ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ

Объявление

ПЕРЕХОД НА САЙТ Fair Lawn Russian Club


Чтобы открывать новые темы и размещать сообщения, вам нужно зарегистрироваться! Это не отнимет у вас много времени, мы не требуем подтверждения по e-mail.
Но краткие комментарии можно оставлять и без регистрации! You are welcome!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В Беларуси » Что говорит из Москвы Андрей Суздальцев?


Что говорит из Москвы Андрей Суздальцев?

Сообщений 991 страница 1000 из 1000

991

aksel пишет:
11 млрд у населения чистого кэша в депозитах.

PetrovPetrPetrovich
пн, 10/09/2018 - 08:40
Комментарий № 387209

Кэша???
Ну-ну.
Разве что циферками в компьютере можете этот "чистый кэш" получить. :)))

0

992

Valerij пишет:
Там, похоже, большая движуха намечается по развитию Дальнего Востока. Как бы не передавились в очередях на право инвестиций :)
Stockmann
пн, 10/09/2018 - 20:11
Комментарий № 387262

"Основную часть ПИИ в Россию через участие в капитале обеспечили в 2017 г. инвесторы четырех офшоров - Кипра ($3 млрд), Багамских и Бермудских островов ($2,2 млрд и $1,2 млрд соответственно) и Сингапура ($1,4 млрд). За ними следуют инвесторы из Германии и Франции (по $700 млн), США и Китая (по $300 млн)".

Т.о. Германия, Франция, США и Китай, даже вместе взятые, немного отстали от мощных инвесторов с Багамских островов и Кипра. Япония и вовсе не попала в список основных инвесторов. А все ведущие страны скопом "передавились инвестировать" в 2017 году на сумму, сопоставимую с расходами РФ на кормление ордилососцев...
Как по уму, так это туши свет, а не инвестиции, но у людей однако же радость...

0

993

Это ваши лучшие друзья, русскомирцы с Украины.
А что у вас их так обозвали, я не виноват:
https://sokrasheniya.academic.ru/50311/ОРДИЛОСОС
ОРДИЛОСОС - отдельные районы Донецкой и Луганской областей с особым статусом.

0

994

dxdy пишет:
Поэтому реализуется постепенное закручивание: тут прикрутили нефть, там прикрутили газок, прикрутили санкционку, прикрыли границу, прикрутили нефтепродукты, прикручивают доход с литовских портов. При этом Россия не загоняет Л. в цунгванг, а предлагает вариант выхода из сложившейся ситуации - начать, наконец, реализовывать союзное государство.

Гость
ср, 12/09/2018 - 09:28
Комментарий № 387383
Если такими усилиями приходится реализовывать союзное государство, так может Б-г с ним, обойдемся? По сути, это не строительство союзного государства, а минимизация издержек от такого колхозного соседа.

0

995

КАПА
ср, 12/09/2018 - 19:47
Комментарий № 387420

Политика и экономика по отношению к единственным и прочим союзникам теперь определяется в Совете Безопасности Российской Федерации. Это совершенно другие источники информации, уровень аналитики, качество принятия решений, исполнительской дисциплины и проч. и проч. Сюда не зашлешь лоббистов и им (СБ) свое свидомое мнение не выскажешь. Нет таких "механизмов".
Теперь в правительстве никого измором не возьмешь. И даже лично с ВВП не договоришься.

0

996

"Платили и будете платить..."

Наглость — лучшая компенсация отсутствия ума.
Отто Вейнингер

    Завершившаяся неделя для белорусского руководства оказалась «узбекской». А. Лукашенко посетил Ташкент и белорусские СМИ придали визиту белорусского президента в Узбекистан поистине мессианский характер. Во всяком случае, такого рода газетные заголовки («Лукашенко: Беларусь готова помочь Узбекистану по всем направлениям» https://www.sb.by/articles/lukashenko-u … omoch.html) должны были, видимо,  создать впечатление, что самая развитая и экономически самодостаточная страна Центральной Азии буквально мучилась в ожидании приезда «доброго волшебника» из Беларуси, который одним взмахом руки может решить любые её проблемы.

«Узбекский тест»

    Можно было бы не останавливаться на анализе переговоров на прошедшем белорусско-узбекском саммите, если бы он не прошел буквально в преддверии Большого российско-белорусского саммита, что, учитывая психологию белорусского президента и его традиционную устную несдержанность, теоретически позволяло перехватить то, что сейчас на уме у А. Лукашенко.

    Конечно, нет сомнений в том, что на прошлой неделе, как и на предыдущей, глава белорусского государства думал, естественно, не об узбекском хлопке, а о необходимости не только удержать исторически сложившийся иждивенческий формат Союзного государства, но и о необходимости нарастить финансово-ресурсную поддержку со стороны России. Но нас по понятным причинам интересует не только парадигма «решения проблемы», которая уже сформировалась в голове А. Лукашенко, но и обмен мнений по «московской теме», который существует в ближайшем окружении белорусского президента. Ташкент в данном случае оказался «лакмусовой бумажкой».

«Выкачали»

    Прежде всего, обратило на себя внимание то, что белорусский президент постоянно уверял хозяев встречи в столице Узбекистана, что у Минска для Ташкента «нет закрытых тем…  у нас не будет от вас никаких секретов» (там же), причем не только в отношении производства той или иной продукции, но и военного образования (Узбекистан, между прочим, не является членом ОДКБ).

    Вообще-то, Минску насчет передачи военно-технических технологий, включая военного образования, странам, которые находятся вне военно-политического блока следовало бы сначала получить согласие союзников. Но с другой стороны, учитывая особые отношения Беларуси с Китаем, вряд ли вообще можно говорить о каких-либо «секретах» не только в белорусском военном образовании, но и в армии республики, а также в белорусском ВПК.  Понятно, что республике очень нужны деньги и Минск готов продать буквально все, что попадет в его руки...

