была благоприятной. Одним из политических условий должно быть проведение свободных выборов», - отметил Карл Бильдт.

Министр также отметил, что на предстоящем в Варшаве саммите «Восточного партнерства» будут представлены белорусские чиновники, однако они не будут полноправными участниками мероприятия.

0

10

Западные эксперты: Договориться с Лукашенко нельзя

Реформы в Беларуси могут наступить только после того, как Александр Лукашенко будет отстранен от власти.

Ведущие западные эксперты опубликовали доклад «Демократические изменения в Беларуси: Рамочная программа действий». В нем изложены их взгляды на политическое и экономическое будущее Беларуси. Соавторами документа стали аналитики Центра анализа европейской политики и « Freedom House».

Договориться с Лукашенко нельзя

Доклад заключает в себе рекомендации, как западным политикам, так и белорусской оппозиции и гражданскому обществу по действиям, которые могли бы привести к смене власти в Беларуси и осуществлению реформ нужных для установления рыночной экономики и демократического строя в Беларуси. Доклад последовательно проводит мысль, что реформы в Беларуси могут наступить только после того, как Александр Лукашенко будет отстранен от власти, и исключает диалог с действующей властью как путь к изменениям в сторону демократии и рыночной экономики.

Экономические рекомендации

В экономической сфере авторы доклада советуют оппозиции и лидером гражданского общества Беларуси «смотреть на руки правительства» при продаже важных для экономики предприятий и озвучивать каждый случай приватизации ниже рыночной цены. Приватизация в таком случае, считают эксперты, должна быть отменена после ухода Александра Лукашенко.

Авторы доклада предлагают Западу усилить давление на режим Александра Лукашенко, расширив экономические санкции на другие белорусские предприятия, например на Беларуськалий, Белтрансгаз, МТС, МАЗ, Мозырский нефтеперерабатывающий завод. Авторы также призывают США и Евросоюз однозначно высказаться по поводу финансовой помощи Беларуси - кредиты от МВФ и других финансовых институтов Запада должны выделяться только после освобождения политических заключенных.

Политические рекомендации

Среди политических рекомендаций, доклад ставит особый акцент на усилиях Запада для освобождения всех политических заключенных в Беларуси, на расширении финансовой помощи белорусским демократическим активистам и гражданскому обществу и усилению поддержки действиям, направленным против информационной блокады в Беларуси.

Беларусь, подчеркивает доклад, должна быть трактована Западом (и особенно Соединенными Штатами) как страна, которая принадлежит к зоне стратегических интересов Запада, а не как страна, на которую обращают внимание лишь в случаях нарушения прав человека. Доклад также предлагает значительно расширить обмен студентами и активистами гражданского общества, рекомендуя таким странам, как Эстония, Чехия и США создать более широкие возможности образования для молодежи из Беларуси.

Пряник для номенклатуры

Запад должен усилить свое послание белорусской номенклатуре, что нынешние санкции, визовые и экономические, будут заменены щедрой финансовой помощью, если Беларусь станет на путь демократических и экономических реформ.

0

11

Дональд Туск предложил модернизировать белорусскую диктатуру
Польша предлагает ЕС принять пакет модернизации для Беларуси.

Премьер-министр Польши Дональд Туск 29 сентября предложил руководителям стран ЕС, прибывшим в Варшаву на саммит "Восточного партнерства", принять "пакет модернизации" для Беларуси, который предполагает и финансовую помощь.

Как стало известно агентству РАР из неофициальных источников, среди условий, которые предлагается выставить белорусским властям для получения "пакета", нет требования отставки Александра Лукашенко. Основными условиями для предоставления помощи являются проведение демократических парламентских выборов, соответствующих стандартам ОБСЕ, начало переговоров с оппозицией, а также полная амнистия и реабилитация политических заключенных, сообщает ИА "Регнум". Взамен ЕС мог бы рассмотреть вопрос о предоставлении Беларуси финансовой помощи и согласиться на выдачу кредита МВФ, а также оказать поддержку в деле стабилизации курса белорусского рубля.

