ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ

Объявление

ПЕРЕХОД НА САЙТ Fair Lawn Russian Club


Чтобы открывать новые темы и размещать сообщения, вам нужно зарегистрироваться! Это не отнимет у вас много времени, мы не требуем подтверждения по e-mail.
Но краткие комментарии можно оставлять и без регистрации! You are welcome!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В Беларуси » Антикризисная программа для Беларуси


Антикризисная программа для Беларуси

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Антикризисная программа для Беларуси
14 чэрвеня 2011 г.
(Подготовлена группой экспертов под общей редакцией доктора экономических наук,  профессора С.Богданкевича)

Развитие по административно-командной модели, сохранение государственного монополизма привели экономику Беларуси к парадоксальному положению, когда рост валового внутреннего продукта сопровождается ее фактическим разрушением, товарно-денежной разбалансированностью и общим падением эффективности. Рост ВВП за 2010 г. на 7,6% обеспечен ростом внешних заимствований на 29%, ростом внутренней задолженности экономики банкам на 40%, превышением импорта над экспортом, равным 13,5% ВВП и рядом других негативных составляющих. Экономика теряет свою конкурентоспособность. Ручное управление, сопровождаемое дотациями, льготами, преференциями, дешевыми кредитами для отдельных предприятий, не работает. Происходит разрушение культуры производства и традиции сбережения, изгнание номенклатурными кланами “мозгов” и предпринимательского капитала. Культивируется иждивенчество и “халява”. Страна живет не по средствам.
За 2010 г. общий размер внутреннего потребления превысил объем производства более чем на 7 млрд дол. США. Популистское, в нарушение экономических законов, повышение перед президентскими выборами 2010 г. заработной платы привело в начале 2011 г. к полной дезорганизации денежно-валютного рынка, снижению золотовалютных резервов (за I квартал 2011 г. на 31,6%), обвальному росту потребительских цен (более 16%) и реальной девальвации национальной валюты (в 1,5 раза). При этом необходимо учитывать, что если в Национальном банке РБ еще остались резервы в размере 3,8 млрд дол. США, то у коммерческих банков величина чистых иностранных активов (резервов) составляет на 1 апреля 2011 г. отрицательную величину в объеме 15 трлн белорусских рублей (минус 4,1 млрд дол.).

Экономике требуется незамедлительное лечение. Страна нуждается в новом экономическом курсе, который базировался бы на демократии, открытой конкуренции и рыночной платформе. Избранная авторитарно-административная модель, проводимая экономическая политика — тупиковые. Средний уровень заработной платы и пенсий в Беларуси ниже, чем у западных соседей, избравших демократию и рынок, более чем в два раза. Увеличивается отставание и от России, Казахстана. И это в условиях многомиллиардных российских ценовых субсидий по нефти и газу. Причем уровень жизни населения в последние годы искусственно поддерживался использованием на потребление продаваемой госсобственности (“Белтрансгаз”, Велком, БеСТ, банки — всего порядка 10 млрд дол.) и внешних займов (кредиты МВФ, России, размещение евробондов и др. — всего более 28 млрд дол.).

Антикризисные первоочередные шаги должны начинаться с публичного признания ошибок в выборе модели развития и экономической политике, предусматривать переход на рыночную модель, создание равных условий хозяйствования для частного и государственного бизнеса, децентрализацию управления, передачу существенной части финансов и полномочий в регионы, стимулирование развития внутринационального рынка, прежде всего малого и среднего бизнеса, определение трех-пяти приоритетов, принятие Антикризисного бюджета, очищение экономики от балласта и “липового” капитала, активизацию института банкротства, снижение налогов, нулевой налог на три года для вновь создаваемого малого и среднего бизнеса, земельную реформу, мораторий на аресты предпринимателей до суда, амнистию бизнес-заключенных.

  Важнейшие принципы новой экономической политики: 1.Прозрачность действий всех органов власти. Публичный диалог власти, общества, бизнеса. Полная информация на сайтах о расходовании всех бюджетных средств и займов. 2.Эффективность. 3.Антикоррупционность.

1.Нормализация денежно-валютного рынка, введение режима жесткой экономии, привлечение ПИИ

Задача оздоровления экономики требует прежде всего нормализации денежно-валютного рынка, восстановления единого валютного курса на основе баланса между спросом и предложением, стабилизации цен. Величина валютного курса, потребительские цены должны определяться рынком. Главная ответственность здесь должна лежать на Национальном банке, который обладал бы высокой степенью автономии как от исполнительной, так и законодательной властей. Прямую персональную ответственность НБ РБ необходимо законодательно закрепить.

