Предварительный список участников крупного форума Минского диалога 7-8 октября явно показывает внешнеполитические приоритеты Лукашенко: США и Британия.
Приглашено много бывших западных политиков и отставных военных, включая британскую аристократию. В западной политической традиции «бывшие» после отставки зарабатывают выступлениями в университетах и на подобных форумах, а также занимаются лоббизмом. Видно, что Лукашенко направил значительные ресурсы для создания клуба «друзей Беларуси» среди атлантических элит.
Представителей ядровой Европы не так уж много, в основном это те же евроатлантисты. От ЕС доминируют представители стран санитарного кордона, «новой Европы».
Очевиден вектор на западнославянскую и центральноевропейскую идентичность Беларуси — не союзник России, а часть Восточной Европы со своими интересами. Нарративы говорят о том, что Восточная Европа (Беларусь, Украина) будет сближаться с Центральной Европой, теми же Польшей и Чехией, с соответствующими геополитическими предпочтениями. Этот блок станет бастионом США и Британии против России и ядровой Европы одновременно.
Хайлайтом западного представительства Евгений Прейгерман считает американского генерала Бена Ходжеса, который в сегодняшнем интервью TUT.by заявил, что «Беларусь больше не последняя диктатура Европы» и «от идеи Союзного государства, я думаю, ничего хорошего для Беларуси не выйдет».
Уровень представительства России пока достаточно низкий, важных участников нет даже среди TBC (неподтвержденных участников), что с одной стороны хорошо: высокие рос. дипломаты не политические самоубийцы, чтобы появляться в такой компании. А если лавровские таки надумают брататься с Прейгерманом и Ко, мы с @russica2 вполне можем устроить им внутриполитическое приключение.
С другой стороны, западный вектор форума явно показывает уровень делюзий белорусского руководства, которое потеряло реальность и забыло, кто обеспечивает экономическую и политическую устойчивость белорусского государства в нынешнем состоянии.
Россия не полностью игнорирует конференцию, и участники вызывают вопросы:
Алексей Венедиктов — Эхо Москвы (без комментариев)
Алексей Громыко — институт Европы РАН
Тимофей Бордачев, Андрей Сушенцов — клуб Валдай, МГИМО
Федор Войтоловский, Сергей Афонцев, Андрей Загорский — ИМЭМО им. Примакова, МГИМО
Наталья Бурлинова — фонд «Креативная дипломатия»
Все опрошенные и уважаемые мною эксперты сказали мне не беспокоиться, и что эти люди, скорее всего, работают на Россию и лишь прощупывают западные нарративы в Беларуси, разведывают обстановку. Да и Администрация, формально, не может запрещать молодым учёным и дипломатам заниматься своей работой.
Я считаю это опасным заблуждением. Деятельность многих из них мне знакома, и в отношении Беларуси она даже не пахнет наукой и дипломатией. Это неприкрытый лоббизм Лукашенко, дезинформация по поводу отсутствия роста влияния Запада в Беларуси, отрицание дерусификации, попытки повлиять на сворачивание жёсткой линии к Беларуси.
Весьма велик риск, что это попытка выстроить контур влияния прозападных элит Беларуси и их кураторов на внутреннюю и внешнюю политику России. Сильным посланием Беларуси от России было бы полное игнорирование конференции, даже столь невысокий уровень представительства России на которой может вызвать у белорусского руководства опасные иллюзии о признании белорусской многовекторности.
После таких визитов, нас ждёт ворох статей и аналитических материалов от перечисленных товарищей о необходимости дать Беларуси время, о стабильности обстановки и отсутствии разворота на Запад.
Патриотам стоит обратить пристальное внимание на молодых российских дипломатов, отправляющихся в гнездо западных спецслужб с неизвестными целями.
Поощрение формата Прейгермана (пусть он и зицпредседатель), который недавно грозил России военными последствиями, крайне неразумно внутриполитически.
В эти в остальном скучные выходные тихо развивается дипломатический скандал между РФ и РБ.
Утекли документы российского посольства о ситуации в Беларуси касательно общей обстановки и конкретных людей. Опубликованы только отдельные фрагменты, но, как мне сказали, там аналитические сводки и досье на полтысячи белорусских граждан (политики, журналисты, оппозиционеры, депутаты, министры, председатели обл- и райисполкомов) с подробными сведениями о семейном положении, имуществе, политических настроениях, отношении к России, возможных контактах со спецслужбами. Материалы готовили люди Бабича, которые вместе с ним покинули Минск. Судя по источникам слива, документы попали в руки белорусских спецслужб и теперь поэтапно выкладываются.
Вероятность подделки или провокации существует (тут я точно пока не знаю), но как-то это слишком сложно. В жизни обычно всё проще.
Хорошие новости (их немного):
• Вектор проведённой работы честный и грамотный. В опубликованных фрагментах верно охарактеризованы «пророссийские» силы (маргиналы под контролем спецслужб Лукашенко, пилящие российские и союзные бюджеты), адекватно оценено огромное влияние Запада в Беларуси, внесены грамотные предложения. Очередное подтверждение патриотизма Бабича и его команды. Это покажет фейковым «пророссийским» силам, что им не доверяют, что в свою очередь ускорит сепарацию чужих и своих, в конечном итоге всё белорусское государство окажется чужим.
Плохие новости (всё остальное):
• Такая утеря документов это глупость (если их похитили белорусские спецслужбы) или измена (если их белорусской стороне передали люди, пришедшие с Мезенцевым, или кто-то из России — впрочем, доказательств у меня нет). После такой утечки можно смело ставить крест на любых планах создания пророссийской оппозиции в Беларуси. Никто не будет иметь дел с посольством, зная, что его данные так легко могут попасть к белорусским спецслужбам. Это полный провал информационной безопасности и агентурной работы.