0

12

Туск: Евросоюз готов предоставить Беларуси до 9 млрд долларов при выполнении определенных условий
30.09.2011, 16:12
Евросоюз готов предоставить Беларуси до 9 млрд долларов в обмен на выполнение определенных условий, заявил премьер-министра Польши Дональд Туск на итоговой пресс-конференции саммита Восточного партнерства.

Среди этих условий – полная амнистия и реабилитация политзаключенных, начало переговоров с оппозицией и проведение парламентских выборов в соответствии со стандартами ОБСЕ. Это предусмотрено так называемым модернизационным пакетом для демократической Беларуси, одобренным участниками саммита Восточного партнерства.

По словам польского премьера, подготовка пакета была амбициозной задачей хозяев саммита.

Этот пакет должен включать в себя ряд инструментов помощи, которые могли бы подтолкнуть всю Беларусь, в том числе и ее власти к проведению демократических и экономических реформ.

Туск заявил, что пакет предполагает возможность выделения грантов и займов для Беларуси со стороны международных институтов, инвестиционные стимулы и механизмы для стабилизации белорусской валюты, а также упрощение визового режима.

В свою очередь, сообщает БелаПАН, Ромпей подчеркнул: Евросоюз остается "приверженцем демократической Беларуси, у которой есть свое достойное место в Европе". "Но мы не можем возобновить свое сотрудничество с Беларусью без соблюдения ею прав человека, а это означает в первую очередь освобождение всех политзаключенных и начало диалога с оппонентами", - заявил Ромпей.

Президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу на пресс-конференции сообщил, что страны ЕС хотели упомянуть ситуацию в Беларуси в итоговой совместной декларации саммита, но "по некоторым причинам это оказалось невозможным".

"Но, несмотря на несколько разные взгляды (стран ЕС и стран Восточного партнерства. - БелаПАН), у нас у всех одна цель - демократичная свободная Беларусь, тесно сотрудничающая со всеми европейскими партнерами", - заявил Баррозу.

0

13


Европейская стратегия. Дело о 9 миллиардах

В тот момент, когда польский премьер Дональд Туск высчитывал, какую цену предложить Лукашенко за новую иллюзию либеральных реформ, в белорусских тюрьмах пытали оппозиционных политиков.

Все последние годы самым достойным белорусским оппозиционным политикам было не до работы внутри страны, – их силы едва ли не целиком уходили на попытки нейтрализовать европейских «благодетелей», стремящихся во что бы то ни стало финансово поддержать белорусского диктатора. Очевидно, что в основе всех этих донорских вливаний в худую кадку белорусской экономики, лежал прагматичный подход лоббистов, думающих в первую очередь о собственном благосостоянии, а не о том, как жить дальше белорусскому народу.

Сегодня Беларусь стала для Европы тем «градусником», которым можно измерить ее температуру – температуру очевидной запущенной болезни. Болезни, при которой атрофируется мораль и совесть, а на их месте вырастает злокачественная опухоль realpolitik. Модели, при которой руководить всеми социальными процессами начинает лишь один принцип – политической целесообразности. Можно посетовать на то, что подобное происходило во все времена, и всегда политики руководствовались своими корыстными интересами. Возможно и так, но не в нынешних масштабах.

Во все времена в политике находилось место героям и моральным авторитетам. Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, Вацлав Гавел, Нельсон Мандела, Улоф Пальме... Можно продолжать этот ряд людей, которые собственным примером демонстрировали поведенческие модели в политике, опирающиеся на принципы и мораль. Сегодня в мировой политике назвать деятелей такого масштаба практически невозможно – руководствоваться совестью в принятии решений теперь могут лишь диссиденты.

Шатер на Елисейских полях

В 2007 году Белорусский Свободный театр был удостоен Премии Французской республики. Мы приехали в Париж на вручение премии, и оказались в центре скандала, напоминающего извержение вулкана. Одновременно с вручением премий в области прав человека, на Елисейских полях раскинул свой шатер прилетевший в Париж Моаммар Каддафи. Скромное жилище бедуина обслуживали 196 человек; прием на высшем уровне обеспечивал Николя Саркози.