    Однако «гвоздем визита», который видимо крепко засел в голове белорусского президента, оказалась «общая постсоветская судьба» Беларуси и Узбекистана: «Президент напомнил, что в советское время из этой республики выкачивали все, что только можно. И, прежде всего, хлопок, «белое золото», обеспечивая им весь Советский Союз и отправляя на экспорт. При этом в Узбекистане не создавались предприятия по переработке хлопка…» (там же). Вот этот момент носит принципиальный характер и глагол, который использовал А. Лукашенко, - «выкачивали», является ключом к пониманию той парадигмы, в которой белорусский президент хотел бы выстроить Большой саммит.

Реплика

    Вообще-то, в годы советской власти из Узбекистана не только «выкачивали» и немало в него закачивали. Массированное расширение посевов хлопчатника в предвоенные годы было связано с тем, что хлопок является сырьем для производства нитроцеллюлозы, без которой, в свою очередь, невозможно изготовить бездымные пороха, используемые для производства патрон, снарядов и ракет.  Так что без узбекского/среднеазиатского хлопка СССР Великую отечественную войну бы не выиграл (часть пороха получали по ленд-лизу).

    Но в то же время стоило бы напомнить, что Узбекистан во второй половине XIX века, представлял из себя несколько феодальных эмиратов с развитым рабством и постоянными эпидемиями чумы и холеры. Царская Россия немало вложила в Узбекистан. Не забывала о Ташкенте и советская власть. К 1980-ым годам республика была превращена в цветущий сад.

    Кроме того, не стоит забывать, что за все годы существования СССР только РСФСР оставалась единственным постоянным донором федерального центра. В послевоенный период к России присоединился Азербайджан (в последние годы Туркмения). Это две республики и зарабатывали валюту для СССР на мировом рынке. У других республики всегда было негативное сальдо внешней торговли, включая и Узбекистан.  (чтобы не углубляться в академическую литератору по этой теме, можно воспользоваться https://lenta.ru/articles/2015/08/22/ussr/).  Дотировалась и БССР.

Формат определен

    Высказывания А. Лукашенко в Ташкенте подсказывают нам, что исторические «обиды/заслуги» будут положены в основу аргументной базы белорусской стороны за столом переговоров в ближайшую пятницу. Иными словами, белорусский президент проговорился и можно с высокой долей вероятности ожидать, что именно в таком, своеобразном историко-архивном формате белорусская делегация и готовится развернуть диалог на Большом саммите 21 сентября, который, судя по всему, пройдет в Москве.

(Автор этих строк благодарен газете «Беларусь сегодня» от 13.09.2018 за предоставленный материал)

Счета друг другу

    Прежде всего, продолжая разговор о предстоящем Большом саммите, необходимо учесть, что выбранный российской стороной формат «сверки счетов» партнерами по Союзному государству крайне неудобен белорусской стороне. До определенного времени (хотя бы до декабря прошлого 2017 г.) постоянно возникающие проблемы в торгово-экономических и финансовых взаимоотношениях между Москвой и Минском по традиции периодически увязали в «трясине» межведомственных соглашений.  Причем, как правило, белорусская сторона на бесконечных «встречах» и «переговорах» всегда вела себя наступательно, не гнушаясь шантажом (метод Семашки).  Однако, на политическом уровне постоянно обострявшиеся отношения сглаживались.

    Нет нужды объяснять причины того, что с каждым годом существования Союзного государства объем споров и конфликтов только нарастал. Причина данного феномена российско-белорусской интеграции заключается в том, что в двух «частях» СГ развиваются две совершенно разные экономики. В Беларуси под прикрытием социальной демагогии существует и сохраняется усилиями властей государственный капитализм под контролем одного  всесильного олигарха, а по совместительству президента, что исключает создание самодостаточной  рыночной экономики, встроенной в мировые экономические процессы.

    В России – типичная рыночная экономика с незначительным госсектором и засильем мощных корпораций. Олигархический этап Россия миновала более десяти лет назад.  Эти экономики могут сосуществовать и взаимодействовать только на уровне перекачки ресурсов и использования криминальных и коррупционных схем, что по понятным причинам Москву не устраивает. В свою очередь Минск в данной схеме чувствует себя «как рыба в воде».  Конфликт неизбежен.

    В рамках назначенного Большого саммита, когда оба переговорных уровня (экономический и политический) смешиваются, формат принятия решений приобретает с одной стороны, непредсказуемый для Минска характер, а с другой -- не позволяет Минску подменять сухие цифры экономического сотрудничества союзной мифологией.

    Вывод однозначный: Большой саммит может закончиться только полным провалом, который обе стороны по политическим причинам будут старательно скрывать. Публичный скандал в любом формате сейчас крайне нежелателен ни для одной из сторон. Но особенно опасен скандал для А. Лукашенко, который уже почти полгода не может решить с Москвой ни один из более-менее серьезных вопросов.

    Не исключено, что в Минске понимают важность Большого саммита, но одновременно надеются, что у них есть политическая «запаска» - форум регионов (Могилев, октябрь), куда должен приехать президент России.

Надежды Минска

    Между тем, внимательное наблюдение как за самим белорусским президентом, так и за его окружением, включая кабинет министров, позволяет утверждать, что настроения в белорусском истеблишменте несколько стабилизировались. Более того, определенное беспокойство и даже уныние в белорусском руководстве преодолено, что, естественно, связано с разрастанием российско-британского, а фактически российско-западного кризиса под предлогом мифического отравления Скрипалей.  Не стоит забывать и о кризисе в Восточном Средиземноморье. В данном регионе  остается угроза не просто повторения апреля 2018 года, а начала реальной Третьей мировой войны…

    Так что Запад в очередной раз фактически вмешивается в российско-белорусский диалог и, естественно, не на стороне Москвы.