Предлагается:

1.Национальному банку незамедлительно провести рыночную девальвацию белорусского рубля и восстановление единого валютного курса для экономики и населения. Ожидаемая первоначальная несколько завышенная девальвация приведет к снижению девальвационных и инфляционных ожиданий и тем самым к последующему укреплению рубля и оздоровлению экономики.

2.Правительству и Национальному банку:

а) запросить у МВФ помощи для поддержки национальной валюты и стабилизации денежно-валютного рынка;

б) принять системную, комплексную программу, целью которой являлось бы оздоровление и повышение эффективности экономики, обеспечение жизни по средствам, достижение сбалансированности внешней торговли, сокращение государственных расходов, объемов кредитной эмиссии и кредитования госпроектов, прекращение практики накачки так называемых “точек роста” дешевыми кредитными ресурсами, пополнение рынка, противостоящего денежной массе, имеющейся у населения, новыми видами товаров и услуг, снижение уровня инфляции, получение стабилизационных кредитов от МВФ и России, поступление прямых иностранных инвестиций на развитие, увеличение золотовалютных резервов до объема не менее размера трехмесячного импорта за счет средств, поступающих от приватизации госсобственности и стабилизационных займов.

3.На базе полной автономии возложить на НБ РБ персональную ответственность за:

а) поддержание в стране цивилизованного валютного рынка и функционирование единого валютного курса национальной валюты, базирующегося на рыночной основе;

б) снижение уровня инфляции до 3% и его поддержание в дальнейшем;

в) обеспечение работы банковской системы в режиме положительной ставки рефинансирования;

г) поддержание высокого уровня ликвидности банковской системы без использования безресурсной кредитной эмиссии;

д) наведение порядка с отражением сомнительных банковских активов.

4.Вывести Национальный банк из состава учредителей коммерческих банков страны.

5.Реализовать план постепенной приватизации государственных банков, доля которых в настоящее время составляет 73% от общей величины совокупного уставного фонда.

6.Отменить всякие ограничения, тормозящие развитие финансового рынка и страхового дела, в том числе незамедлительно осуществить демонополизацию рынка страховых услуг.

7.Ввести режим жесткой экономии государственных расходов. Переутвердить государственный бюджет на 2011г. Общий объем госрасходов ограничить 30% от ВВП. Сокращение произвести в рамках политики ограничения участия государства в бизнесе, прежде всего за счет снижения субсидий сельскому хозяйству и неэффективным госпредприятиям, а также прекращения финансирования (консервации) различных госпроектов.

8.С целью снижения нагрузки на денежную систему и валютный рынок, привлечения средств населения в хозяйственный оборот, пополнения доходов бюджета за счет неналоговых поступлений:

* устранить правовые и административные барьеры на пути создания полноценного рынка земли;

* обеспечить продажу арендуемых у государства офисных и производственных помещений по рыночной стоимости, в т.ч. в рассрочку. В случае отказа арендаторов от приобретения арендуемых объектов продавать их через открытый аукцион;

* обеспечить продажу земельных участков под приватизированными и частными предприятиями;

* начать широкую распродажу земельных участков под строительство жилых домов и предприятий частного сектора экономики;

* разработать для коттеджной застройки генпланы по всем городам (в т.ч. городам-спутникам и поселкам-спутникам). Обеспечить в местах застроек создание необходимой инфраструктуры. Организовать продажу земельных участков всем желающим по кадастровой стоимости с учетом создания инфраструктуры (дорог, сетей водоснабжения, канализации, электросетей);

* выставить на продажу активы замороженного незавершенного строительства, осуществляемого за счет государственных средств;

* сократить количество резиденций, находящихся в собственности Управления делами президента и областных (городских) администраций, до приемлемого в условиях кризиса минимума, выставив их на продажу.

9.В рамках оптимизации структуры управления и контроля законодательно сократить и установить пределы численности разросшихся правоохранительных органов, МВД и КГБ, а также госаппарата. Общим ориентиром должно стать сокращение не менее чем на 30% ассигнований на содержание власти всех уровней. Кроме того, было бы правильным ввести временный мораторий на увеличение заработной платы по аппарату госчиновников, включая парламент, правительство, другие органы вертикали, а также на индексацию фонда зарплаты на величину инфляции, как отражение признания вины бюрократии за архикризисное состояние экономики.

10.Расчеты показывают, что режим экономии позволяет государству осуществлять в полном объеме финансирование социальной сферы при сокращении общей налоговой нагрузки на экономику до 25% ВВП, снижения ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 17%, ставки налога на прибыль с 24% до 20%. Эти возможности должны быть использованы.

