пн, 24/02/2014 - 00:10
Задание на весну 2014
Кто чего боится – то с ним и случится (Нейах)
«Украинская зима» закончилась
Зима 2013-2014 годов, без каких-либо сомнений, войдет в политическую историю постсоветского пространства. Политическая столица региона переместилась из Москвы в Киев, где, по сути, сейчас не только на деле проявляется способность и возможность местных элит и политических классов вести свои государства в будущее собственными силами, но решается судьба демократии на пространстве бывшего СССР. Нет сомнений, что белорусское руководство уже сделало определенные выводы из украинского политического кризиса, основные черты которого, впрочем, вполне перекликаются с революциями в Киргизии и т.д.
Во время выступления 23 февраля белорусский президент, пытаясь сформулировать основные политико-экономические причины украинского кризиса, на самом перечислил весь спектр проблем, которые стали привычными для современной Беларуси: «Ослабление власти в государстве, коррупция, безнаказанность и безалаберность, безответственность власти, о чем очень часто в последнее время говорим, влекут за собой беспорядки и анархию. Общество раскалывается, экономика стагнирует, люди страдают и становятся слепым орудием деструктивных сил». Украина? Да нет, типичная Республика Беларусь.
То, что А. Лукашенко не способен трезво проанализировать ситуацию у себя дома, с одной стороны является тревожным сигналом для правящего в Беларуси класса, а с другой стороны внушает надежду оппонентам белорусского президента. Белорусский президент видит пожар у соседа, не замечая искры на своем дворе.
Нет сомнений, что события в Киеве зададут политическую погоду весны 2014 года, как на внутренней политической арене, так и во взаимоотношениях между Минском с одной стороны и Москвой, Брюсселем и Киевом с другой.
Украинские выводы для белорусских властей
Понятно, что удачный переворот является революцией, а неудачный объявляется путчем, но любопытно то, что если все победившие революции имеют между собой много общего, то развертываются они на собственном неповторимом национальном комплексе политико-экономических и даже геополитических проблем, не решаемых действующей властью. Однако простые сравнения («у нас майдан невозможен», «наш народ не такой…» и т.д.) вводят правящие круги в традиционный соблазн самоуспокоения: «У нас такого быть не может».
Но А. Лукашенко не был бы сам собой, если не попытался поиграть на поле украинского Майдана и напомнить Москве, что он себя считает «единственным» оставшимся союзником России. Вопрос только в том, считает ли так Россия?
На самом деле, как видим, возможно все.
21-22 февраля с уходом с майдана сил МВД и передачей Киева под контроль «Самообороны Майдана», у Виктора Януковича видимо начинается новый, «бакиевский», этап в его политической жизни. Не исключено, что изгнанный из столицы, экс-президент Украины будет совершать визиты в города юго-востока Украины или вообще покинет Родину. Но несомненно, что в этот период он еще не раз попытается потревожить Брюссель и Москву.
Победа оппозиции в Киеве, безусловно, является тактической победой Евросоюза, который руками Майдана «наказал» «отступника» В. Януковича. В реальности, страна сейчас находится под контролем ЕС и именно Европа должна сейчас взвалить на свои плечи полноценную поддержку новых властей в Киеве, где только начинают формировать новую структуру власти на весьма противоречивой правовой базе.
Стоит напомнить, что всего три месяца назад Брюссель даже не заикался о недостаточной легитимность украинского президента, Евросоюз принимал Виктора Януковича на высшем уровне, с ним обнимались и от него ждали шагов навстречу объединенной Европе. Через три месяца ситуация для президента Украины кардинально изменилась. Фактически, В. Януковича свергли вооруженным путем под гарантии личной безопасности от того же Евросоюза, что звучит несколько зловеще.
При этом стоит отметить, что при всех известных изъянах Украина до сих пор считалась страной демократии. На выборах здесь не только голосуют, но и относительно честно считают голоса. Так что при всем желании считать Янковича диктатором нельзя. Он был законно избран на свой пост, о чем сейчас говорить как-то не принято. Однако зато сейчас можно говорить о том, что в республике сформировалась своеобразная майданная форма смены власти, которую очень трудно признать демократической.
Янукович, как зеркало…
Главной причиной провала В. Януковича является его лимитрофная политика, попытка маневрировать между ЕС и РФ, пресловутое стремление «усидеть на двух стульях», т.е. то, к чему так стремится сам А. Лукашенко, пытаясь с подачи своего министра иностранных дел В. Макея, «балансировать между Таможенным и Европейским союзами».