    Наиболее наглядно оптимизм проявился в несколько скандальном заявлении вице-премьера Игоря Ляшенко от 10 сентября. Говоря о принятом Москвой решении закрыть с 1 октября поставки в Беларусь нефтепродуктов (««Российская сторона инициировала прекращение практики беспрепятственного вывоза из Российской Федерации в Республику Беларусь нефтепродуктов, мотивируя это потерями российского бюджета в условиях увеличивающегося объема их вывоза», https://ru.reuters.com/article/business … V158-ORUBS), И. Ляшенко заявил, что «Мы настаиваем на традиционно сложившихся объемах. Никаких резкостей, нам нужна стабильность» (https://news.tut.by/economics/607442.html).

    Безусловно, в данном заявлении белорусского вице-премьера особое впечатление производят два слова: «настаиваем» и «стабильность». Речь идет о том, что Минск возмущен тем, что Москва перекроет белорусским шустрым предпринимателям возможность вывозить из России дешевые нефтепродукты (при наличии двух своих НПЗ) и тут же перепродавать их на Украину, а возможно и дальше, уже в страны ЕС.

Реплика

    Видимо столь легко дающиеся деньги за счет российского бюджета настолько понравились белорусской стороне (а к хорошему привыкаешь быстро), что даже теоретическая возможность лишиться «халявы» (автор извиняется за использование простонародной лексики) вызывает возмущение у белорусского истеблишмента, требующего продолжения банкета.

    Естественно, по традиции, когда возникают подобного рода коллизии, белорусская сторона будет апеллировать к четырем свободам, принятым в рамках ЕАЭС, но при этом упорно забывать, что о свободном рынке энергоносителей мы можем говорить только применительно к 2025 году. Но видимо в Минске сильно не терпится поскорее дорваться до российских ресурсов и оперативно пустить их с молотка.

    В принципе, и в обычной жизни такие ситуации бывают, когда у одного соседа уродились на огороде огурцы, а другого нет. И когда сосед по-соседски разрешает соседу набрать себе огурцов на ужин, то это почему-то интерпретируется во вседозволенность и очень быстро соседские «огурцы» уже вовсю продаются на сельском рынке или у обочины ближайшей трассы. И когда в очередной раз такой пронырливый сосед, обнаружив, что калитку ему уже заперли, начинает возмущаться и требовать «стабильности» в его откуда-то возникшем праве обворовывать соседские грядки, то начинаешь понимаешь, что любое добро должно жестоко наказываться.

    Поражает то, что люди, занимающие столь высокие в Беларуси посты, реально не понимают, что нельзя шарить в карманах соседа и нельзя обворовывать соседский бюджет, т.е. создавать ситуацию, когда российские пенсионеры, военнослужащие, врачи, учителя и т.д. оплачивают из своего скудного кармана целую республику с весьма надменным и исключительно богатым руководством, которое весьма чванливо изрекло на завершившейся неделе в узком кругу: «Платили (Россия – А.С.) и будете платить!».

А. Суздальцев, Москва, 16.09.2018

0

997


Political_Spirit

вс, 16/09/2018 - 20:38
Комментарий № 387615

Скучно всё это...
Завозите скорее ядерное топливо в Островец - дайте Минску шанс шантажировать Москву "мирным атомом"...

Общеизвестно, что в период финансовых кризисов урезается "пайка народу", а (придворные) олигархи начинают получать еще больше доходов... Именно это, наверное, приводит в восторг минскую "Ылиту"...

0

998

Очередной провал

В этом миpе сyществyют только два способа добиться yспеха: за счёт собственного тpyдолюбия или за счёт чyжой глyпости. (Лабрюер)


   Шесть часов переговоров и ни одного решения
– оглушительный результат седьмой за 2018 г. встречи президентов России и Беларуси, состоявшейся 21 сентября 2018 г. Любопытно то, что буквально за сутки до Большого саммита в Сочи, по «белорусской» Москве пронесся слух о том, что белорусско-российская встреча в южной столице России будет отложена или перенесена. Причина переноса: ситуация в Сирии, сложившаяся после гибели российского самолета с 15 офицерами на борту.  Однако, слух оказался информационным вбросом и, несмотря на трагедию над Средиземным морем, Большой саммит все-таки состоялся.

    Слух о переносе саммита оказался индикатором настроений белорусского руководства, по традиции рассчитывающего, что в условиях нарастания внешнего давления на Москву, Кремлю в очередной раз будет не до Минска. В итоге, как кому-то хотелось в белорусском руководстве, все требования белорусской стороны будут исполнены по принципу «отстаньте, не до вас»… Однако, оказалось, что варвары (по определению А. Лукашенко – А.С.) все-таки подготовилось к саммиту.

Индикаторы

    Автор этих строк, да и не только он, еще в августе текущего года предупреждал, что Москва приступила к детальной инвентаризации российско-белорусских отношений. Анонс проделанной работы был представлен А. Лукашенко на встрече с В. Путиным 22 августа.

    Через месяц, 21 сентября пришло время детально обсудить накопившиеся вопросы. Казалось бы, Минск должен был учесть, что формат Большого саммита будет совсем непохож на традиционные Высшие ГосСоветы Союзного государства, но судя по всему, белорусская сторона решила, что востребованность Беларуси российским руководством в современных условиях российско-западного противостояния столь высока, что диктовать условия будет Минск. Во всяком случае, предположительно до вторника (18 сентября), победоносные настроения в белорусском руководстве по косвенным признакам еще сохранялись.

    Но международного кризиса вокруг трагедии в Сирии так и не сформировалось. Появление слуха о переносе саммита (скорее всего слух был организован уже непосредственно в Москве) говорит о том, что белорусская сторона стала понимать, что впереди её ждут не переговоры, а реальный «разбор полетов».

    Кроме того, уже тот факт, что стороны заранее согласовали политику информационного вакуума (Москва в этом случае совершенно спокойно пошла навстречу Минску, так как для ней белорусская тематика – рутина), говорит о том, что белорусская сторона учитывала вероятность провала.