Возмутителем спокойствия выступила министр по правам человека Рама Яде, жестко высказавшаяся в прессе по поводу этого визита. Пресса припоминала Каддафи все его мерзкие поступки, вплоть до проезда сына ливийского диктатора через все Елисейские поля по встречной полосе на огненно-красном Ferrari. В день, когда Рама Яде вручала нам премию, она чуть не лишилась должности, поскольку Саркози вызвал ее «на ковер» и предложил уйти в отставку за неуважительное отношение к дорогому гостю.

Истерика в прессе стихла после того, как Саркози объявил, что они с «другом Муаммаром» подписали контракты на общую сумму в 11 миллиардов евро. Достойная сумма, чтобы забыть о правах человека. Realpolitik. Прагматичный подход.

Но, теперь возникает вопрос – почему же Франция активно участвовала в бомбардировках этой самой Ливии спустя всего-то четыре года? Что изменилось? Каддафи усилил репрессии против оппозиции? Начал гражданскую войну? Нет, просто изменилась экономическая коньюнктура. Каддафи был мерзавцем всегда – и когда подписывал контракты, и когда прятался по секретным ливийским базам. Но просто сегодня выгоднее бомбить, нежели подписывать с ним договора.

К чему подобные воспоминния? К тому, что Лукашенко сегодня – это Каддафи вчера.

Крестьянский эндшпиль

Александр Лукашенко не политик – он «политическое животное», которое руководствуется инстинктами, а не расчетами. Принцип его мышления прост: чтобы не сгнить в тюрьме, необходимо удерживать власть; чтобы удерживать власть – нужны деньги; допустимо делать все, что угодно, но деньги нужно найти. Все по-крестьянски просто: чтобы корова отдала молоко, ее нужно подергать за титьки.

Станислав Шушкевич дал Лукашенко самую меткую характеристику, которую не устаю цитировать: «Лукашенко – это шахматист, который играет не фигурами, а доской». Пока щедрый за чужой счет польский премьер Дональд Туск расставляет на доске фигуры, Лукашенко примеривается к его виску, в который чуть позже и угодит угол шахматной доски. Только вот господин Туск об этом пока не догадывается. А стоило бы ему оглянуться на историю, и понять, что Лукашенко за 17 лет президентства пережил крах уже не одного десятка европейских политиков, заботливо протиравших тряпочкой шахматные фигуры, но так и не успевших воспользоваться ими.

Румынский высокопоставленный еврочиновник Адриан Северин «налаживал диалог» между Лукашенко и оппозицией. Под это дело европейские кредиты текли рекой. Деньги были пущены на повышение зарплат милиции и спецслужбам, да на строительство ледовых дворцов. А Северин больше с Лукашенко в шахматы играть не садится.

Немецкий политик Ханс-Георг Вик, возглавлявший в Минске миссию ОБСЕ, тоже долго готовился к матчу с белорусским диктатором. Бывший разведчик под это дело передал белорусским властям огромное количество европейских политических и бизнес-контактов. В итоге, доживает век на пенсии, на чем свет стоит понося Лукашенко в европейской прессе. Несть им числа, проигравшим европейским шахматистам, передавшим свои призовые деньги победителю после первого же удара доской по голове.

А, меж тем, всего за несколько последних лет, внешний долг Беларуси вырос с 2,5 миллиардов долларов до 33 миллиардов.

Миллиардеры в погонах

Сегодня «полноводное» кредитование белорусского режима временно закрылось, остались лишь финансовые «ручейки», которые по европейским банкам кропотливо собирают лукашенковские эмиссары. И конечно же, белорусский диктатор мечтает о возвращении былого изобилия, на которое ему недвусмысленно намекает господин Туск.

Тот говорит, что Лукашенко достаточно отпустить политзаключенных, и обеспечить «минимальное соблюдение прав человека», чтобы начать переговоры о получении 9 миллиардов евро.

