Профессор Зубов: Донецк и Луганск - это очень тяжелое бремя для Путина
Время работает, безусловно, на Украину как единое целостное государство, считает доктор исторических наук, профессор МГИМО Андрей Зубов.
Об этом он заявил gordonua.com.
– Войска Российской Федерации согласно приказу Путина должны быть отведены от границы, именно поэтому Борис Немцов сделал вывод о том, что проект "Новороссия" закрывается. Можете ли Вы разделить эту точку зрения?
– Первым проектом Путина была полная дестабилизация ситуации на Украине и возвращение ее в пространство бывшего СНГ. Этого не получилось. Второй проект – это раскол Украины на 2 части с одной стороны лояльная к России Новороссия, а другая часть сама по себе от экономических проблем погибнет. Этого тоже не получилось, и уже в мае были выступления и в Одессе, и в Харькове. А третий проект – это попытка создать анклав типа Приднестровья в рамках юго-востока Украины. В сущности, это тоже не получилось, потому что никакой Донецкой и Луганской областей не вышло, вышел абсолютно небольшой кусок, экономически абсолютно несостоятельный и требующий очень больших вложений денег, поскольку там все разрушено, экономика разрушена и людей много живет.
– Но ведь это стало ясно давно….
– Мне кажется, что проект Новороссия как таковой был закрыт еще где-то в июне месяце. После успеха Порошенко на выборах стало ясно, что население этой так называемой русскоязычной части Украины все равно относится к Украине, а не к России. В этом смысле этот проект уже давно не осуществляется. Но сейчас закрыт и третий проект. В сущности, Путин находится перед очень сложной проблемой, потому что ему не нужны ни Донецк, ни Луганск. Наоборот, в условиях рецессии, в которую экономически погружается Россия, вызванной во многом санкциями, падением цен на нефть, это очень тяжкое бремя. И Крым очень тяжкое бремя, но Донецк и Луганск вместе больше и бремя тяжелее. Так что от них надо как-то избавиться. В Россию их включать никто не собирается, это невозможно. Сейчас главная цель Путина – это снять с России санкции. По крайней мере, их ослабить. А для этого надо как минимум выполнить минские соглашения. Но и это первый шаг и надо идти дальше.
– А не вызовет ли подобное решение недовольство среди крайних российских националистов, которые выступают за идею воссоздания Российской империи? Насколько это опасно для самого Путина и всей кремлевской власти?
– Как быть, когда большая часть населения России наэлектризована этими националистическими призывами? Если сейчас Путин, как говорит Стрелков, "сдает" Новороссию, то тогда это население выступит против Путина, потому что они не за Путина персонально, они за идею возрождения империи. Если Путин отвернется от этой идеи, они отвернутся от Путина. Так что на самом деле Путин сейчас загнал себя в угол, и решения этой проблемы нет, на мой взгляд, такого решения, которое позволит сохранить власть, а России вывернуться из-под санкций даже ценой отдачи Донецка и Луганска. То, что было посеяно в феврале-марте взошло сейчас. Россия в целом находится в тяжелой экономической ситуации, а кремлевский режим находится в очень сложной политической ситуации. Он практически не может управлять дальше так, как он это делал раньше.
– Тем не менее, следует сказать, что само население ДНР и ЛНР в большинстве своем поддерживает пророссийский курс. Как переломить эту ситуацию?
– Население "ДНР" и "ЛНР" поддерживает пророссийский курс, потому что они отрезаны от украинских СМИ, им доктринируется московская и местная "ДНРовская" пропаганда. Если бы они увидели мир шире, то ситуация была бы другой. Не то, чтобы все были за Украину, но, по крайней мере, больше было бы людей за Украину. Кроме того, не будем забывать, что ДНР и ЛНР хотят не в Россию. Так же, как и Крым, они хотят в Советский Союз. Но Советского Союза все-таки нет и поэтому они попадут совсем не туда, куда хотели.
– Поможет ли Украине новая Берлинская, или я бы ее назвал Донбасская стена?
– Что касается границы, то, конечно, сейчас надо обустраивать эту новую линию просто для того, чтобы не было проникновения сепаратистских сил в другие районы юго-востока. То есть, это не столько граница, сколько военная оборонительная линия. По-моему, президент Порошенко ясно сказал несколько дней назад, что ни одного километра украинской территории мы никому не собираемся отдавать ни в Крыму, ни на юго-востоке, ни где-либо еще. Время работает, безусловно, на Украину как единое целостное государство. Время не работает сейчас на эти анклавы, на плоды российской агрессии и не на путинский режим. Поэтому сейчас необходимо терпение, мужество, твердость и разумная дипломатическая деятельность. Но не сдавать ничего, и тогда вы ничего не потеряете. Я слышал от некоторых украинских коллег: "Давай отдадим Крым и Донбасс. Главное, чтоб остальная Украина развивалась в сторону Европы, а они пусть сидят, где хотят". Это неправильная позиция. Действовать мы должны и тогда я уверен, что будущее будет весьма перспективным для Украины..