Макс атакует!, [12/23/2024 7:56 AM]
🇸🇾О планах Турции в Сирии
По сообщению некоторых турецких СМИ, Турция разработала план по созданию параллельной теневой структуры по управлению Сирией после свержения Асада. Согласно этому плану, правительство Турции намерено назначать высокопоставленных чиновников в качестве советников, чтобы они помогали новым сирийским властям управлять различными государственными ведомствами. Этим чиновникам будет поручено оставаться в тени, чтобы избежать видимости вмешательства во внутренние дела.
Чтобы этот план сработал, главной задачей является укрепление безопасности в Сирии. Согласно турецкому плану, подразделения Сирийской армии Асада будут интегрированы в новую вооруженную силу наряду с Сирийской Национальной Армией (СНА) и бывшими джихадистами из ХТШ. Анкара не хочет повторять ошибку , которую совершили США в Ираке в 2003 году, распустив всю армию Саддама Хусейна. Процесс деббасификации в Ираке привел к появлению вооруженных формирований и многолетним внутренним конфликтам. Все это отразится на безопасности самой Турции, имеющей 912 км общей границы с Сирией. План действий предусматривает создание инфраструктуры безопасности путем интеграции повстанцев с Сирийской Арабской Армией и правоохранительными органами. Это будет непростой задачей.
Чтобы предотвратить новую гражданскую войну, Анкара стремится к тому, чтобы новый лидер Ахмед аш-Шараа взаимодействовал с меньшинствами, включая христиан и алавитов. Однако успех здесь не гарантирован. Турецкий президент Эрдоган планирует привлечь к участию в будущем правительстве Сирии, которое будет сформировано после 18 месяцев переходного периода ряд бывших деятелей гражданской оппозиции.
Во-первых, это Ахмед Моаз аль-Хатыб, бывший имам мечети Омейядов, возглавлявший в 2012-2013 годах в эмиграции Сирийский Национальный Совет (СНС). Он относится к умеренному крылу "Братьев-мусульман". Ещё одной ключевой фигурой является Рияд Хиджаб, бывший премьер-министр при Башаре Асаде, который в 2012 году бежал в Иорданию, а затем в 2015 году вел от имени сирийской оппозиции переговоры в Женеве. Халед Ходжа, сирийский туркоман, входивший в состав СНС, а затем принявший турецкое гражданство и сменивший имя на Алптекин Ходжаоглу. Ареф Далиля, алавит и профессор экономики Университета в Дамаске, эмигрировавший в 2012 году в ОАЭ. Сюда же относится и Абдельбасет Сейда, сирийский курд, недолгое время возглавлявший СНС. Турки рассматривают его как союзника из-за его противостояния проамериканским СДС и РПК. А также старый диссидент, христианин Жорж Сабра , возглавлявший в 2016-2018 годах Сирийскую Национальную Коалицию.
Самой тяжёлой проблемой является, кто будет восстанавливать разрушенную сирийскую экономику и на чьи деньги. Турция стремится привлечь к этому своего союзника - богатый Катар. МИД Турции уже поручено организовать международную донорскую конференцию для поддержки этих усилий. Впрочем, совсем необязательно, что эти планы осуществятся на 100%. Сирия для Турции слишком большой кусок. Турки вряд ли в состоянии его проглотить, а если и проглотят, то переварить. Гораздо реальным представляется вариант создания в Сирии рыхлого федеративного государства. Но об этом позже.
Макс атакует!, [12/23/2024 7:58 AM]
🇸🇾Немного о феномене исламизма в Сирии
Политический ислам существует в Сирии около 80 лет. Движение "Братья-мусульмане" появилось в стране в 1946 году, одновременно с партией Баас. О феномене исламизма в Сирии написаны десятки книг, сотни статей. Среди их авторов такие добросовестные и глубокие исследователи как Патрик Сил, Николас Ван Дамм, Радван Зияде, Джошуа Ландис, Арон Лунд. В то же время кажется, что все эти серьезные авторы не ухватили что-то главное. Они не исследовали феномен исламизма с точки зрения социологии.
В 1950-е годы, когда Сирия была демократической страной, "Братья-мусульмане" участвовали в парламентских выборах и даже иногда блокировались с коммунистами и баасистами. Их отношения с партией Баас стали серьезно портиться после баасистского переворота 1966 года. Причиной стало то, что баасисты оттеснили от власти старую элиту из числа городской буржуазии. Вместо кланов суннитских аристократов они стали создавать новую элиту из числа бывших крестьян. Крестьянство в Сирии до 1966 года представляло наиболее низшую и бесправную страту населения. Многолетний министр обороны САР при Хафезе Асаде, маршал Мустафа Тласс, писал в своих мемуарах о беспросветной жизни сирийских феллахов до революции. Он знал об этом не по наслышке, так как сам был выходцем из бедной крестьянской семьи в провинции Хомс. Баасисты формировали военную элиту из бывших селян. Эти люди с энтузиазмом восприняли новую идеологию. В то же время большинству горожан суннитов западные идеи: ни либерализма, ни арабского национального социализма как-то не зашли.
Большой ошибкой "Ихванов" в Сирии стало то, что в 1977-1979 годах они перешли к тактике террора. Кульминацией стало восстание исламистов в Хаме в 1982 году. Много пишут о жестокости САА и мухабарата при подавлении восстания. По некоторым данным, по его подавлении погибло 20 тысяч человек. При этом умалчивают о том, что экстремисты, захватив власть в городе, убили сотни людей из числа активистов партии Баас, чиновников и офицеров. После этого популярность исламистов в САР пошла на убыль. Отчасти из-за страха, отчасти по патриотическим соображениям. "Ихваны" подняли восстание в то время, когда Сирия вела войну с Израилем в Ливане. Мятеж был воспринят как удар в спину.
Хафез Асад учел ошибки и сформировал негласный баланс. Его соплеменники алавиты доминировали в силовых структурах, а сунниты и, отчасти, христиане контролировали экономику и бизнес. Этот баланс был нарушен после прихода к власти его сына Башара в 2000 году. Башар начал в стране либеральные экономические реформы, которые не довели до добра. Спецслужбы Сирии, ранее не залезавшие в экономику, стали заниматься рэкетом и вмешиваться в споры хозяйствующих субъектов. Появились нувориши из числа алавитов вроде кузена Президента, Рами Махлюфа.
Одновременно Башар Асад подавил немногочисленное демократическое движение "Декларации Дамаска", но почему-то потворствовал салафитской пропаганде в Сирии. С 2001 года в стране как грибы после дождя росли салафитские мечети, действовали проповедники. На первых порах они позиционировали себя как "мирные салафиты", послушные режиму. В то же время происходил исход в города разорившихся крестьян. В 2004-2010 годах в Сирии проходили засухи, а либеральное правительство отказалось выплачивать феллахам субсидии. Вчерашние крестьяне селились в трущобах больших городов, а их ненависть к власти росла. Позже они составили костяк первых боевиков. Гражданская война ещё больше усугубила проблему. В 2015 году по посещении Дамаска мне пришлось побывать в районе Мейдан в центре Дамаска. Поразило обилие мужчин и женщин, соблюдавших исламский дресс-код, чего раньше не было. Сегодняшние сирийские молодые мусульмане гораздо более религиозны, чем их отцы. Это объективная тенденция, с которой надо считаться. По существу, мы имеем дело со "второй исламизацией" Сирии. Отчасти поэтому , приход бывших джихадистов к власти не встретил сопротивления в больших городах. Все это надо учитывать, выстраивая отношения с новой Сирией.