В. Янукович «добалансировался» до такой степени, что в итоге в критичный для него момент от него отвернулись и Запад и Восток. Уже бывший украинский президент сейчас, видимо, очень хорошо понимает, к чему привели его попытки использовать ЕС для выбивания ресурсов из Москвы и наоборот. В результате, «выбили» с политической арены именно его. Фактически В. Янукович повторил политическую судьбу К. Бакиева, который пытался стравить Россию и США по вопросу сохранения на киргизской территории базы США «Манас». В итоге, Вашингтон и Москва договорились о судьбе самого «хитроумного» Курманбека.
Киев, да и Минск, вступая в политические игры с Брюсселем, пытаются использовать тот внешнеполитический опыт, которой они получили в диалоге с Москвой, что естественно, так как другого у них нет. Но твердая уверенность в том, что они «всех обманут» и в том, что они «наихитрейшие» на фоне европейцев, обязательно приведет к горькому разочарованию.
Смена власти в Киеве была проведена на платформе европейcкой программы «Восточное партнёрство» с использованием оппозиционного майдана в качестве инструмента. Оппозиция, борясь за власть, использовала геополитику для давления на правительство Януковича. Получилось сложное переплетение внешних и внутренних интересов, опирающихся на общее недовольство социально-экономическими итогами правления В. Януковича (именно по этой причине Восток Украины «молчит»), противостоять которому В. Янукович, покинутый как «старыми», так и «новыми» олигархами, не смог.
В любом случае, сотрудничество с Евросоюзом обрекает любую власть – авторитарную или демократически выбранную, на следование исключительно европейским фарватером. Шаг в сторону чреват тяжелой кампанией давления, которая приводит к смене руководства страны. Вырваться из капкана практически невозможно. Наверно именно поэтому последнюю неделю в белорусской оппозиционной печати появились статьи, авторы которых ратуют за расширение контактов Брюсселя с Минском на основе «Восточного партнерства». Последствия такого сближения для А. Лукашенко вполне прозрачны.
Россия
Россия не поддержала В. Януковича. Не только потому, что для нее всегда в приоритете будут те политические силы, которые в данном случае могут реально контролировать данное государство или территорию и которые хотя бы частично договороспособны. Янукович же лишился и первого и второго. Тут есть несколько нюансов, которые необходимо раскрыть.
Москва, с одной стороны не принимает формат майданной демократии, считая, что на Украине произошел элементарный переворот. Конституция 2004 года введена без референдума украинским парламентом с сомнительным кворумом.
Кроме того, Майдан воспринят в российском обществе, как мероприятие антироссийского формата. В Москве не сомневаются, что очень быстро украинский политический класс найдет какую-нибудь форму политического консенсуса, призванного прежде всего сохранить единство страны, свалив вину на кровавые события февраля 2014 года, естественно, на третью сторону – Россию. Так удобней и привычней…
С другой стороны Москва не отвергает новые власти Украины, готова с ними сотрудничать, так как, ясно, что новое правительство Украины будет мгновенно признано Евросоюзом. В этом случае, непризнание Москвой нового власти в Киеве приведет к политическому кризису континентального масштаба. Хотя и здесь возможны нюансы…
Кроме того, взаимные экономические интересы двух стран огромны. Стоит напомнить, что «Южный поток» еще не введен в строй. «Северный поток» сейчас может полностью взять на себя объем транзита через Беларусь, но украинский газовый транзит пока заменить нечем. В любом случае понятно, что кто бы не пришёл к власти к Киеве, транзитный конфликт запрограммирован. Просто нет иных возможностей заработать денег, как только хвататься за транзит. Это относится и к Беларуси…
И все-таки, Москва больше десяти лет работала с В. Януковичем, помогала ему, прощала постоянные предательства, шантаж… Но, видимо, в итоге, в российском руководстве пришли к выводу, что Янукович превратился из союзника - попутчика в шантажиста, который пытается поменять европейский вектор Украины на ресурсы, рынок и деньги России. Такие издержки не оправдает никакая геополитика…
В свою очередь украинская правящая элита настолько уверовала, что ради вопросов безопасности («синдром 22 июня») или мифического возрождения СССР Россия пойдет на любые расходы и преференции западному соседу, что явно заигралась. Украинское руководство прозевало момент, когда российский политический класс прошел «точку невозврата» и стал реально «прощаться» с Украиной: «Ушла, так ушла».