    В начале переговоров А. Лукашенко, тут надо отдать ему должное, фактически подтвердил, что он не ждет от встречи полного успеха: «Мне Премьер докладывал после встречи с Премьер-министром России: очень интересные есть выходы на решение многих вопросов. И если мы будем двигаться в этом направлении, я уверен, что мы до конца года практически все вопросы развяжем…» А. Лукашенко, 21 сентября, начало переговоров  https://www.sb.by/articles/lukashenko-r … -goda.html). Все независимые и оппозиционные белорусские СМИ обратили внимание на эту отсылку «до конца года», но белорусский президент не был бы самим собой, если бы не отметил, что «проблем особых с решением вопросов я не вижу» (там же), чем изначально причину возможного провала предложил искать в позиции Москвы.

Поминки

    Нельзя не отметить, что белорусское руководство сделало вывод из трехдневной информационной паузы 22-25 августа и, выждав сутки после завершившейся в Сочи встречи, все-таки постаралось создать собственную позитивную картину Большого саммита.

    Однако, выступая на совещании (22 сентября), А. Лукашенко приступил к отчету о «победах» в Сочи с таким выражением лица и таким похоронным голосом, что невольно вновь возникло беспокойство о здоровье белорусского президента. И все-таки, без классической литературы, как оказалось, не обойтись. А. Лукашенко приступил к докладу со слов, почти идентичных гоголевскому «Ревизору»: «Я пригласил вас для того… (http://www.belta.by/president/view/luka … 8816-2018/).

    Причина «поминок» почти сразу прояснилась: «Это были даже не сложные, а тяжелые, но результативные переговоры». Все невольно взглянули на сидевшего в конце стола В. Семашко…  (https://www.sb.by/articles/lukashenko-p … ivnye.html). Но и тут не обошлось без определенного лукавства, так как на самом деле после пятничной встречи на высшем уровне не было не только результатов, но не было и самих переговоров. Белорусской стороне был выдвинут целый ряд претензий, на большинство из которых А. Лукашенко и его свите ответить было нечем. Не более того…

    Но с другой стороны, белорусское руководство ведь предупреждали…

    Признаться, уже в ночь с 21 на 22 сентября, когда стало ясно, что саммит белорусская сторона провалила, тут же возник вопрос о методике перевода «минуса» в «плюс», к которой, по обыкновению, прибегнет белорусская сторона. Никто не сомневался, что А. Лукашенко будет во что бы то ни стало стараться сохранить за собой статус самого опытного и незаменимого переговорщика с Россией.

    По этой причине, на совещании А. Лукашенко, как говорится, не унывал и постарался создать перед камерами впечатление о том, что по всем поднятом на Большом саммите вопросам он получил полную поддержку В. Путина, который, как отмечал белорусский президент, иногда даже удивлялся сложившейся ситуации. Иными словами, если исходить из слов белорусского президента, то получалось, что В. Путин и А. Лукашенко составили своеобразный союз и вместе нападали, естественно, на российских министров-бюрократов.  Понятно, что белорусский президент выдавал желаемое за действительное.

«Отторжения нет»

    Но в тоже время 22 сентября белорусский президент в целом был все-таки относительно честен – на Большом саммите не было принято ни одного решения. Отсюда и активное использование А. Лукашенко позитивной лексики, которая, однако, не фиксировала результат: «вопросы будут решаться», «продвинулись», «развяжем», «проблем нет», «нужно принимать решения» и, конечно, «отторжения нет».  Видимо, слово «отторжения» постепенно заменит используемое долгое время А. Лукашенко слово «наклоняют».

    Конечно, А. Лукашенко попытался изобразить решение хотя бы одного, но чрезвычайно острого («главного») для республики вопроса о получении бюджетом Беларуси денег за перетаможку российской нефти (классическая дотация из российского бюджета). Но и тут, вокруг "волшебного тедефона",   возникли какие-то противоречия. Первоначально было заявлено, что «окончательно решен вопрос об исполнении договоренностей по поступлению в бюджет Беларуси средств от таможенных пошлин за сырую нефть и о расчетах Беларусью за поставляемый природный газ компании «Газпром», пресс-служба  президента РБ (https://www.sb.by/articles/lukashenko-i … u-glavn...), но уже на совещании А. Лукашенко честно признал (да что это с белорусским президентом?), что выработаны два варианта решения данной проблемы и президентам двух государств придется определиться по данному вопросу уже  на ближайших встречах в октябре (https://www.sb.by/articles/lukashenko-v … eshen.html). Тут мы сталкиваемся с  некоей сознательно созданной путаницей. Иными словами, следует понимать, что и «главная» проблема, а именно получение энергетической дотации – тоже оказалась в стадии решения. Более того, А. Лукашенко видимо очень уж большое внимание уделяет телефонным звонкам. Не решают столь значимые вопросы по телефону...

    Казалось бы, нет необходимости объяснять, что требования Минска не вызывают восторга и радости у Москвы.  Проблема в том, что за почти два десятилетия формат экономической поддержки, включающей в себя как преференции, так и откровенные дотации или доступ на российский рынок в ущерб интересам российских производителей, все-таки как-то устоялся в объеме от 6,5 до 8,5 млрд. долларов в год.  Между прочим, в российскую поддержку необходимо включать и выданные Беларуси кредиты.

