В появлении текста Евгения Прейгермана на сайте белорусских националистов Наша Нiва нет ничего удивительного — они принадлежат единственному легальному социально-политическому институту в РБ, а белорусский национализм (с сохранением отдельных советских скреп в ключе niezaliežnasci и белорусизации) соответственно является единственной легальной идеологией.
Куда страннее реакция рос. ресурсов, которые картинно удивляются этому и называют Нашу Нiву оппозиционным изданием — они явно пропустили как минимум последние 5 лет трансформации внутренней повестки РБ.
Прейгерман появлялся на Нашай Нiве ещё в 2012 году — тогда из него делали не международника, повторяющего по кругу «хеджирование», «стейкхолдеры» и (чаще всего не к месту) «ловушка Фукидида», а оппозиционного политолога. После 08.08.08 и последовавшей нефтяной войны Лукашенко уже искал выходы на Запад, и с ним тогда ещё не соглашались работать напрямую, поэтому и приходилось создавать ручных оппозиционеров. Это уже потом Запад начал осознавать полезность Лукашенко, который нашёл способ отдаляться от РФ, оставаясь с ней в формальном союзе и даже продолжая получать у неё финансирование.
Г-н Прейгерман хорошо помнит историю. В 1992 БССР, ведомая Шушкевичем и подгоняемая националистами, рванулась из СССР строить суверенное этнократическое беларуское государство. Уже в 1994 население Беларуси почти в едином порыве проголосовало за возвращение в прошлое, лишь бы заработали заводы и населению стали платить зарплаты.
МВФ опять ухудшил экономический прогноз по Беларуси и теперь уже ожидает падение ВВП РБ на 6% в 2020 г.. и это не предел. Для сравнения — в 1992 г ВВП РБ упал на 9,2 %. Беларусь имеет все шансы повторить 1992-94 г в 2020-21 г — производства остановятся, большинство населения окажется безработными, без шанса уехать гастарбайтерами, а валюта обвалится. На помощь России или ЕС в нынешних условиях рассчитывать особо не следует, самим бы выжить.
Коронавирус и особенно методы борьбы с кризисом сильным образом бьют по авторитету белорусской власти, не хуже чем Чернобыль бил по авторитету советской. Геополитическая обстановка такова, что участь РБ никого особенно не интересует и продаться как объект политики по хорошей цене не удастся. Получается, что суверенная РБ станет неуловимым Джо, а в условиях хронической убыточности бел. экономики, простейшее решение — идти на поклон к России и молиться, чтобы приняли хоть чучелом, хоть тушкой.
Прейгерман верно отмечает линию будущего раскола белорусского общества: линия по «Менску и Минску»: мовные и русскоязычные, радикалы и умеренные, националисты и обыватели, грантососы и работяги, институт и население. При этом он забывает упомянуть, что радикалов с нуля создал Лукашенко и Запад, и сам Прейгерман является частью искусственной касты националистов, которая и делает возможным раскол общества в первую очередь.
Исход конфликта предсказать тяжело. Лукашенко с учётом сказанного становится аналогом Шушкевича обр. 1992-94 — националист с непонятной населению белорусизацией, который может обещать лишь землянки и моральную поддержку Запада. Но далее всё зависит от действий России. Судя по колебаниям политики и отсутствию линии на борьбу с бел. национализмом, победить могут лоббисты Лукашенко («завалим РБ деньгами, Лукашенко нет альтернативы, белорусизация их внутреннее дело»), изоляционисты («сами всё сами, белорусы не хотят в Россию, денег нужно дать, т.к. коллапс РБ не выгоден РФ») или свидетели хитрого плана («никуда РБ не денется, Запад и националисты не фактор, нужно переждать кризис без резких движений»).
Победа группы влияния под любым из этих лозунгов будет означать завершение геополитического разворота РБ за счёт средств Российской Федерации. Западный институт во главе с Лукашенко (или без него) подавит и ассимилирует русскоязычное умеренное большинство РБ, точно так же, как это произошло в своё время на Украине.
Но если победят иные силы, то судьба Лукашенко незавидна.
Старый идиот Мезенцев в интервью сайту белорусских националистов TUT.by выставляет Россию в дурном свете, как впрочем и во всех своих выступлениях. Мезенцев своим уклончивым «это так важно?» (в ответ на вопрос, запрашивала ли РБ помощь официально) по сути отрицает суверенитет России, выставляя ситуацию так, будто Россия не имеет права открыто заявлять, что она предоставляет РБ помощь по запросу РБ — помощь должна быть предоставлена Россией тихо и с опущенной головой, с молчанием о запросе РБ — а если нет, то об неё вытрут ноги Лукашенко и Макей (или иные представители западного института РБ), без всяких дипломатических, политических или экономических последствий для РБ.
Недопосол Мезенцев декларирует некий принцип взаимности: РФ не нужно кичиться своей помощью РБ, РБ не нужно кичиться своей помощью РФ — хотя проблема заключается в том, РБ как минимум никогда ни в чём (включая кризис, вызванный пандемией) не помогала России, а как максимум пытается спровоцировать более сильную эпидемию в РФ, делая из своей территории полигон для культивирования вируса и распространения его на РФ через кросс-граничное движение. Более того, у РБ начисто отсутствуют любые компетенции, от банальной способности продержаться без дотаций даже в мирное время (не говоря о пандемии) до аналогов ГНЦ ВБ «Вектор» иных исследовательских институтов — поэтому ни о каком принципе взаимности и равноправия и речи идти не может, РБ (как государство: режим Лукашенко и западный институт — не как население) это даже в мирное время нахлебник и вражеский диверсант, а уж в условиях пандемии — гиря на ноге и дополнительный источник инфекции.