• Уже доверившиеся Бабичу и проходящие как потенциальные симпатизанты России будут со временем уволены, арестованы или даже убиты. Даже сам отзыв Бабича, сворачивание жёсткой линии и время для Лукашенко ударили по таким людям достаточно сильно (они могли надеяться на конец поддержки Москвой государства белорусских националистов) — теперь же на них нарисована жирная мишень. К череде брошенных на произвол судьбы сторонников России, от Чечни 90-ых до запытанных в подвалах СБУ русских Юго-Востока Украины — добавляются лояльные белорусы.
• Полный документ пока не выложен, но, судя по фрагментам, это поверхностная работа начального уровня, где большинство информации получено из открытых источников. Согласно содержанию и тому, что мне сказали, до Бабича у ведомств России вообще не было практически никакой информации о Беларуси и никаких значимых контактов, по крайней мере, по линии посольства. Бабич начинал с нуля. Это гораздо хуже моих самых пессимистичных представлений. Я, всё же, считал (надеялся), что Суриков был ширмой, а какая-то работа велась иными сотрудниками посольства и по другим линиям. Как оказалось, до 2018 Беларусь для России была terra incognita. Это объясняет, почему так легко и без всякой реакции России была сформирована каста охранителей-белорусизаторов (Прейгерманы-Шрайбманы-Мотольки-Пальчисы) и стартовал транзит Беларуси на Запад. Всё было отдано на откуп «союзнику» Лукашенко, и никакой работы вообще не велось. Можно надеяться на СВР, пока мы не вспомним, как Нарышкин в 2014 году призывал граждан Украины сплотиться вокруг президента Порошенко и его мирного плана. До Майдана СВР уверяла о стабильности ситуации на Украине. Стоит ожидать, что аналитика по Беларуси будет схожего качества. Остаётся ГРУ, но их работа слишком специфична. В сухом остатке, у России не просто не было своих людей в Беларуси — не было даже информации по врагам. Теперь же проделанная Бабичем работа частично обесценена.
• Если при Мезенцеве к белорусским спецслужбам попадают такие данные, то ситуация с его назначением может быть хуже, чем просто публичная фигура для сглаживания — возможна государственная измена. Откуда бы ни утекли данные, это означает, что лоббисты и агентура Лукашенко не вычищены из российских ведомств, а, как ранее было показано, у России в Беларуси агентуры нет или скоро не будет.
Общие выводы неутешительны. Пока Россия меняла сильного посла на слабого и давала Лукашенко время, Лукашенко и его люди нарастили контакты с Западом, белорусские ведомства начали войну с российским посольством и с лояльными России людьми, сеть белорусских националистов выросла количественно и скоро совершит качественный скачок.
Я стремительно теряю вдохновение (необходимое для любого
эмоционально нысыщенного творчества), которое во многом было вызвано жёсткой линией Бабича и надеждой на новую политику к Беларуси и на постсоветском пространстве в целом. Отзыв Бабича ударил сильно и по мне, с тех пор я писал по инерции и на надежде. Показательное братание с Лукашенко и его свитой, пока они откровенно воюют с Россией, убирают отовсюду русский язык и готовятся к геополитическому развороту, рискует окончательно добить остатки той энергии, что могла у меня остаться.
Пока Россия становилась энергетической сверхдержавой, строила Европу от Лиссабона до Владивостока, возвращалась на Ближний Восток, выбирала президента США, раскалывала НАТО и ЕС (сарказм) — под заверения о суверенитете и евразийской интеграции к иным центрам силы ушли все постсоветские республики, одна за одной. Особенно неприятна ситуация на западных границах, где население близко к русской гражданской нации, что давало большие возможности для реинтеграции.
Такой провал и одновременное братание с Лукашенко сокращают шансы на добровольную интеграцию даже по сравнению с моими самыми пессимистичными оценками. Лукашенко нужно менять, а с такой компетентностью и уровнем работы по Беларуси, я не вижу, как это можно осуществить. Риски того, что Лукашенко останется на новый срок, огромны. Беларусь и Запад имеют полное преимущество.
Макей требует отзыва отдельных сотрудников российского посольства. Зная нынешнюю российскую школу дипломатии и политику, Россия тихо пойдёт на уступки, снова и снова надеясь договориться с Лукашенко. Хотя он давно прошёл точку невозврата.
После того, как Лукашенко получит новый срок, токсичность и враждебность Беларуси будут нарастать, и открытый переход в западный лагерь будет, вероятно, приурочен к выборам 2024, или даже к 2022. Уход последней постсоветской республики под заверения о белорусском суверенитете и братание с Лукашенко, скорее всего, вызовет тектонические сдвиги в хрупком балансе башен Кремля и фундаментально изменит транзит власти.
Нынешнее сглаживание нужно для внутриполитической стабильности в краткосрочном периоде, особенно тем, кто лично вложился в союз с Лукашенко — но уже в среднесрочной перспективе это ударит по данной стабильности насколько сильно, что изменит всю внутриполитическую картину.
Я думал, что Украины будет достаточно для смены парадигмы в отношении бывших республик с сохранением нынешнего баланса башен, но, похоже, требуется последний шок и замыкание санитарного кордона.
Замена Бабича на Мезенцева оказалась даже более разрушительной для российской стратегии, чем я думал.
Если Россия пойдет на уступки перед РБ, то как раз перед выборами 2024 г. есть шанс, что рос. экономика пойдет вразнос из-за шока смены правил игры. Дефолт '98 обвалил одобрение Ельцина до 3 % и всего через полгода его «ушли»...