Эти тенденции, безусловно, осознаются и в Минске. Для политического режима в Беларуси это создаёт качественно новую реальность. В такой ситуации уже нельзя полагаться на прежние гарантии или рассчитывать, что правила сдерживают всех участников. Это во многом объясняет, почему стратегически Беларусь стремится любой ценой наладить контакт с Западом. Речь уже идёт не просто о тактическом манёвре, а о вопросе выживания режима в условиях, когда старый миропорядок окончательно уходит в прошлое.
Стоит подробнее остановиться на фоне и особенностях белорусско-американских переговоров, которые в настоящий момент продолжаются. Судя по всему, они ведутся с ведома Москвы и, вероятно, вписываются в контекст общего осторожного потепления в отношениях между Россией и США. Тем не менее, для режима Лукашенко эти переговоры имеют значительно более глубокое значение, чем просто тактический манёвр в русле российской политики.
Минск стремится выжать из них максимум возможного. Для Москвы эти контакты можно преподнести как попытку открыть, пусть не "двери", но хотя бы "санкционные форточки", через которые можно будет ослабить экономическое давление. Поскольку экономика Беларуси полностью встроена в российскую, любые послабления для Минска автоматически влияют на российские экономические сегменты, в том числе на критически важные, например, в оборонной сфере. В этом контексте Москва может даже быть заинтересована в определённом успехе этих переговоров.
Однако для Лукашенко этот процесс имеет гораздо более высокую ставку. На восточном направлении, в отношениях с Россией и Китаем, Минск фактически упёрся в тупик. Продолжение движения в этом направлении лишь сокращает пространство для манёвра и увеличивает зависимость, но не создаёт новых возможностей.
Переговоры с США проходят на фоне начинающейся рецессии в России[b]. Деньги у Москвы ещё есть, но финансовый ресурс не безграничен. Российская система выстроена таким образом, что деньги на войну будут находиться всегда, однако общий уровень жизни населения в ближайшей перспективе, скорее всего, начнёт снижаться[/b], и это станет серьёзным вызовом для российского режима. Более того, Москва постепенно сворачивает участие в проектах, не связанных напрямую с войной в Украине. Мы уже наблюдаем дистанцирование от конфликта с Ираном, отсутствие заметной помощи режиму Башара Асада, медленное сворачивание африканских инициатив. Все доступные ресурсы сосредоточены на украинском фронте.
Рефлексия и реакция, [6/24/2025 12:54 PM]
Китай, несмотря на последний визит Лукашенко, также не проявляет серьёзной заинтересованности в углублении связей с Беларусью. Нет ни подписанных стратегических соглашений, ни потока делегаций, ни признаков реального экономического сближения. Вероятно, Пекин выбрал осторожную стратегию выжидания и готов медленно, постепенно наращивать влияние, не становясь при этом донором белорусского режима и не втягиваясь в рискованные политические проекты.
В результате для Минска формируется ситуация структурного тупика. Восточные партнёры не готовы поддерживать режим Лукашенко в необходимом масштабе. Единственный оставшийся выход — это попытаться наладить отношения с Западом.
Однако даже здесь успехи весьма ограничены. Переговоры с США не привели к снятию ни одной санкции, не было сделано никаких реальных уступок. Единственный осязаемый результат — сам факт проведения переговоров, который, с точки зрения режима, не даёт мгновенных дивидендов. Более того, ценой этих переговоров стало освобождение ключевого политического оппонента Лукашенко — шаг, на который ранее он категорически не шел.
Это подчёркивает, насколько высока ставка для режима в нынешней ситуации. Даже мизерный шанс на открытие диалога с Западом оказался для Лукашенко столь ценным, что он был готов заплатить политически болезненную цену, не получив взамен никаких видимых гарантий.
Если рассматривать ситуацию в Беларуси в более широком контексте, нельзя игнорировать разрушение норм международной политики, о котором уже говорилось ранее. После 24 февраля 2022 года миропорядок, основанный на правилах, фактически прекратил существование. В этот новый хаотичный ландшафт встраиваются и внутренние процессы, происходящие в Беларуси, в том числе на экономическом уровне.
Экономическая ситуация в стране ухудшается. По итогам первого квартала текущего года сальдо счета текущих операций Беларуси оказалось отрицательным — дефицит составил порядка двух миллиардов долларов. Данных за второй квартал пока нет, но вряд ли можно ожидать, что ситуация принципиально улучшится. Напротив, скорее всего дефицит продолжит расти. При этом Россия, по тем причинам, о которых уже шла речь, будет всё менее способна оказывать масштабную экономическую поддержку. Собственные ресурсы Москвы стремительно сокращаются, а приоритетно они будут направляться на войну в Украине.
Таким образом, под внешне монолитной, казалось бы, конструкцией белорусского режима скрывается целая совокупность нарастающих рисков, причём темп их роста можно охарактеризовать как экспоненциальный. Политический контроль внутри страны, каким бы полным он ни выглядел, не отменяет этих структурных уязвимостей.
Именно поэтому, несмотря на публичную демонстрацию стабильности, режим Лукашенко вынужден идти на диалог с Западом. Встреча с представителем США Китом Келлогом и последовавшее после неё освобождение ключевых политических заключённых — лишь первый шаг в этом направлении. С высокой вероятностью давление на Лукашенко продолжится, и следующие уступки — в той или иной форме — неизбежны.
Даже если это не приведёт к масштабной политической либерализации, Беларусь, в любом случае, движется в сторону состояния, в котором влияние внешних игроков на внутреннюю политику возрастёт настолько, что режим рискует потерять возможность самостоятельно принимать стратегические решения. Возможно, речь не идёт о полном откате к ситуации 2019 года, но сформируется новая конфигурация, при которой степень внешней зависимости окажется критической. В какой именно форме это проявится, пока предсказать сложно, но сама тенденция очевидна.
Рефлексия и реакция, [6/24/2025 12:54 PM]
Особое внимание заслуживает факт присутствия на переговорах с американской стороной главы КГБ Беларуси. Это крайне важный сигнал. На сегодняшний день именно этот человек, по всей вероятности, занимает неформальную вторую позицию в иерархии власти. Его допуск к переговорам подобного уровня свидетельствует о том, что режим рассматривает сложившуюся ситуацию прежде всего как прямую угрозу собственной безопасности и выживанию системы в целом. Если бы разговор шёл о чём-то ином — о снятии отдельных санкций, о техническом сотрудничестве или экономических вопросах — на переговорах, скорее всего, присутствовали бы представители экономического или политического блока. Но был выбран именно руководитель ключевого силового ведомства.
Это означает, что, несмотря на внешнюю стабильность, внутри системы нарастает осознание серьёзности положения. Белорусский режим чувствует, что на кону уже не просто тактические уступки, а сама способность продолжать управлять страной без внешней опеки.
А еще Лукашенко не молодеет.