ПЕНСИОННЫЙ ПЛАН ДЛЯ «НОВОГО ДВОРЯНСТВА»
Часть I Стражи турбулентногсти
Силовая корпорация становится главной «транзитной» проблемой.
Прогнозируемость, или даже банальность этой ситуации не делает её проще.
Хотя бы в силу того, что именно силовики стали главными выгодоприобретателями предыдущего, ельцинского «транзита».
А основным их бонусом стал госкапитализм, построенный на активах «равноудаленного» олигархата. Был шанс пойти по рузвельтовскому пути и для вывода национальной экономики из постсоветской депрессии трансформировать олигархический капитализм в «народный». Но предпочли иную, госкапиталистическую, «тропу». Возможно, с подачи именно силовиков.
Хотя госкапитализм подобен тому сокровищу, которое, выражаясь словами Ильфа и Петрова, можно потрогать руками, но нельзя унести.
Точнее — любой силовик, окормляющий какой-либо бизнес, может стать его полноправным хозяином, лишь покинув собственную корпорацию.
И не потому, что «кшатрии не торгуют», а потому что при нынешней госкапиталистической модели у «торговцев» принципиально иные интересы, горизонты и риски.
Отсюда сакраментально-троллинговый путинский вопрос «Где настоящий Сечин –до или после [перехода в «Роснефть]?».
Отсюда же концептуальная (а не этическая) уязвимость патрушевского тезиса о «новом дворянстве». Если, конечно, не предполагать, что «новизна» как раз и предполагает невозможность для «государевых людей» стать легальными собственниками «корпорации РФ».
Наконец, отсюда полковники-миллиардеры.
Во время «прямой линии» Путин дал понять, что лично санкционировал широкое оповещение общественности о закромах (анти) коррупционеров из МВД и ФСБ.
Но у такой «профилактики», как минимум, два побочных эффекта – падение доверия общества к силовикам и усиление среди них самих запроса на радикальную «чистку рядов».
Аркадий Ротенберг неслучайно призывает «обходиться без перегибов и переборов» в борьбе с коррупцией.
Хотя можно ли, в принципе, сохранить чувство меры в антикоррупционной кампании и есть ли здесь у Системы беспроигрышный ход – большой вопрос.
Путинская фраза о либерализме —прежде всего, "экспортный товар".
Это сигнал "мы с тобой одной крови" самым важным для него визави на саммите G-20 —Терезе Мэй и Дональду Трампу.
Ведь они пришли к власти как раз на критике либеральной бюрократии, соответственно —из ЕС и Демпартии США.
Если же рассматривать "оторванность правящих элит от народа", как системную угрозу, —вне зависимости от политических предпочтений первых, — то деидеологизированная российская бюрократия (включая силовиков и госолигархов) представляет не меньшую проблему, чем либералы.
Павел Те, деловой партнёр Давида Якобашвили, решил погасить жилищные долги Павла Фукса.
Павел Фукс – не только застройщик ЖК Sky House, «самого элитного долгостроя Москвы», который теперь станет головной болью Те.
Фукс был одним из спонсоров президентской кампании Владимира Зеленского, а сейчас финансирует «партию мэров», создаваемую его давним приятелем Геннадием Кернесом.
При этом показательно, что подключение Те к урегулированию московских проблем Фукса происходит на фоне не менее серьёзных проблем, возникших у Якобашвили.
И на фоне встреч Владислава Суркова, курирующего в Кремле украинскую тематику, с дружественными Якобашвили миллиардерами.
ПЕНСИОННЫЙ ПЛАН ДЛЯ «НОВОГО ДВОРЯНСТВА»
Часть II Кшатрии не торгуют, но инвестируют
Либералы предлагают кардинально реформировать силовые ведомства.
Это тоже, скорее, усугубит, нежели решит проблему.
Безработные или обиженные силовики – едва ли безопаснее для «Транзита», чем недовольные предпенсионеры.
Что касается ЧВК, то они, во-первых, не резиновые и не всем подходят по квалификации и компетенциям. А во-вторых – расширение зарубежных рынков силового сбыта, значительно увеличивает внешнеполитические риски.
По сходным причинам опасен и демонтаж «кормовой базы» —госкапитализма —через новую реприватизацию.
Далеко не все «новые дворяне» воспользуются таким шансом капитализировать силовой ресурс. И значит, обиженных и озлобленных будет не меньше.
Уместнее вспомнить о сценарии, который мы уже обсуждали – о трансформации госкапитализма в «народный» за счёт передачи ключевых госактивов Пенсионному фонду.
Чтобы все, включая силовиков —и «рядовых», и «генералов», —гарантированно и на законных основаниях получили свою долю в национальном благосостоянии.
На выплаты военных пенсий Минфин в ближайшие три года (как раз в самое «транзитное» время) намерен дополнительно направить ₽603 млрд. Сумма не кажется слишком большой, если вспомнить, в качестве дивидендов от госкомпаний только в этом году правительство рассчитывает получить полтриллиона.
Более того, в случае передачи под управление ПФР госактивы из источника финансовой и политической турбулентности превращаются в дополнительную «точку сборки».
А силовая корпорация – в долгосрочного инвестора, предпочитающего стабильные дивиденды мгновенным «окэшиваниям», мешающим развитию портфельных компаний.