О.Чиж
―17 часов 34 минуты. Это "Особое мнение", особое мнение Максима Шевченко. Мы уже пошли по отношениям Вашингтона и Москвы. Сегодня читала интервью Виктории Нуланд портала «Медуза», которая обвинят Россию в том, что гуманитарные конвои, которые мы туда поставляем, это на самом деле топливо для танков, обмундирование для солдат. Так что здесь с взаимными обвинениями тоже всех хорошо. Но какой-то практический смысл в таких поставках, которые там есть – очередная придет 30 ноября – он есть или нет, потому что до сих пор говорят, что они вроде как полупустыми идут и доставляют туда вещи странные?
М.Шевченко
― Я не заглядывал туда, поэтому я не могу говорить, что в этих грузовиках. Просто вы не видели тоже. Тот, кто видел, тот пусть и высказывается на эту тему. Я считаю, что Россия обязана поддерживать ЛНР и ДНР, что Россия обязана поставлять – если этого не делается, то это очень плохо – одежду, продовольствие, в том числе, военную одежду и продовольствие для того, чтобы Донецкая и Луганская республики могли защитить себя от карателей, которые расстреливают их города, разрушают их дома, убивают их семьи. Поэтому я думаю, что Россия должна туда и оружие поставлять на самом деле и военных специалистов-добровольцев отправлять. Не вижу в этом никакой проблемы.
Россия оказалась связанной минскими соглашениями, на которые теперь Байден будет ссылаться с Порошенко. Я считаю, что минские соглашения, если не предательство – наверное, это слово было бы чрезвычайным, - но, наверное, это серьезная политическая ошибка была. В самый момент гражданской войны, когда армия повстанцев одерживала блистательные победы и могла добить разгромленные вооруженные силы карателей…
О.Чиж
― Тут с вами многие бы не согласились…
М.Шевченко
― Ну они, может, и не согласились. Пусть они под Иловайск поехали бы 29 августа и под Иловайском бы не согласились, или посмотрят сначала видео того времени, которое снимали украинские солдаты, выбираясь из окружения, оставляя за спиной сотни горящих единиц техники, а потом пусть не согласятся. Так вот, могли взять Мариуполь, могли взять Волноваху, могли выйти, вообще, к окраинам Запорожья, могли полностью практически или в большей части освободить Донецкую область. Точно Дебальцево могли окружить и уничтожить в этом котле украинские подразделения или, по крайней мере, заставить их сдаться. Многие солдаты переходят на сторону ДНР и ЛНР, скажу вам откровенно. Могли освободить станицу Луганскую и перерезать стратегическую трассу Ростов-Харьков, которая теперь является проблемой для Луганска и Донецка.
Просто Москва хочет, как говорится, сразу все фишки в этом казино получить. Это невозможно. Надо уже, как говориться, действовать прямо и четко. Я против прямого вмешательства российской армии, против. Я считаю, что у Донбасса хватает своих человеческих ресурсов, моральных ресурсов, духовных ресурсов для сопротивления. Донбассу оказывают помощь добровольцы со всеми мира. Я встречал там немцев, граждан Евросоюза, воюющих, я видел бразильцев, я видел православных, мормонов, которые, между прочим, воюют за ДНР, баптистов, самых разных людей, мусульман видел, чеченцев видел – фотографии есть.
Я думаю, что в совокупности 85% вооруженных сил ДНР и ЛНР – это местные. 15% - это добровольцы. Вот, если России бросит их на произвол судьбы – это будет мало того, что подлость, это будет еще и предательство этих людей.
О.Чиж
― У вас откуда эти данные статистические? Это ваше ощущение и оценки?
М.Шевченко
― Ну это примерные теоретические оценки. Вот я с Захаром Прилепиным беседовал, он тоже там бывает, он тоже к этим данным склоняется. 85 примерно процентов – это местные, те, кто сражается. Процентов 15 – это добровольцы, в том числе, военные специалисты, которые бросили свою военную службу здесь, например или в других местах и туда приехали воевать за дело, которое они считают справедливым, за народное дело, за дело народной свободы и народной справедливости. Не за Ахметова, не за Сашу Януковича, не за Путина даже и не за кого либо еще, а за народную свободу и за народную демократию.
Вопрос: как в таких разоренных местах, как Луганская и Донецкая области какие-то люди заработали по 17 миллиардов долларов? Вот объясните мне, каким образом это было возможно? Чем быстрее повстанцы ДНР и ЛНР, а также вся остальная Украина осознают, что правящая элита - это просто кровавые, жадные, наглые преступники…
О.Чиж
― Слушайте, но у нас тоже есть разоренные и небогатые регионы, в которых есть тоже состоятельные люди.
М.Шевченко
― В данный момент мы говорим о том регионе, где ткань была тоньше. Там ткань лопнула, она порвалась. Пожар начался там, понимаете? Если российская власть как бы спохватится, то есть будет вести более социальную политику, особенно в регионах не на словах, а на деле, меньше тратить денег на молодежные лагеря и больше денег на строительство дорог, больниц, школ, науку – то, мне кажется, жизнь наладится.
от региона до региона в России, знаете ли, все неоднозначно. В Ростовской области, на мой взгляд, все очень хаотично. Я не понимаю, как такая богатая ростовская земля может так бедно жить. Она, конечно, живет богаче, чем Луганская, но не так, как заслуживает казачий Дон. Я уж не говорю про Ставрополье. Дальше туда перемещаемся – там вся земля распродана, распределена, неизвестно, в чьи роки разделена. Колхозы как эффективные хозяйства уничтожены многие или переведены в частные хозяйства.
О.Чиж
― Но там материя не рвется.
М.Шевченко
― Но все это решаемые вопросы. Там материя не рвется, потому что, как ни странно, власть в российских регионах гораздо более вменяема. И она не рвется по разным причинам. Ну в силу сознания населения, в силу менталитета населения, в силу того, что нет такого консолидирующего ядра. Можно в России социальные проблемы многие перевести в национальные проблемы, что власть особенно в Северокавказском регионе с удовольствием часто делала, в Ставропольском крае том же самом, допустим, противопоставляя ногайцев русским, или даргинцев ногайцам и так далее. Я говорю, это сознательно делалось иногда, чтобы люди не задавали вопросы, «куда девалась наша земля?» и «почему кто-то продавая наш хлеб, зарабатывает миллиарды, а мы получаем гроши?»
А в Украине власть рухнула и началась война не потому, что там было как-то чрезвычайно плохо, хуже, чем в России. Просто власть оказалась неадекватной совсем. К власти пришли сумасшедшие жадные преступники, поверьте. Я многих из них знаю лично, и я могу сказать, что это так. Именно они довели страну до катастрофы, о коллапса. Я надеюсь, что украинское национальное движение поднимется, поддержит ДНР и ЛНР, свергнет эту власть, а потом договорится с Донбассом и Луганском о будущем Украины. Тогда они будут называться украинцами. Пока они просто прихлебатели под ногой какого-то «шоколадного» президента или там еще…