Деньги

    Возвращаясь к итогам Большого саммита необходимо отметить, что, как оказалось, и финансовые проблемы – два «подвисших транша» и новый кредит в 1,0 млрд. долларов США, «решаемость» которых у российских и белорусских экспертов в преддверии Большого саммита не вызывала сомнений, оказались в какой-то стадии неопределенности, но при этом, естественно, «не вызывают отторжения» у российской стороны, у которой, понятно, эти миллиарды девать некуда.   https://www.sb.by/articles/lukashenko-s … remya.html

Реплика

    Нет сомнений, что белорусская сторона никогда не признает российские методики подсчета экономической поддержки. В частности, по традиции в белорусском экспертном сообществе принято возражать против учета упущенной выгоды при продаже российского природного газа (сравнивание «польской» или «немецкой» цены газа с «белорусской»). При этом даже оппозиционные эксперты вдруг начинают аргументировать претензии Минска на преференциальные цены на российский природный газ тем, что «Беларусь в союзе с Россией». Такая аргументация сравнима с заявлениями украинских экспертов и представителей украинского МИДа, которые, с одной стороны, интерпретируют Великую отечественную войну, как «агрессию» СССР против Германии, а с другой стороны, обижаются на то, что Россия выставляет Украине «немецкую» цену на природный газ, так как, мол, «вместе воевали...». На самом деле, Беларусь, если её не устраивает цена,  может отказаться от российского природного газа и покупать газ, к примеру, в Польше. Опыт такой реверсной продажи имеется…

    Кредиты, которые каждый год Беларусь буквально всеми правдами и неправдами вытягивает из России, по идее нельзя включать в экономическую поддержку, тем более в дотации республике со стороны Москвы. Как однажды объяснял автору этих строк заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак, у белорусов «всё нормально, всё прикрыто кредитами».

    Но в данном случае есть одно важное замечание: действительно, нельзя кредиты включать в помощь или дотации, когда кредиты выплачиваются. Но ведь до настоящего времени Минск не выплатил ни один российский кредит. Белорусское руководство регулярно перекредитуется, оставляя долги или будущим поколениями, или рассчитывая, что Москва рано или поздно простит долги «единственному союзнику». Так что российские кредиты Минску можно смело считать дотациями.

«Победы»

    Возвращаясь к «победам», которые привез А. Лукашенко из Сочи, необходимо отметить, что по всем позициям белорусский президент постарался создать впечатление, что он смог навязать свое решение партнерам-варварам.

    Промышленное производство. А. Лукашенко уверял, что он достиг «полного взаимопонимания» с президентом России по вопросу развертывания в России промышленного производства, альтернативного и конкурентного белорусским предприятиям (https://www.sb.by/articles/lukashenko-i … vozki.html). Однако, с одной стороны, было странно требовать от президента России, чтобы он ограничил инвестиции в собственную экономику и отказался от импортозамещения в угоду Беларуси, а с другой стороны, еще более странно слышать от белорусского президента, заявившего в свое время, что у россиян «нет ни мозгов, ни денег» для создания новых производств, альтернативных белорусским.  Что это, если не жалоба на то, что белорусским производителям на российском рынке места не остается?

    Но и здесь есть своя интрига. Дело в том, что белорусская сторона проигнорировала на саммите претензии россиян в части того, что белорусский рынок остается закрытым для российской техники (грузовики, комбайны и т.д.), продукция белорусского машиностроения идет на российский рынок по демпинговой цене (дешевле, чем в стране-изготовителе), в Беларуси продолжается практика скрытой государственной поддержки производителей под прикрытием кампании по созданию на едином рынке Союзного государства и ЕАЭС, т.е. российском, «равных условий» для производителей.

    Стоит напомнить, что и белорусская легкая промышленность получает государственную финансовую поддержку из российской финансово-ресурсной помощи республики, чтобы потом, когда данная продукция выйдет на российский рынок, подавить на нем российских конкурентов. Нельзя не отметить и то, что белорусская сторона, фактически монополизировав тракторный рынок России, всеми силами стремится укрепить данную монополию, приступив к строительству второго тракторного завода. Иными словами, Минск, требуя что-то от Москвы, сам живет по формуле «А нас то за что?».

    Понятно, что создавшаяся ситуация не устраивает профильные структуры российской власти, но белорусская сторона, оставаясь безучастной к вопросам из Москвы, продолжает «мышковать» на российском рынке, вытягивая выгоду из статуса союзника. В частности, это относится и к настоящему цунами украинского щебня, который сейчас потоком пошел на российский строительный рынок через Беларусь и с белорусскими документами. Республика продолжает сохранять за собой статус столицы европейской контрабанды.

    Транспорт.  А. Лукашенко посчитал ненормальной ситуацию на транспортном рынке России (!), когда, по его словам, «Российская Федерация, выдавая разрешение на перевозку грузов, увеличила для Польши, Литвы, Латвии эти разрешения аж в три раза за последние три года, в то же время снизив их для белорусских перевозчиков. Ну какое же тут Союзное государство?» (https://www.sb.by/articles/lukashenko-v … khvaze.htm). Иными словами, белорусская сторона считает сектор грузоперевозок в России своей законной добычей и ей нет дела на то, что квоты выдаются на взаимной основе: чем меньше российских квот получит Польша и страны Прибалтики, тем меньше будет возможностей для поездок в ЕС у российских «дальнобойщиков». Иными словами, А. Лукашенко требует отобрать у россиян право на транспортное обслуживание своего же рынка и оставить без «куска хлеба» свои же российские транспортные компании. Видимо, по мнению белорусской стороны, везде должны быть только одни белорусы.  Это, конечно, очень «союзническое» решение: зайти в соседский двор и проколотить колеса соседского автомобиля…

    Но главное даже не в этом. В январе 2018 года уже было подготовлено российско-белорусское Соглашение о международном автомобильном сообщении, но ввести его в действие оказалось невозможным, так как белорусская сторона продолжает попытки навязать РФ отмену разрешительной системы на перевозки грузов из и в третьи страны, надеясь полностью монополизировать перевозки между Россией и странами Евросоюза. Понятно, что и тут А. Лукашенко отмолчался.

    Поставки сельхозпродукции на российский рынок. 22 сентября А. Лукашенко заявил, что вопрос практически решен, так как «Здесь есть полное понимание. Мы пришли к заключению, что буквально в течение недели будет выработан индикативный баланс, то есть план взаимных поставок сельхозпродукции.  ( https://news.tut.by/economics/608934.html). Причем, белорусский президент постарался создать впечатление, что он устроил россиянам грандиозную взбучку за то, что они не желают покупать белорусское молоко и мясо: «Мною был поставлен вопрос, притом жестко, уже во втором заседании в широком составе о том, что нам негоже действовать таким образом, как мы сейчас действуем. Особенно со стороны России» (https://news.tut.by/economics/608934.html).