С «уходом» Киева в Москве смирились и даже нашли в этом геополитическом сдвиге определенные преимущества для России. С этого момента Янукович стал Москве не нужен. Выделенные 15 млрд. долларов экстренной помощи, где первый транш в 3 млрд . долларов исчез без остатка, лишь слегка отодвинув угрозу дефолта, продемонстрировал Кремлю, что даже в условиях смертельно опасного для украинских властей момента В. Янукович остается в плену собственных инстинктов. Задержка с выделением второго транша продемонстрировала В. Януковичу, что Москва его «списала». При этом геополитика осталась за бортом.
Стоит напомнить, что белорусский политический класс продолжает находится под гипнозом собственной теории «НАТО под Смоленском», подразумевающей, что Россия пойдет на любые издержки ради сохранение Беларуси вне влияния НАТО и Евросоюза. Это какое-то интеллектуальное провинциальное безумие на фоне европейского дрейфа Украины, где, между прочим есть Севастополь с Черноморским флотом…
Силовики
Трагедия В. Януковича обнажила еще несколько проблем, которые в рамках разлагающегося политического режима решить оказалось невозможно.
В решающий момент единственным резервом В. Януковича оказались несколько тысяч сотрудников МВД и спецподразделения «Беркут». Этих людей использовали в качестве расходного материала. Сейчас «беркутовцы» будут отвечать за Януковича. Можно сказать, что такое решение судьбы силовиков во время смены власти является типичным.
Обратила на себя судьба СБУ. Украинская контрразведка не выдержала испытаний майдана и просто развалилась. Немалая часть ее сотрудников просто дезертировала или перешла на сторону майдана, что неудивительно, так как тот же «Правый сектор» является своеобразным итогом многолетней игры СБУ с различными националистическими радикальными группировками, которых пестовали, заботливо растили и периодически подталкивали к различного рода провокациям.
Эти радикальные группировки были нужны В. Януковичу, который шантажировал ими Москву, выставляя себя в роли единственного защитника русскоязычных украинцев. Необходимо отметить, что в данном политическом секторе В. Янукович оказался отличным учеником А. Лукашенко, который второе десятилетие пытается пугать Москву белорусской оппозицией.
В разгар кризиса с СБУ случилось то, что по странной традиции почти всегда происходит со спецслужбами, стремящимися загребать жар чужими руками. Как когда-то Усама бен Ладен вышел из-под контроля ЦРУ, так и насыщенные агентурой СБУ радикальные националистические группировки оказались главным оружием против режима В. Януковича и именно они сейчас реально контролируют украинскую столицу.
В итоге СБУ, МВД, «Беркут» не спасли В. Януковича. Силовики разбежались.
Не помогла В. Януковичу и украинская армия, которой, между прочим, практически нет. Боеготовыми можно считать только несколько спецподразделений, но они остались в казармах. Смена в разгар кризиса начальника Генерального штаба продемонстрировала, что армия останется нейтральной.
Для сравнения, стоит отметить, что и в Беларуси армии практически не осталось. Артиллерия развалилась, авиации нет, танки небоеспособны. Есть части ВДВ и несколько групп армейского спецназа. На этом можно закончить. Естественно, опереться на такую армию А. Лукашенко не может, но и улучшить ситуацию он также не в силах. Беларуси не по карману современная армия.
Видимо А. Лукашенко понимает, что в разгар кризиса ему никто не поможет, кроме нескольких силовых подразделений. Но и их придется как-то поддерживать, так как страх предательства со стороны властей будет парализующим. Стоит напомнить, как в 2011 году в подразделениях МВД РБ прямо на построениях сотрудникам лгали, что в случае восстания Россия пошлет на помощь свои войска… Интересно, что такие же слухи распускали и в Киеве, но уже со стороны Майдана.
23 февраля 2014 года А. Лукашенко говорил высшему командному составу силовых ведомств: «Мы живем в динамично изменяющемся мире. То здесь, то там на планете вспыхивают очаги напряженности. Поэтому нам нельзя терять бдительность. Учиться надо на ошибках других и не допустить даже малейших проявлений нестабильности в нашей стране. Для нас Майдан не то что неприемлем. Майдана в Беларуси не будет. Это наша с вами, людей в погонах, священная обязанность и задача — сохранить мир и стабильность на нашей земле».
Политика закончилась… Остался страх.