В российском медийном сообществе снова разговоры о новом витке борьбы между крупнейшими медийными игроками.
Якобы менеджеры Газпроммедиа (ГПМ), как сообщают инсайдеры, подготовили материалы с прогнозами крайне негативных последствий, которые может повлечь недавняя сделка между Национальной медиагруппой (НМГ) и американским видеогигантом Нетфликс (НФ).
НМГ и НФ подписали соглашение о партнерстве, согласно которому медиахолдинг через совместное предприятие станет оператором НФ на территории России, распространяя его видеопродукцию через полностью русский интерфейс.
Ведущую роль в этом процессе будут играть телеканалы, принадлежащие или контролируемые НМГ — Первый канал, РЕН ТВ, СТС-медиа.
Американцы давно присутствуют на российском рынке.
Однако продвигать свою продукцию им мешает закон, согласно которому иностранцы контролируют бизнес-структуры видеосервисов с дневной аудиторией свыше 100 тысяч человек, лишь на 20 процентов.
Соглашение с НМГ снимает эту проблему, но обостряет другую: союз двух крупнейших корпораций способен существенно изменить расстановку сил и распределение прибыли на рынке он-лайн видео.
Доля НФ мгновенно может возрасти с нынешних 3 до 7-8 процентов и в перспективе до 15 и более процентов.
Соответственно, другой крупнейший игрок — Газпроммедиа, в свое время контролировавший до 30 процентов видеосервисов по так называемой рекламной модели, ощутимо ужмет свой сегмент.
Следовательно, пострадать может и еще один видео-сервис Окко - актив Мамута.
Рынок видеосервисов бурно растет, прибавляя каждый год по 35-40 процентов, и в 2020 году его объём может увеличится с 27 до 37-40 миллиардов рублей.
Но коммерческие интересы, измеряемые миллиардами рублей, лишь весьма косвенно отражают суть конфликта.
Принципиальная разница между ГПМ и НМГ состоит в том, что последняя продвигает в России видеопродукцию НФ, создаваемую в Голливуде в жестких идеологических рамках.
А Газпроммедиа не только насыщает внутренний рынок, но и распространяет свою видеопродукцию за рубежом.
В том числе в США, подписав соответствующий договор с телеканалом Фокс, поддерживающим республиканцев.
А также в Китае через Шанхайскую медиагруппу мирового уровня и других китайских операторов.
В числе партнеров ГПМ и известные иностранные компании , через которые оригинальное российское видео доходит до зарубежного зрителя.
Ключевая фигура в Нетфликсе — Тед Сарандос, один из крупнейших спонсоров Демократической партии США.
Он поддерживал избирательную компанию Барака Обамы, вложив только легальными путями около 700 000 долларов.
В этом избирательном цикле Сарандос также спонсирует Джо Байдена, передав в его фонд, по некоторым данным, не меньше пяти миллионов долларов, а также используя в видеопродукции Нетфликса скрытую политическую рекламу в пользу демократов.
Зачем НМГ ввязалась в продвижение интересов такой одиозной структуры на российском рынке накануне президентских выборов в США?
В любом случае исход конфликта выявит степень влиятельности и властного потенциала противоборствующих групп.