11.Посредством политической и экономической либерализации обеспечить безусловное выполнение плана привлечения в страну ПИИ в размере 6,5 млрд дол. США.

2.В правительственной комплексной Программе оздоровления экономики должны найти отражение как основополагающие, так и первоочередные вопросы и задачи

К основополагающим относятся: полная дебюрократизация, свобода от вмешательства в бизнес “вертикали”, равные условия хозяйствования для предприятий частной и государственной форм собственности; отмена льгот по налогообложению, кредитам, другим преференциям “для избранных” и равный доступ к ресурсам; свободная конкуренция и защита прав собственности; прекращение практики бесперспективного сохранения неэффективных рабочих мест вместо стимулирования создания новых; освобождение экономики от неэффективного, архизатратного, убыточного балласта; безусловное верховенство принципов рыночной модели развития и права, свобода конкуренции.

Не менее важна реализация принципа жесткой договорной и финансовой дисциплины. Он предполагает отказ от субсидирования банкротов. Включая и скрытую форму, посредством принудительного банковского кредитования. Предусматривает широкое использование залогового права собственности на недвижимость, на землю. Инструментом, безусловно гарантирующим соблюдение строгих финансовых и договорных отношений в экономике, является только реальная угроза банкротства. Механизм банкротства необходим рынку и должен быть восстановлен в полном объеме.

Среди других вопросов и задач представляется весьма важным:

* введение обязательной нормы общественной экспертизы объединениями предпринимателей нормативных правовых актов, касающихся хозяйственной деятельности;

* введение поста омбудсмена по представлению и защите прав предпринимателей, частного бизнеса, госпредприятий; полноценный заявительный принцип регистрации бизнеса; дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, ограничение его только теми видами, которые могут иметь непосредственное, прямое влияние на жизнь и здоровье человека;

* отмена права регистрирующего органа ликвидировать коммерческую организацию; введение административной и уголовной ответственности за вмешательство “вертикали” в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования;

* принятие единого порядка продажи государственных активов исключительно на открытом аукционе и за деньги; продажа предприятий с числом занятых до 200 человек исключительно белорусским юридическим и физическим лицам; продажа белорусским гражданам не менее 10% акций стратегических предприятий страны при продаже их иностранным инвесторам;

* реализация принципа “кредита налогового доверия”, предусматривающего освобождение предприятий с таким статусом от плановых проверок в течение 5—7 лет;

* дальнейшее упрощение системы налогообложения, введение единого социального налога вместо существующих подоходного налога и налогов на зарплату; отмена для негосударственных предприятий отчислений в инновационные фонды; введение патентной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей, малых предприятий, занятых розничной торговлей, оказанием бытовых услуг, небольших предприятий общепита и др.; освобождение вновь создаваемого бизнеса от налогообложения на первые три года; увеличение нормативного объема выручки и численности работающих на предприятиях, применяющих упрощенную систему налогообложения, хотя бы до уровня предприятий союзной РФ;

* освобождение субъектов малого предпринимательства от проведения обязательного аудита за исключением субъектов, выпускающих ценные бумаги для свободного обращения; введение моратория на проведение всех видов проверок субъектов малого бизнеса до трех лет; введение запрета на проведение рейдовых налоговых проверок стационарных объектов торговли и общественного питания;

* внесение изменений в Закон о приватизации с целью недопущения использования средств от приватизации на “проедание”, придания приватизации рационального народного характера и, во-вторых, четкого описания процедуры определения начальной цены приватизируемого объекта, порядка оповещения о проведении приватизации, состава участников, порядка проведения аукциона, выбора победителя, оплаты, передачи прав собственности, а также процедура опротестования результатов сделки. Народный характер приватизации будет обеспечен за счет поступлений до 50% от каждой сделки в Пенсионный фонд, другой части — в золотовалютные резервы страны. Ресурсы, направляемые в Пенсионный фонд, должны быть потрачены не на текущие выплаты, а на формирование источника финансирования пенсионных выплат в будущем. При приватизации стратегически важных государственных предприятий до 15% акций будет передано в Пенсионный фонд для повышения его финансовой устойчивости и получения дополнительных источников ресурсов;

* прекращение использования бюджетных ресурсов для покрытия убыточной деятельности; ускорение процесса приватизации низкорентабельных и убыточных предприятий (в том числе через банкротство, передачу в доверительное управление, продажу с отсрочкой платежа, безвозмездную передачу и др.);