И здесь возникает целый ряд вопросов. Например: что такое «минимальное соблюдение прав человека»? Если человек хочет гулять, питаться, одеваться и работать, то «минимальное соблюдение» – это только «работать»? А что бы сказал господин польский премьер, если бы ему президент Комаровский обеспечил не полные права, а «минимальные»? Я знаю что – господин Туск начал бы кричать о том, что идеи «Солидарности» преданы, и польская диктатура уничтожает нацию. Но это лишь в том случае, если бы «минимизировали» права Дональда Туска, а не девяти с половиной миллионов белорусов, которые, по его версии, могут довольствоваться и малым.

Второй вопрос: знает ли господин Туск, куда пойдут 9 миллиардов евро, которые польскому премьеру, к слову, еще надо где-то взять. Отвечу: на содержание репрессивного аппарата. Того самого, который пытал политзаключенных, когда польский премьер сотоварищи озвучивал цифру помощи диктатуре. Поскольку, только репрессивный аппарат в состоянии удержать Лукашенко у власти.

Контролеры контролеров

2 октября со мной на связь вышел человек, который представился сотрудником ДИН (Департамента по исполнению наказаний). Он заявил, что уполномочен предоставить информацию от лица ряда сотрудников этой структуры.

Не желая принимать на себя ответственность за пытки, он рассказал о том, что сегодня все тюрьмы, где находятся политзаключенные, взяты под контроль сотрудниками белорусского КГБ. Причем, эти сотрудники наделены всеми возможными полномочиями, и, при этом, не сообщают своих фамилий даже сотрудникам ДИН. Именно эти люди формируют состав «пресс-хат» – камер, куда бросают политзаключенных, и где над ними происходят издевательства. Также, они могут временно вводить в состав тюремной охраны своих сотрудников.

Эти офицеры КГБ находятся под опекой не только своей головной структуры, но и белорусского Совета безопасности, и курируются, по версии сотрудника ДИН, старшим сыном диктатора – Виктором Лукашенко.

И это третий вопрос: может ли власть, творящая подобный беспредел в собственной стране, быть партнером для переговоров и рассчитыват на финансовую поддержку со стороны Евросоюза?

Фракция КГБ

Глава польского МИД Радослав Сикорский, просчитывая будущую стратегию, убеждает белорусскую оппозицию идти на парламентские выборы в 2012 году. Мотивируется этот шаг следующим – необходимо следить за расходованием кредитных средств.

Белорусский парламент никогда ни за чем не следил – для этого у него нет даже минимальных полномочий. Прежде чем выстраивать подобную стратегию, польскому руководству следовало хотя бы просмотреть текст белорусской конституции. И узнать, к примеру, что белорусский парламент не наделен даже правом законодательной инициативы. А лучше отправить в Минск человека с диктофоном, который бы задавал прохожим на улице один и тот же вопрос: фамилию кого из белорусских парламентариев вы знаете? Представляю, каково было бы удивление польских руководителей, которые бы слушали запись, в которой, из ста опрашиваемых, лишь один назвал бы какую-то фамилию. Да и то, не парламентария, а заместителя министра сельского хозяйства, с которым вместе учился на бухгалтерских курсах в Могилевской области.

Зато уже сегодня можно назвать 5-7 фамилий тех «оппозиционеров», кого Лукашенко назначит в парламент, для осуществления «контроля за расходованием бюджетных средств». Это так называемая «Фракция КГБ», которая будет готова начинать предвыборную парламентскую кампанию сразу после того, как им дадут отмашку их кураторы в Комитете госбезопасности.

Это и станет основной стратегической разработкой белорусских властей на ближайшие годы. Смилостивившись, на свободу отпустят оставшихся политзаключенных, затем будут долго говорить о том, как либерально и радостно пройдут парламентские выборы, в итоге пропустив к парламентским скамейкам четыре-пять завербованных в оппозиции агентов. Европейские политики, вроде Дональда Туска, полоббируют белорусский вопрос в МВФ и некоторых других финансовых институтах, которые предоставят Лукашенко «на бедность» миллиардов шесть евро. Ну, не давать же и вправду девять. Плюс, несколько предприятий уйдет на продажу той же России. Глядишь, так и дотянет Лукашенко до 2016 года, до новых президентских выборов. К тому времени много воды утечет, вместе с нынешними должностями Радослава Сикорского и Дональда Туска. И останется из всей этой конфигурации только одна константа – Александр Лукашенко, к тому моменту переживший еще один призыв европейских политиков.