Комментаторы из числа лоббистов Лукашенко и свидетелей хитрого плана привычно попытались вписать позорное интервью Мезенцева в стратегию России. Следует понимать, что у России чаще всего нет никакой единой стратегии как у унитарного государства, особенно на постсоветском пространстве. Чаще всего речь идёт о стратегии и интересах отдельных групп влияния.
Та политическая группа, которая протолкнула Мезенцева (а это Матвиенко, Чайки и ещё несколько — у них бизнес интересы в Беларуси) уже не так сильна (Чайка-прокурор и Чайка-полпред это совсем разные силы). Да и обстановка полностью изменилась. Если Мезенцев слетит, то на его место новый предствитель этих сил уже не зайдет. Вот и вертится Мезенцев ужом. От серьёзных вопросов по стратегии белорусского направления он отставлен, ими занимаются Козак, Бабич и кое-кто из ФСБ. Матвиенко подвешена, есть слухи, что после поправок в Конституцию и изменения порядка формирования СФ Матвиенко уйдет на пенсию. Так что Мезенцев просто просто боится противоречить Макею и повторить судьбу Бабича, попав под наезд Лукашенко, никакого хитрого плана нет.
На фоне заявлений Лукашенко, Макея и придворных медийщиков, которые тянули на дипломатический скандал и сильное понижение уровня отношений, Россия демонстрирует отсутствие адекватной реакции и продолжает прорабатывать отгрузку следующих партий помощи; не выкладывается на публику официальный запрос РБ по линии Минздрава, что вызывает крайне серьёзные вопросы о лояльности отдельных исполнителей Администрации.
МИД РФ пнули, чтобы они ответили хоть что-то режиму Лукашенко, но выдавить получилось лишь слова Захаровой, что Беларусь официально запросила помощь нотой, 1 апреля. Впрочем, это тут же было сглажено заявлениями, что пандемия ещё не достигла Беларуси, и что РБ будет предоставлена дополнительная гуманитарная помощь — после того, как западный институт в лице Лукашенко, Макея и придворных медийщиков РБ по этой помощи показательно потоптался.
Ответ Онищенко вышел куда более достойным.
МИД РФ не определяет политику к РБ, но настаивает на предоставлении помощи несмотря на враждебные шаги Лукашенко, под предлогом «дабы не говорили, что, мол, вы Италии помогаете, а вот Беларуси нет» — линия лоббистов Лукашенко.
МИД РФ это автономное учреждение, в некоторых аспектах сепарированное от РФ и работающее в интересах иных держав. Политикам часто даются настоятельные советы «не лезть в МИД, ибо не понимаете, как работает дипломатия». Так МИД РФ начал проводить собственную политику в отношении РБ, правда, совпадающую с политикой отдельных кругов Администрации.
Структура околоМИДовской сети лоббистов Лукашенко и Запада (МГИМО - ИМЭМО - Институт Европы - ГАУГН - РСМД - Валдай - СВОП и иные) работает в тесной связке с другой сетью — МИА «Россия сегодня». Они используют пересекающиеся пулы экспертов и площадок, а также согласовывают информационную политику. Посольство РФ при Мезенцеве тоже стало работать с ними.
По моим субъективным ощущениям, МИА «Россия сегодня» это максимально коррумпированная и продажная организация, из которой до последнего времени было невозможно выдавить ни слова о прозападности Лукашенко и о враждебной политике РБ. В бывших республиках их медиа быстро ложатся под местных царьков, спецслужбы и националистов, после чего они начинают работать против интересов России. Чаще всего проекты МИА «Россия сегодня» в республиках не пользуются популярностью, их бюджеты распиливаются, а для прикрытия используются боты и манипуляция статистикой. Впрочем, их низкая популярность, наверное, к лучшему, так как тот же белорусский Спутник это гнездо бел. спецслужб и батькиных экспертов, и низкие просмотры снижают вредоносность хвалебных (в отношении режима) и скрывающих дерусификацию материалов.
Сейчас видны попытки поставить эту сеть на службу интересам России в отношении РБ: проводятся ревизии, исполнителям поручается отработка повестки. Снова же по моим ощущениям, видно чудовищное сопротивление: немногие «говорящие головы» поддаются, большинство избегает освещать реальное положение в РБ и истинное лицо правящего класса (западного института) РБ. Особенно топится тема белорусизации и превращения бел. национализма в гос. идеологию РБ: если экономические вопросы ещё получают какое-то освещение, то на языковые, культурные, этнические процессы в РБ словно навешен гриф Совершенно секретно — сетка МИД и «Россия сегодня» просто отказывается их затрагивать. Порой кажется, что критерий отбора в эти сети — максимально негативное отношение к защите русского языка, русской культуры и русских на территориях бывших республик.
Создаётся ощущение, что они в принципе против присоединения РБ. В таком случае понятно избегание темы белорусизации и даже её поддержка: это потенциально способно нанести максимальный ущерб интересам РФ в РБ и сделать объединение невозможным.
«Россия сегодня» избегает освещения своей коррупции интересным способом — ими делаются дежурные сюжеты в духе броня крепка и танки наши быстры, и любой их противник обвиняется в отсутствии патриотизма и чуть ли не работе на США, хотя в той же РБ именно Спутник работает в интересах Лукашенко и Запада.
Интересно будет посмотреть на результат ревизии этих структур. Мне кажется, что ничего не выйдет, и РБ радикализируется и уплывёт гораздо раньше, спасибо подходящему к концу году на интеграцию после отзыва Бабича.
Я много слышал про особое, неочевидное назначение филиалов МИА «Россия сегодня», но глядя на их некомпетентность, этим разговорам сложно поверить.