* развитие малого бизнеса за счет отделения отдельных подразделений госпредприятий. Инвентаризация на госпредприятиях неиспользованного в производстве оборудования и передача его частному, прежде всего малому, бизнесу в льготный лизинг на срок до 10 лет;

* снятие бюрократических препон для экспортеров, и прежде всего предприятий малого бизнеса и предпринимателей, в том числе на оплату экспортируемых товаров за наличный расчет. Обеспечивать незамедлительный возврат экспортерам НДС;

* создание на базе двух белорусских нефтеперерабатывающих заводов международных концернов с привлечением европейского и российского капитала;

* земельная реформа. Устранение правовых и административных барьеров на пути создания полноценного рынка земли; обеспечение привязки бюджетных дотаций к объемам реализации сельскохозяйственной продукции;

* упрощение порядка временного изменения функционального назначения помещений. Введение правовой нормы, разрешающей регистрацию субъектов хозяйствования по домашнему адресу одного из учредителей и адресу арендуемых торговых объектов. Введение понижающего коэффициента — 0,2 для всех предприятий малого бизнеса и ИП, арендующих недвижимость у органов республиканской или местных властей; упразднение повышающего коэффициента “3” для арендуемых офисных помещений; прекращение практики фиксации арендных ставок на частную коммерческую недвижимость;

* переход от обязательной к добровольной сертификации промышленной продукции, строительных работ, туристических и других услуг для частных малых и средних предприятий, создание центров добровольной сертификации. Единственным сертифицируемым в обязательном порядке параметром должна быть безопасность продукции для потребителей;

* исключение из всех нормативных правовых актов норм, предусматривающих внесудебную конфискацию имущества у субъектов хозяйствования, арест денежных средств на счетах и бесспорное списание их на основании предписаний государственных органов;

* создание реального рынка оборота ценных бумаг предприятий как для юридических, так и физических лиц;

* приведение штрафов за нарушения при осуществлении предпринимательской деятельности в соответствие с параметрами, характеризующими их тяжесть, а также учитывающими реальный уровень доходов субъектов хозяйствования и должностных лиц; отмена планов для государственных органов по сбору штрафов, количеству протоколов и объему конфискованных товаров;

* создание системы для обеспечения безусловного и быстрого исполнительного судопроизводства по взысканию долгов у субъектов хозяйствования, введение института частных судебных исполнителей;

* упрощение бухгалтерского учета, сокращение документооборота, переход на международные стандарты бухгалтерской отчетности;

* подписание и реализация Энергетической хартии Европейского Союза, создание международных концернов в сфере нефтепереработки, газового рынка и электроэнергетики;

* активное развитие малой энергетики, демонополизация внутреннего рынка электроэнергии, создание рынка генерации электроэнергии и равного доступа к энергетическим сетям коммерческим организациям;

* модернизация системы сбора и переработки мусора и отходов, создание возле каждого города современной, экологически привлекательной инфраструктуры для коммерчески выгодной переработки мусора.

3. Вопросы торговли:

* внесение необходимых изменений в акты законодательства для приведения их в соответствие с нормами и стандартами ВТО. Принятие программы действий правительства по вступлению в ВТО к 2012 году;

* принятие необходимых изменений в законодательство для создания полноценной зоны свободной торговли со странами — участниками программы “Восточное партнерство”, в первую очередь с Украиной, а также Европейским Союзом;

* разработка программы полного перехода белорусской продукции на международные стандарты качества ISO, полный отказ от ГОСТов и переход на стандарты ISO на товары и услуги до 2014 года;

* введение нормы о признании действительными на территории Республики Беларусь сертификатов, выданных признанными в международной торговле органами сертификации других стран, без необходимости получения сертификата, выдаваемого органами сертификации Республики Беларусь;

4. Социальные вопросы:

* либерализация контрактной системы найма. Законодательное установление стандарта средней пенсии с учетом прожиточного минимума. Устранение вопиющих диспропорций в пенсионном обеспечении между высшими госчиновниками и другими категориями. Повышение пособий безработным хотя бы до уровня прожиточного минимума и обеспечение возмещения за счет госбюджета обучения новой профессии и переезда к новому месту работы;

* переход на действительно адресную систему социальной помощи в виде ежемесячных денежных выплат;

* включение в систему налоговых вычетов всех затрат на образование детей;

* создание государственного Фонда поддержки талантливых детей. Управление им будут осуществлять избранные на конкурсной основе представители гражданского общества. Отчисление в него будут сокращать налогооблагаемую прибыль;

* выделение 100 стипендий в год талантливым студентам на получение образования в лучших вузах мира;