Ну, а если, по ходу дела, деньги снова закончатся, недолго снова набить заложниками тюрьмы – они во все годы очень неплохо продавались. Гораздо дороже, чем отсталые белорусские предприятия. Польский премьер предлагает 9 миллиардов – это больше, чем в год приносит любая белорусская отрасль.

Печально, но именно у европейцев хранятся «ключи» от механизма белорусской демократической трансформации. Те самые, которыми они не хотят пользоваться, предпочитая оставаться в статусе вечных дурачков, оболваненных шкловским политическим шулером.

Механизм перемен

Польский премьер-министр Дональд Туск, поддержанный рядом европейских политиков, мог сделать шаг более эффективный, если говорить о желании демократической трансформации для Беларуси. Для этого не надо было в сотый раз подманивать Лукашенко деньгами, а необходимо было объявить о стройной стратегии Евросоюза относительно Беларуси.

Как она могла бы выглядеть, и кто мог бы ее озвучить?

Для начала трансформационных процессов при диктатуре необходимы три условия: внешнее давление, внутреннее давление и динамично ухудшающаяся экономическая ситуация. Первый и третий пункты сегодня присутствуют в полном объеме, даже с поправкой на то, что Европа не радикализирует своих действий в отношении белорусского авторитарного режима. Необходимо простимулировать вторую компоненту, чтобы процесс сдвинулся с мертвой точки. А для этого белорусам, в сознании которых сегодня доминирует страх, нужно четко понять, ради чего стоит рисковать; ради какого будущего им стоит пожертвовать на время спокойной жизнью.

Евросоюз должен отправить белорусам послание, в котором были бы изложены те возможности, которыми сможет воспользоваться страна, выбравшая путь демократической трансформации. Пункты этого послания могли бы быть следующими:

– Приоритетное рассмотрение возможности для Беларуси вопроса о вступлении в ЕС;

– Финансовая и методологическая поддержка процесса внесения структурных изменений в экономической и политической сферах;

– Упрощение визового режима со странами Шенгенского соглашения;

– Поддержка в вопросе реструктуризации внешнего долга;

– Возвращение Беларуси статуса члена ряда международных структур;

– Расширение сотрудничества в сфере образования и профессиональной переподготовки;

– Поддержка проектов малого и среднего бизнеса.

После объявления этого послания, необходимо было бы начать кампанию по популяризации идей Объединенной Европы среди белорусского населения с подробной расшифровкой этих пунктов. Но связывать эти изменения следует не с «либерализацией» обезумевшего от собственной значимости колхозного фюрера, а с началом трансформации в стране, с конкретными шагами общества, желающего скинуть со своей шеи семнадцатилетнее ярмо диктатуры.

И в этом случае речь могла бы пойти о какой-то конкретной сумме, необходимой для обеспечения запуска нормального функционирования экономики (по подсчетам специалистов от 12 до 15 миллиардов евро). Но суммы, выделенной под жесткую программу реструктуризации, и приведения экономики в приемлимый для стандартов Евросоюза вид. Суммы, которая бы расходовалась под контролем демократически избранного парламента, гражданского общества и общественных институтов, привлекающих для помощи не только местных, но и зарубежных специалистов.

Безусловно, оформление этой идеи могла бы взять на себя Польша
, даже в качестве соседа – страны, связанной с Беларусью и экономически, и культурно, и геополитически. Но для того, чтобы подобный проект начать, руководство Польши должно четко осознать, что период торговли с диктатором, имеющим рейтинг народной поддержки около 20% (а с учетом фактора страха – чуть больше 10%), завершен. Сегодня польскому правительству следует подумать о том, смогут ли они найти в недалеком будущем общий язык с новым руководством страны; и исходя из этого выстраивать новую стратегию – взаимовыгодную и для Польши, и для демократической Беларуси.

Николай Халезин

0


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В Беларуси » Запад меняет тактику в отношении смены власти в Беларуси