О миллиарде долларов для Восточной Европы и Беларуси от США
У России не так много чего предложить миру, поскольку общественно-политические системы, существовавшие в этой стране, были способны лишь воспроизводить страх и войны. То же, чем наш восточный сосед обладает, в частности природными ресурсами, энергоносителями, используется Кремлем для решения своих геополитических задач.
Кремль же сделал всё, чтобы в 90-х не появился Балто-Черноморский нефтяной коллектор — проект, который был похоронен политически беззубым правительством Вячеслава Кебича и который политизировали с одной лишь целью — не допустить его реализации. Существуй этот коллектор — не было бы проблем с прокачкой норвежской или любой другой нефти из терминалов в балтийских портах по трубе, а не дедовским(и экономически невыгодным) методом — поездами в цистернах. Существуй сегодня этот коллектор — и вес стран, по которому он бы проходил, был бы совсем иным.
Стоит свыкнуться с мыслью, что никто, кроме нас самих, не будет присматривать за нашей независимостью, и нашей безопасностью.
Заявление Майка Помпео на Мюнхенской конференции о выделении США $ 1 миллиарда на поддержку энергонезависимости стран Восточной и Центральной Европы лишь подтверждает, чем именно озабочены правительства наших западных и северных соседей и чем до сих пор не занимались мы.
Однако рано радоваться — американская помощь обещана не всей Восточной Европе, а лишь странам, вошедшим в инициированную Польшей коалицию Трехморья.
Буквально Помпео заявил: "Washington would offer up to $1 billion in financing to Central and Eastern Europe to help the region avoid reliance on Russian energy. The new U.S. financing would go toward the Three Seas Initiative—a loose grouping of 12 European Union member states located between the Adriatic, the Baltic and the Black seas. Except for Austria, all are NATO members.
The initiative was set up to counter what some Western officials consider to be a danger of overreliance on Russian energy supplies.
Russia is the largest supplier of natural gas, and a major supplier of oil, to Europe."
Беларусь не входит в Инициативу Трех морей (Three Seas Initiative), наоборот, мы вошли во все, связанные с реанимацией СССР объединения, инициированные Россией и направленные на реставрацию ее утраченного имперского величия, но только не в те, которые бы соответствовали нашим интересам и направлены в будущее.
Зацикленность на нефти мешает нам шире посмотреть на проблему, с которой наши европейские соседи (та же «Вышеградская четвёрка») уже давно разбираются и как бы не оказалось, что в один день Беларусь останется заложницей подхода, в основе которого лишь поиск альтернативы российской нефти, но отнюдь не самой нефти. Но об этом поговорим подробнее чуть позже.
Бывший министр иностранных дел Украины Павел Климкин, выступая на международной встрече в Сейме Литвы предложил ЕС сделать Беларуси предложение, от которого она не сможет отказаться. "Чем быстрее ЕС обеспечит выход Беларуси из тени России, тем лучше всем будет" — заявил Климкин.
И хоть речь шла об Островецкой АЭС, нельзя не замечать очевидного — страны Центральной и Восточной Европы находятся в очень важном процессе поиска решения проблемы энергетической зависимости от России и можно не сомневаться, что они ее — эту проблему — решат. Вопрос в том, останемся ли мы один на один с нашей ситуацией или мы присоединимся к европейским партнерам, чтобы вновь не остаться один на один с Кремлем, который глазом не моргнув, создадут нам все возможные проблемы лишь бы на шаг продвинуться в реализации безумного плана восстановления империи.
В любом случае, по нашему убеждению, инициатива по присоединению к инициативе Трехморья, как и к другим инициативам, особенно в области энергетической безопасности, должна исходить от самой Беларуси. С большой долей уверенности можно сказать, что многие, если не все, из таких инициатив будут услышаны и восприняты как минимум с пониманием.