* установление фиксированной суммы выплаты: при рождении одного ребенка 1000 евро, второго ребенка — 2000 евро. При рождении третьего ребенка семья получает беспроцентный квартирный кредит сроком до 40 лет;

* ликвидация очередей в поликлиниках и больницах, развитие полноценной страховой медицины, компьютеризация медицинских учреждений;

* предоставление хозяйственной самостоятельности поликлиникам и больницам с гарантированным определением объема бюджетного финансирования;

* четкие и постоянные правила приема в высшие и средние специальные учебные заведения, главным критерием которых станет уровень знаний абитуриента;

* равные возможности для образовательных учреждений всех форм собственности, начиная с дошкольных и заканчивая высшими;

* стипендию студентам, равную не менее бюджета прожиточного минимума;

* полная компьютеризация школ; обеспечение всех школ и вузов доступом к широкополосному интернету;

* деидеологизация образования, ликвидация ВАК, переход на стандарты ЕС в области научной работы;

* проведение полной амнистии бизнес-заключенных. Внести изменение в Уголовный кодекс по примеру России: за экономические преступления карать штрафами и только после отказа платить штраф лишать таких людей свободы;

* создание условий для временной (сезонной) легальной занятости граждан Беларуси за рубежом, в первую очередь в странах ЕС, США и России;

* введение в одностороннем порядке безвизового режима перемещения граждан стран ЕС, формирование рабочей группы высокого уровня для проведения переговоров по обеспечению безвизового режима въезда граждан Беларуси в страны Шенгенской зоны.

Свои замечания и предложения Вы можете направлять на электронные адреса —

sbogdankevich@mail.ru

ucpb@ucpb.org

0

2

Китайцы предлагают максимально зажать валютный рынок

Работавшие в Минске по приглашению Лукашенко эксперты центробанка Китая высказались против предложения МВФ использовать свободное курсообразование для решения проблем на валютном рынке.

Об этом заявил агентству "Интерфакс-Запад" источник в банковских кругах, знакомый с ходом белорусско-китайских консультаций.

"Китайские специалисты высказались против предложенного МВФ механизма свободного курсообразования для стабилизации платежного баланса и решения проблем на валютном рынке. Аналогичной позиции придерживаются Национальный банк и правительство Беларуси", - сказал источник.

По его словам, эксперты центробанка Китая "в целом одобрили все принятые антикризисные меры, в том числе определенный Нацбанком после девальвации единый и равновесный курс (5000 рублей), сокращение денежной эмиссии, повышение процентных ставок". "При этом китайские специалисты рекомендовали не резкое, а плавное повышение ставок, до уровня, который обеспечивает положительную доходность депозитов в реальном выражении и, с другой стороны, позволяет "не загнать в угол" реальный сектор", - отметил собеседник.

Источник также утверждает: "китайские специалисты согласились с концептуальным подходом экономических властей Беларуси сохранять в ближайшей перспективе обменный курс на уровне Br5 тыс./$1, как позволяющий стимулировать экспорт, и сконцентрироваться на регуляторной работе для увеличения валютной выручки от экспорта".

Собеседник также отметил, что после девальвации целевым ориентиром курсообразования для Нацбанка стала сложившаяся после ее проведения стоимость корзины валют в пределах коридора +/-2%. При этом он напомнил, что в соответствии с согласованным с президентом постановлением правления НББ, после девальвации колебания курса белорусского рубля к корзине валют определены в пределах +/-12%.

"Сейчас нет никаких оснований работать в рамках коридора +/- 12%", - сообщил собеседник позицию НББ, которая была поддержана китайскими экспертами.

Он также сообщил, что "китайские специалисты высказались за максимально жесткое регулирование всех сегментов валютного рынка, целью которого является стимулирование экспорта".

Дальнейшая ситуация на валютном рынке в Беларуси, с учетом рекомендаций экспертов из Китая, будет зависеть от темпов роста экспорта. "Целью механизмов регулирования на валютном рынке является выход на опережающий темп роста экспорта. После достижения этой цели станет возможным постепенное ослабление регулирования на валютном рынке", - пояснил собеседник.

В частности, по его словам, в связи с таким подходом "свободной конвертации в обменных пунктах не будет, то есть сохранится существующая ситуация, что обусловлено дефицитом валюты при большом давлении со стороны спекулятивного спроса".

"Китайцы считают оптимальным вариант регулирования этого сегмента, когда население не может купить валюту. Они считают, что населению валюта не нужна", - добавил источник.

0


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В Беларуси » Антикризисная программа для Беларуси