    На самом деле, естественно, переговорная «картина» по продовольствию на Большом саммите  была в гораздо более мрачных тонах и объем претензий к Минску в данном сфере буквально зашкаливает. В частности,

- несмотря на то, что Россельзознадзор постоянно буквально ловит за руку белорусских производителей за поставку на российский рынок некачественной, а зачастую и просто опасной для здоровья людей продукции, белорусские предприятия в реальности ничего не исправляют, а только ищут возможности избежать контроля со стороны России. При этом, несмотря на неоднократные замечания, методики анализа продукции в РБ продолжают оставаться на уровне 1970-1980-х годов, не соответствуя критериям и требованиям не только России, но и ЕАЭС. Санитарные службы РБ искажают информацию и утаивают состояние продуктов питания, не показывая антибактериальные остатки ветеринарных препаратов, т.е. фактически систематически травят граждан России. В частности, в последнее время на первый план выдвинулась проблема перенасыщенности белорусской молочной продукции «нитратами», что вообще недопустимо;

- Россельхознадзор отмечает, что никакого государственного контроля по пресечению фальсификации белорусского мясомолочной продукции в РБ нет и она не создается. Продовольственный рынок республики представляет из себя настоящую помойку из низкосортной отечественной и европейской продукции, ввезенной на белорусский рынок по причине её низкой цены. В итоге эта «помойка» целенаправленно «сплавляется» на российский рынок;

-    отмечены случаи появления в России продукции предприятий, которым по санитарным причинам закрыт доступ на российский рынок, под марками других белорусских предприятий. Такая переадресовка производится путем переклейки этикеток, подменой документов и т.д. Однако зачастую под этикетками белорусских молочных комбинатов встречается продукция вообще неизвестного происхождения. Чаще всего такие претензии предъявляются к сухому молоку.

    Отмечается Москвой и огромное несоответствие между объемом поставляемого в РФ молока, и наличия поголовья коров в РБ. Или в Беларуси в стойлах на фермах стоят какие-то мутанты, буквально заливающие молоком соседние поля и огороды или коров в стране больше, чем людей, и они пасутся буквально везде: от лугов до городских газонов, детских площадок, парковок и балконов зданий города Минска.

    В данном случае, учитывая формат публикации, нет возможности привести полный список претензий российских компетентных органов к белорусскому продовольственному экспорту на российский рынок, который в свою очередь в значительной степени перекрыт развитым контрабандным сектором белорусской экономики.

    Контрабанда.  А. Лукашенко проигнорировал вопросы контрабанды. Между тем, помимо проблемы поставки на российский рынок через Беларусь подсанкционных товаров, российской стороной готовился вопрос о физической блокаде представителей российской таможни в Минске, которых не допускают на белорусские таможенные терминалы, что является открытым нарушением условий функционирования Таможенного союза.

    Есть еще масса сложных вопросов, от которых А. Лукашенко постарался уклониться в ходе своего анализа состоявшегося Большого саммита. Но при этом, любопытно то, что А. Лукашенко не вспомнил о прекращении с 1 октября вывоза из РФ нефтепродуктов. И не только об этом. В частности, из перечня «успехов», достигнутых на Большом саммите, куда-то исчезли широко разрекламированные и уже вроде как «решенные» (во всяком случае именно так объявлялось в белорусских СМИ) вопросы компенсации белорусской стороне за налоговый маневр в нефтяной отрасли России. Есть еще ряд не менее «интересных» вопросов…

Что дальше?

    С экономикой разобрались. Иными словами, определили, что никакой союзной экономики нет, как нет и российско-белорусской интеграции. Имеется в избытке белорусская контрабанда в ответ на систему российской финансово-ресурсной поддержки – очень любопытная разновидность бартера.

    Однако на Большом саммите поднимались и политические вопросы. В частности, обсуждался украинский кризис и роль Беларуси в его разрешении, т.е. попытках Минска нажиться на кровавой драме у южного соседа. Пользуясь тем, что в свите белорусского президента был В. Макей, поднимались и другие политические темы.

    Вопрос о «союзнике» в лице Беларуси остается весьма острым, и данная проблема еще будет обсуждаться на ближайших встречах в октябре. Но чтобы попытаться составить своеобразную «матрицу» политической проблематики между Минском и Москвой нам придется обратиться к многочисленным прогнозам, буквально заполонившим в последние два месяца медиапространство двух стран.

А. Суздальцев, Москва, 23.09.2018

0

999

Сценарии. Часть I.


