Сегодня в «Лужниках» будут крепить ряды боссы неизменных четырёх парламентских партий (+ «примкнувший к ним» Нечаев) – но реальность «после 24 февраля» весьма отличает эту ситуацию от предыдущих VIP-массовок «за всё хорошее», даже когда речь шла о Крыме.
Устроив кровопускание в виде «национализации элит», Путин, с одной стороны, сократил круг людей, которых конкретно сейчас можно назвать его соратниками, с другой, подняв персональный уровень ответственности оставшихся, перезапустил их собственные биографии, перевёл в другую лигу – лигу исторических деятелей. Другой вопрос, насколько эти «300 спартанцев» сами соответствуют своей новой судьбе – соответствуют наличием/отсутствием ценных идей, бэкграундом, харизмой.
И здесь дело даже не в «антикризисных программах» и «новых курсах», которые парламентарии стали наперебой предлагать смотрящему на них, как на инопланетян, Мишустину, – странно было бы, если бы не предложили. Убедительность этих прожектов очень связана с субъектами, их презентующими, – и «строгому» Путину, решившему оставить вокруг себя единицы, для разговора с народом нужен демпфирующий партнёр, второй «полицейский» – не только содержательный, но и «добрый», в символическом диалоге с которым будет вытачиваться настоящий Новый курс. И этот человек должен быть «от народа» – т.е. от власти представительной, а не исполнительной, тем более что статус Госдумы так вырос после конституционной реформы.
Ни парвеню Нечаев, ни Геннадий «как бы чего не вышло» Зюганов, ни то, что заменит на сцене незаменимого Жириновского, ни даже тяжеловес-Васильев сами по себе политически не вполне субъектны. Единороссы, как и 8 лет назад, примазываются к рейтингу ВВП, рассчитывая, что истеричная риторика и требование национализации иностранных компаний позволят забыть многое. То, например, что именно они много лет покрывали антигосударственную политику отдельных членов правительства и ответственны за то, что в критический момент страна осталась без золотовалютных резервов и самодостаточной промышленности. Ну и именно к высокопоставленным единороссам, так же, как и к отдельным членам правительства, относится фраза Путина о «пятой колонне»…
Идеи большинства партий парламентской оппозиции также не выдерживают критики – как и измельчавшие от двурушничества образы их лидеров. КПРФ одним полушарием заигрывает с навальнистами, а вторым гальванизирует советский реваншизм, избрав идеалом КНДР, интеграцию с которой зюгановцы предлагают «углубить и расширить». Весь «НЭП» от «Новых людей» – это манифест защиты классово близких мелких лавочников и «идеалов 90-х». Затянувшиеся проводы Жириновского неожиданно получили открытый финал – и наверное, шутить об этом здесь неуместно.
В России, как известно, надо жить долго, и стайер-Миронов – политик, много из себя представлявший ещё в 1990-е (вице-спикер питерского ЗАКСа), очень много в «нулевые» (глава СФ) и не потерявшийся в переломные «десятые» – на роль «доброго полицейского» в объективно кошмарные времена подходит лучше остальных, достаточно посмотреть на его самый низкий из основных игроков антирейтинг. Собственно он уже работает над этим, представляя человекоцентричный фокус неизбежных реформ – пока его коллеги упражняются в том, кто законодательно лучше оближет слегка обедневших олигархов. Его феноменальное терпение позволяет пылесосом абсорбировать крикливые до поры мелкие партии, и, видя реальные рейтинги ЕР и недостаточную субъектность прочих думцев, президент склоняется к отращиванию долгожданной «левой ноги», т.е. социалистической партии для двухпартийной системы посредством СРЗП. По крайней мере, на апрель анонсирован внеплановый съезд эсеров, который, как утверждают инсайдеры, всех удивит.
@kstati_p