Как Беларусь упустила шанс создать свою легковушку
17 лютага 2011 г. 11:25
Глядя на то, какими темпами в России разворачивается пока еще спорный, но весьма привлекательный проект городского «Ё-мобиля», белорусам остается только сожалеть об упущенных возможностях. Российский гибрид вполне мог стать белорусским «Ў-мобилем».
Кроме денег, которые вкладывает российский олигарх Михаил Прохоров, все в этом проекте — белорусское.
Белорусские власти уже 15 лет не оставляют надежд производить в стране «легковушки». Не получилось наладить производство с американцами, попробовали с иранцами. А когда ближневосточные друзья провалили совместные планы по выпуску «Самандов», решили заменить партнеров китайцами. В переговорах с фирмами Сherу и Faw, по словам первого вице-премьера Владимира Семашко, наметились определенные подвижки.
Тем временем первый русский газоэлектрический автомобиль, проект по созданию которого стартовал в прошлом году, может появиться на рынке уже в 2012-м. Предполагаемая стоимость гибрида будет не более 10 тысяч долларов. Расход топлива для хэтчбека не превысит 3,5 литра на 100 км, а максимальная скорость составит 120 км/ч, с запасом хода в 400 км. Глава группы ОНЭКСИМ Михаил Прохоров и его партнеры планируют наладить производство 10 тысяч таких автомобилей в год.
Нынешний главный партнер Прохорова — Андрей Бирюков начинал свой бизнес в Беларуси и оказался в первой волне белорусских бизнесменов, которые предпочли в конце 1990-начале 2000-х годов уехать подальше от слишком пристальных взглядов и назойливых предложений белорусских властей поделиться.
Владелец группы компаний «Яровит» Андрей Бирюков в середине 1990-х годов являлся одним из крупнейших дилеров МАЗа, на чем и сделал свой начальный капитал. Но он не зациклился на одной лишь торговле автотехникой, а инвестировал в завод по производству экскаваторов «Святовит», в недвижимость в Минске, в энергетические проекты, в банковский сектор. «Яровит» некоторое время был одним из акционеров «Белросбанка», созданного Владимиром Потаниным и Михаилом Прохоровым.
Примерно с середины 2000-х годов Бирюков все больше внимания уделяет своим российским проектам и главному из них — заводу тяжелых грузовиков «Яровит Моторс», открытому в Санкт-Петербурге в 2005 году. Именно он станет базовым для организации серийного производства «Ё-мобилей» в России.
Вместе с Бирюковым в Россию из Беларуси уехали и другие авторы этого проекта – главный конструктор «Ё-мобиля» Андрей Гинзбург и шеф-дизайнер проекта Андрей Трофимчук. Название, логотип и двухцветную окраску для нового автомобиля (этот элемент направлен на подчеркивание того, что речь идет именно о гибриде) придумал известный белорусский художник Владимир Цеслер.
Так что российский «Ё-мобиль» можно с полным на то основанием называть и белорусским «Ў-мобилем». Но собирать его все-таки будут в России, а в Беларуси, возможно, «китайцев».
«Ё-мобиль»
Несмотря на то, что основной двигатель гибрида электрический, этот автомобиль не нуждается в подзарядке от электросети — вырабатываемое бензино-газовой установкой электричество накапливается в суперконденсаторах.
Заводится ё-мобиль с телефона. Его планируют выпускать в комплекте и назовут «ё-фон».
Коробки передач просто нет. Водитель будет управлять машиной обыкновенной кнопкой по простому принципу «вперёд-назад».
Предполагаемая стоимость — не выше 10 тысяч долларов.
«Форд»
В 1997 году в Обчаке под Минском бизнесмену Алексею Ваганову, возглавляющему ЗАО «Юнисон», удалось наладить сборку легковых автомобилей и микроавтобусов «Форд». Однако в 2000 году она была прекращена. Официальной причиной была названа «оптимизация использования производственных мощностей в Европе», неофициальной — компания просчиталась в ценовой политике, которая привела к тому, что собираемые в Беларуси автомобили оказались неконкурентоспособными на главном рынке сбыта — российском.
Стоимость — свыше 10 тысяч долларов.
«Саманд»
В 2006 году в том же Обчаке началась сборка легковых иранских автомобилей «Саманд». Но это и бренд не мировой, и объемы не те, чтобы Беларусь могли причислить к мировым державам по производству легковых авто. За прошлый год было продано 369 экземпляров модели. Рыночная доля «Саманд» среди новых легковых автомобилей в Беларуси составляет 4,02% (9-е место).
Стоимость машины — свыше 15 тысяч долларов.
P.S. Как прогнозируют эксперты, китайские автомобили белорусской сборки будут стоить дороже российских «Жигулей».