Всякая власть есть непрерывный заговор. Оноре де Бальзак

    25 сентября в Москве включили отопление. Лето, задержавшись в российской и белорусской столицах почти на месяц, постепенно стало удаляться с просторов восточной Европы все дальше на юг, к теплым морям и горячим пустыням, богатым нефтью и газом.
Оптимистическая трагедия
    Судьба поставок российских нефти и газа в Беларусь в очередной раз оказалась ключевой во всем комплексе проблем российско-белорусских отношений осенью 2018 года, что естественно, так как политическая формула Союзного государства заключается в балансе российских военно-стратегических интересов и стремления Минска сохранить и даже расширить доступ к дешевым российским энергоносителям. Однако, очевидно, что баланс нарушился и давно…
    Именно это нарушение баланса и лежит в основе всех проблем в российско-белорусских отношениях. По этой причине, чем дальше от нас Большой саммит 21 сентября 2018 г., тем больше в белорусском медиа-пространстве различных интерпретаций итогов обсуждения на высшем уровне не только «главного вопроса» (А. Лукашенко, 22.09.2018), а также других «острых» тем из обширной российско-белорусской повестки дня.
    Стоит отметить, что если негативные оценки итогов Большого саммита в принципе однотипные, за исключением  откровенных паникеров, очень беспокоящихся не о выживании республики,  а о судьбе самого А. Лукашенко: https://www.youtube.com/watch?v=Dtx9BIbFaCQ, то диапазон позитивных и даже «победных»  мнений оказался весьма широким: от «волшебного» телефона А. Лукашенко, позволяющий белорусскому  президенту дистанционно управлять Кремлем, до полного и окончательной победы А. Лукашенко в переговорном марафоне с Москвой.
    Однако в этом своеобразном соревновании оптимизма и «побед», развернувшемся в белорусском медиа-пространстве, несомненным лидером оказалось Белорусское телевидение, оперативно подсчитавшее сумму, которую, по мнению «аналитиков» БТ белорусский президент смог вытянуть из России: «Если даже чисто арифметически, в лоб, монетизировать весь пакет соглашений, он превысит 30 миллиардов долларов! И это в короткой перспективе. Гигантская сумма даже по меркам мировой экономики" (источник: https://www.tvr.by/news/prezident/po_it … v_naydeny/).
Реплика
    Вообще-то, с одной стороны, такая явно нереалистичная реакция белорусских электронных СМИ смахивает на спич тамады с банкета какой-то степной Орды после удачного набега на соседнее славянское княжество, а с другой стороны говорит о том, что перед правительственными пропагандистами была поставлена задача во что бы то ни стало убедить республику в способности А. Лукашенко сохранять и даже укреплять контроль над российскими финансовыми и сырьевыми ресурсами. Однако в данном случае получилось, как по старой русской пословице: «Заставь дурака Богу молиться...». В общем, попутно с анализом складывающейся ситуации в российско-белорусских отношений напрашивается вывод о том, что высокопоставленная белорусская «пресс-семейка» в ближайшие месяцы нам доставит немало поводов, чтобы посмеяться и поехидничать.
Проблемы анализа
    Безусловно, в нашем случае нам наиболее интересен аргументный ряд, которая «позитивная» часть белорусского экспертного сообщества использует в качестве обоснования «победы» А. Лукашенко в Сочи, но здесь нас ждет разочарование: как правило в качестве основы доказательной базы используются доклад А. Лукашенко на заседании правительства от 22 сентября 2018 г. Увы, даже С. Румас хранит могильное молчание, не говоря уже о В. Макее.
    Проблема в том, что к сожалению, опыт анализа итогов любого российско-белорусского саммита говорит о том, что результаты очередной встречи на высшем уровне можно оценить с высокой степенью достоверностью только через два-три месяца. Именно тогда итоги саммита начинают проявляться в документах, финансовых перечислениях на счета белорусских финансовых структур или в поставках энергоносителей, а также иного сырья, комплектации или вооружения из России.
    Иногда процессы идут в обратную сторону, как к примеру, получилось после встречи А. Лукашенко и В. Путина 1 апреля 2017 года в Санкт-Петербурге. Тогда, после беседы с президентом России белорусский президент дал указание перечислить на счета «Газпрома» белорусскую задолжность в 700 млн. долларов, о чем, естественно, белорусский СМИ постарались не сообщать, акцентируя на очередных «победах». Автор этих строк не скажет ничего нового, если отметит, что в белорусском медиа-пространстве давно укоренился исключительно «победный» формат освещения российско-белорусских встреч на высшем уровне.
    Есть более оперативный вариант анализа итогов встречи двух президентов, который не вызывает каких-либо проблем у экспертов, так как в этом случае срабатывают определенные индикаторы. К примеру, подписаны по итогам саммита ли те или иные соглашения, что говорит о результативности встречи. Еще проще, когда после переговоров проходит совместная пресс-конференция (крайне редко используется в российско-белорусском диалоге). Но это, конечно, почти идеальные условия для анализа и надеяться на них не приходится…
    Очень трудно без дополнительной информации оценивать «встречи без галстуков», которые, как правило, заканчиваются без подписания каких-либо документов. Но в данном случае (21 сентября) речь идет не просто о встрече двух президентов, хотя и она была в рамках свидания на берегу Черного моря, а о Большом саммите с участием премьер-министров, вице-президентов и т.д. Но ведь после состоявшей почти по минимуму международной конференции можно было бы хотя бы какой-то протокол о взаимопонимании по тем или иным вопросам подписать… Однако, вообще ничего нет.
    Между прочим, в Москве итоги саммита в Сочи от 21 сентября 2018 г. оцениваются как очень удачные, но в российском смысле: «Всё  прошло очень хорошо!».  Напомним и то, что до сегодняшнего дня Министерство энергетики РФ пока не подтвердила уверения А. Лукашенко, что вопрос о «перетаможке» закрыт. Понятно, что пока Москва молчит, а она и будет и дальше молчать по ряду причин, о которых мы еще вспомним, Минск вряд ли откажется от маневра на пока открытом для него информационном поле, стремясь закрепиться в сознании белорусской общественности с собственной интерпретацией происходящих событий.
    Автор данных строк, как, впрочем, и солидная часть белорусского экспертного сообщества, до сих пор считает, что, учитывая традиционно катастрофическую ситуацию в белорусской экономике, Москва «не кинет в беде» и что-то подбросит на союзную «паперть», но уж точно не отвалит Минску 30 млрд. долларов США, о которых так восторженно мечтает руководство БТ.
    Пять лет назад Янукович тоже ждал 15 млрд. долларов США, но Москва ему хотя бы эти миллиарды обещала, а 3 млрд. долларов даже выдала
Заговоры
    Было бы несправедливо, помимо дискуссии об «очередной победе» А. Лукашенко над «варварами», обойти вниманием и еще один процесс, которые очень занимает не только белорусский политический класс, но и, естественно, белорусское руководство. Речь идет о запущенных летом текущего года в белорусское и российское медиа-пространства целой серии слухов о будущей отставке А. Лукашенко. До 21 сентября данные информационные «вбросы» можно было игнорировать, но сейчас, после состоявшегося Большого саммита, вопрос о «заговоре» Москвы приобрел новое звучание.
    Прежде всего, стоило бы зафиксировать тактическую политическую формулу, которая очевидно будет действовать по меньшей мере до встречи В. Путина и А. Лукашенко в Могилеве: «Полное принятие российской стороной белорусских требований (на чем и настаивал А. Лукашенко 22 сентября на заседании белорусского правительства) безусловно аннулирует все слухи об уходе А. Лукашенко с поста президента РБ и заговоре Кремля против А. Лукашенко». Но ведь над Минский разве только колокольный звон не плывет в ознаменование «победного» возвращения белорусского президента из южной столицы России.
    Тут потребуются разъяснения: с одной стороны, действительно смущает поведение белорусского руководства и белорусского экспертного сообщества, активность которого в позитивном освещении прошедшего в Сочи саммита явно зашкаливает и даже приобретает оттенок гротеска. С другой стороны, Москва ведет себя не просто исключительно любезно и очень предупредительно с главой белорусского государства, что в свою очередь вроде как бы снимает тему неизбежности российско-белорусского кризиса, но иногда явно перебарщивает, а то и сознательно «троллит» А. Лукашенко.

«Тупой лобзик»

    Нет сомнений, что за десятки лет постоянных контактов Москвы с Минском, «варвары» прекрасно изучили нрав А. Лукашенко и не раз использовали данные знания для того, чтобы водить за нос известного своим самолюбием белорусского президента. Понятно, что для белорусской стороны, которая всегда гордилась своим талантом обмануть «эту» Москву, такие московские «практики» воспринимаются крайне болезненно: «считают нас младшими…», «имперцы», «сами сидят в…, а куда там» и т.д.
    Но тем не менее, стоит в качестве примера привести три дня «информационного вакуума» с 22 по 25 августа 2018 года, когда А. Лукашенко тихо грустил и одновременно яростно ругался в президентских покоях белорусского санатория в Сочи. И вот состоялось чудо: 25 августа белорусскому президенту позвонил его российский коллега и А. Лукашенко тут же ожил, немедленно дал интервью белорусскому ТВ, а заодно обругал последними словами всех «врагов» и «клеветников». Можно только представить, как наблюдая этот всплеск активности белорусского президента, хихикали буквально через забор, в «Бочаровом ручье». Хватило одного телефонного звонка…
    Невольно возникает предположение, что именно такой же прием был использован и после Большого саммита, когда А. Лукашенко, не скрывая удовлетворения проинформировал о новом звонке В. Путина (22 сетября). Любопытно, что пресс-служба президента РФ ничего не сообщила о «многомиллиардном» звонке Главы российского государства в Минск. Но даже если звонок и был, в чем автор этих строк не сомневается, то подозрение, что он был предназначен прежде всего для того, чтобы «подсластить» А. Лукашенко «сочинскую пилюлю». Однако и одного звонка оказывается достаточно, чтобы белорусский президент радовался звонку из Москвы («по инициативе российской стороны»), как ребенок «Чупа-чупсу»…
    Подобный изощренный троллинг не является новостью для международных отношений. Несомненным мастером данного метода является «твиттерный президент» Дональд Трамп. Но на самом деле не исключено, что против А. Лукашенко используется методика «тупого лобзика»: отпиливание хвоста ошалевшему коту тупым лобзиком в течении всего рабочего дня с перерывом на обед, кофе-паузами и длительными перекурами.

Конспирология

    Итак, подведем предварительные итоги:
- невероятная медийная активность «позитивистов» вроде бы говорит о том, что властям есть, что «прикрыть», но с другой стороны, такого рода «информационная волна» после очередного российско-белорусского саммита традиционна и мы об этом неоднократно говорили;
- невольно обращает на себя паническая, хотя при этом тоже в немалой степени традиционная кампания белорусской оппозиции, которая итогом каждого российско-белорусского саммита видит по меньшей мере открытие в Беларуси базы российских ВКС, а по максимуму «неизбежный» аншлюс республики Россией. Сразу скажем, что данные темы «тухлые» и вписаны в общую стратегию давления Запада на Россию, но других проблем у оппонентов А. Лукашенко нет, что и позволяет в Москве не отделять белорусских властей от белорусской оппозиции, так, как и те и другие очень болезненно относятся к сокращению российских финансово-ресурсных дотаций и субсидий: «Платили и будет платить! Они (русские – А.С) нам на века обязаны…». Но в данном случае «тревоги» оппозиции вроде бы стимулируются победными воплями властей, что формально дает оппонентам правящего в республике политического режима право задавать очень «патриотичные» вопросы об итогах Большого саммита: «А за что такие подачки получил А. Лукашенко? Что он мог пообещать Москве, которая отвалит Минску по версии белорусского БТ 30 млрд. долларов (больше половины годового ВВП РБ)?».
- российская сторона очень осторожна с белорусским президентом, своими действиями она напоминает опытного рыбака, который не торопится вытягивать уже подсеченную рыбину на берег, опасаясь того, что «сом» может сорвался с крючка, и сознательно водит его по кругу – май, июнь, июль, затем август-сентябрь. Вот, к примеру,  уже после таджикского плова А. Лукашенко вернулся из Душанбе, а ведь говорилось, что «вопросы будут еще обсуждаться прежде всего в Душанбе через неделю»,  но никаких решений из предгорий Памира белорусский президент так и не привез. Сейчас белорусский истеблишмент уже начинает традиционное камлание по случаю саммита в Могилеве… 
    Внешне  ничего не меняется, «сома» то дернут за крючок, то отпустят погулять
    Итак, первые два наблюдения ничего нового нам не добавят, что, в принципе и правильно, так как это объекты, а субъект в любом случае один – Москва. Тогда надо смотреть на уже не раз упомянутые анонимные московские сценарии, которые, стоит сразу отметить, не могли появиться просто так, без повода.
Продолжение следует
А. Суздальцев, Москва, 30.09.2018

0


Вы здесь » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НОВОСТЕЙ » В Беларуси » Что говорит из Москвы Андрей Суздальцев?